Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Стукаленко Н.М. 1 Кайникенова Г.К. 1 Кусаинова Г.Т. 1
1 Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
1. Гершунский Б. Философия образования для ХХI века. – М.: Наука, 1997.
2. Маркова А. Психология профессионализма. – М.: Изд-во Проспект, 1998.
3. Stukalenko N.M., et al. (2013). About preparation of future teachers for application of innovative study technologies // Life Science Journal. – (12s), 131–133. – http://www.lifesciencesite.com.
4. Stukalenko N.M., Kainikenova G.K., et al. (2013). Formation of future teachers’ professional skills during the period of pedagogical practice // Life Science Journal. – (12s): 139–141. – http://www.lifesciencesite.com.
5. Stukalenko N.M. et al. Implementation of competence approach in the professional education of prospective teachers in the higher education conditions // International Review of Management and Marketing, ISSN: 21464405 – Turkey (Scopus). – 2016, 6(S3). – http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/2209/pdf.

В теории и практике образования актуальной проблемой является развитие познавательной активности у будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки. Различные социально-экономические изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности, стимулируют активность человека. В связи с этим, своевременной становится подготовка кадров, отвечающих современных требований, которые ориентируют систему образования на развитие познавательной активности, что является одним из приоритетных направлений в системе современного образования, позволяющее студентам вуза быстро ориентироваться в будущей профессии, гибко адаптироваться в мире науки и новой системе образования. В связи с этим в системе высшего профессионального образования возникает необходимость в разработке условий для управления процессом развития познавательной активности будущих специалистов.

Профессиональное образование на современном этапе должно быть ориентировано на выработку у будущих специалистов способности самостоятельно пополнять знания, быстро адаптироваться к происходящим изменениям, ориентироваться в стремительном потоке информации и принимать ответственные решения. Задача образования в высших учебных заведениях состоит в управлении процессом развития у студентов способностей к самоорганизации и самообразованию [1].

Особая значимость понятия «активность личности» обуславливает стойкий интерес педагогов-исследователей к проблеме развития познавательной активности обучающихся. Для практического воплощения этой способности в познавательной деятельности личности необходимо естественное стремление обучающихся к сознательному и активному освоению знаний, умений и навыков. Данное педагогическое положение имеет огромную значимость для системы высшего профессионального образования. Одной из целей государственной программы образования является достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребностям рынка труда, задачам индустриально-инновационного развития страны и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования.

Одним из требований к уровню подготовки обучающихся, прописанным в Государственном общеобязательном стандарте высшего образования, является овладение навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности. В особенности данное требование предъявляется к студентам педагогических специальностей, перед которыми возникает потребность достаточно высокой активизации собственной познавательной деятельности. В современных условиях возникает необходимость в социально и профессионально активной личности педагога, обладающего высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, профессионально реализовываться и поддерживать дальнейший творческий рост. Все вышеперечисленное определяет задачу подготовки будущего педагога, способного взять на себя ответственность за свое образование, стать субъектом собственного профессионального развития. Развитие познавательной активности позволит будущему педагогу актуализировать свой потенциал, повышать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, строить дальнейшую профессиональную деятельность и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни [2].

Необходимость развития познавательной активности у будущих педагогов обусловлена противоречием между потребностью в подготовке педагогов новой формации и неполной разработанностью организационных и управленческих аспектов образовательного процесса вуза, обеспечивающих в полной мере развитие познавательной активности студентов педагогических специальностей.

Познавательная активность студента – это черта личности, которая проявляется в его отношении к познавательной деятельности, в стремлении к самостоятельной работе, направленной на усвоение студентом профессиональных знаний и способов деятельности, находящая проявление в активной познавательной деятельности, в процессе восприятия и мышления. Познавательная активность является свойством личности обучающегося, которое проявляется в увлеченности процессом познания, ярко выраженным стремлением выполнять разнообразные, особо сложные задания, в желании продолжать занятие по его окончанию. Кроме этого, познавательная активность как форма проявления познавательной потребности обеспечивает направленность обучающегося на осознание целей учебной деятельности и тем самым способствует более полному и глубокому усвоению учебной информации [3].

Сущность управления процессом развития познавательной активности у студентов заключается в организации образовательного процесса в вузе, проектировании научно обоснованной организации образовательного процесса – конкретизации целей и задач, конструировании содержания, методики с применением современных технологий обучения, контроле и анализе достигнутых результатов. Анализ исследуемой проблемы показал, что в образовательном процессе вуза пока еще недостаточно широко используются возможности новых образовательных технологий для развития познавательной активности студентов. В связи с этим решение данной проблемы становится важной задачей современного образования [4].

В ходе нашего исследования развитие познавательной активности студентов осуществлялось с использованием активных методов, которые охватывают все виды аудиторных занятий. Особенности активных методов обучения заключаются в высоком уровне мыслительной, интеллектуальной и аналитической деятельности студентов, что способствует более прочному усвоению знаний, повышает интерес к занятиям, сопряжено с положительными эмоциями, вызывает эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. При этом наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления, общение происходит на деловой основе, развиваются познавательная активность, творческие и коммуникативные способности. В ходе исследования была разработана модель образовательного процесса для студентов специальностей «Педагогика и психология» и «Социальная работа» на основе модульной технологии. Модульное обучение базируется на основной идее, суть которой заключается в том, что студент должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, активизировать, координировать, консультировать и контролировать. Модульная технология в сочетании с активными методами обучения эффективно способствует развитию познавательной активности студентов. Таким образом, в основу развития познавательной активности у студентов была положена технология модульного обучения и использованием активных методов обучения, что способствовало активизации студентов в учебной и научно-исследовательской работе.


Библиографическая ссылка

Стукаленко Н.М., Кайникенова Г.К., Кусаинова Г.Т. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 33-35;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10099 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674