Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вагапова Н.Н. 1
1 Филиал АО «НЦПК «Oрлеу» ИПК ПР

Система управления процессом профессионального развития учителя в условиях непрерывного педагогического образования – это вид управленческой деятельности, направленной на подготовку учителей к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. В практике работы школы внутренним условием формирования и стимулирования профессионального развития учителя является осуществление следующих направлений деятельности:

– практическая педагогическая деятельность (подготовка, осуществление и анализ педагогического процесса);

– система внутришкольного управления качеством образования (внутришкольный контроль, аттестация педагогических кадров); методическая деятельность;

– научно-методическая деятельность;

– экспериментальная и инновационная деятельность.

Проблема обеспечения эффективности управления процессом профессионального развития учителя в условиях школы состоит в разработке организационной модели, позволяющей согласовать все внутренние направления деятельности школы для профессионального развития учителя и внешние условия (система дополнительного образования).

Управление профессиональным развитием учителей включает ряд этапов, среди которых можно выделить следующие:

1. Привлечение, подбор, отбор, оформление на работу педагогов.

2. Анкетирование новых (в том числе молодых специалистов) с целью ознакомления всех работников и оценки социально-психологического климата, выработки предложений по оптимизации организационной культуры.

3. Аттестация педагогических работников каждые 5 лет с целью определения степени соответствия компетенций и личностных характеристик педагогов выполняемой работе и интенсивности рабочей нагрузки и формирование плана обучения педагогов по приоритетным направлениям профессионального развития.

4. Включение отдельных педагогов в кадровый резерв по разным видам деятельности и времени.

5. Психологическая диагностика с целью характеристики личностных качеств педагогов.

6. Планирование повышения квалификации профессионального развития педагогов.

7. Организация обучения педагогов согласно разработанным в школе программам.

Профессиональное развитие педагогов осуществляется посредством ряда общих методов управления, среди которых к наиболее эффективным относят:

– планирование профессионального роста,

– замещение должностей,

– ротация внутри организации,

– профессиональное и социально-психологическое обучение,

– участие в проектных группах, инновационных разработках, конкурсах профессионального мастерства.

Говоря об особенностях управления развитием учителей, необходимо отметить, что в этом процессе традиционно сильны и некоторые специфические, присущие только системе образования, методы: периодические курсы повышения квалификации, система наставничества, привлечение педагогов к работе профессиональных методических объединений, формирование кадрового резерва на замещение руководящих должностей.

Современные теоретические подходы к управлению профессиональным развитием учителей ориентирует образовательные учреждения на деятельность в едином, постоянно изменяющемся научно-методическом пространстве системы образования, необходимость создавать программы повышения квалификации, отражающие индивидуальную траекторию профессионального развития педагога.


Библиографическая ссылка

Вагапова Н.Н. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 361-361;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10048 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674