Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Федюковский А.А. 1
1 Санкт-Петербургский академический университет
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: уч. для студ. высш. пед. уч. зав. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
3. Фридман Л., Кузнецова С. Глобализация: развитые и развивающиеся страны // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 11. – С. 9–20.
4. Delors J. The Necessary Utopia (Introduction to the report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century, Learning: the Treasure within). – Режим доступа: http://www.unesco.org/delors/utopia.htm.
5. Рощупкин В.Г. Кросскультурная грамотность: диагностика, формирование. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 240 с.
6. Мясникова Л.А. Смена парадигмы. Новый глобальный проект // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 6. – С. 3–14.
7. Микешина Л.А. Трансцендентные измерения гуманитарного знания // Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 49–66.
8. Федюковский А.А. Историко-лингвистическая подготовка в системе российского филологического высшего профессионального образования // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Гуманитарные науки». – Вып. 4(31). – 2009. – С. 253–257.
9. Федюковский А.А. Лингвистическое образование в условиях социально-экономических преобразований // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. – 2015. – № 4 (52). – С. 84–90.
10. Радченко О.А. Язык как миросозидание: Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 315 с.
11. Карпов О.А. Социокультурный контекст индивидуальных проблемно-познавательных программ // Вопросы философии. – 2006. – № 5. – С. 103–122.

Образование всегда было неразрывно связано с обществом, которое, овладевая новыми знаниями, испытывает острую необходимость передать их следующим поколениям. Однако целью образования не всегда является только передача информации. Часто получаемые знания дают толчок для изучения новых объектов.

Русское слово «образование» происходит от слова «образовывать». То есть образование – это создание некого образа. Человеку прививают новые знания, чтобы он приобрел некий социальный образ. Поэтому педагоги часто утверждают, что основная функция образования – социальная. «Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление» [1]. «С точки зрения общественных функций образование – средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям» [2].

История образования берет свое начало еще в первобытные времена. Тогда образование сводилось к передаче исключительно практических знаний. Позже в ходе усложнения деятельности стали передаваться не только практические умения, но также определенные учения, традиции и обычаи, что положило начало т.н. умственному образованию. С появлением рабовладельческого строя окончательно разрывается связь между интеллектуальной деятельностью и физическим трудом. Вследствие этого возникают первые школы, философские общины.

Древнеримская цивилизация стала родоначальником современной системы образования. Характерными чертами древнеримского образования являются: открытие школ; деление образования на уровни (по аналогии с современным образованием – среднее и высшее); изучение и развитие приемов речи; создание больших библиотек; увеличение количества необходимых для изучения предметов. Именно в этот период образование стало структурированным и дифференциальным.

Большой шаг образование сделало в эпоху Возрождения. Именно в этот период формулируются «законы педагогики», возникает гуманистическое течение, когда первое место в науке и образовании отводится человеку, стали открываться первые школы для детей с отклонениями, появляется дополнительное образование. В эпоху Просвещения образование окончательно отделяется от религии и становится практико-ориентированным. В основе образования лежит воспитание свободной личности. В связи с развитием науки и искусств, появляется все больше методик обучения, а благодаря появлению книгопечатания появляются большие тематические библиотеки. Образование продолжает систематизироваться, появляются новые педагогические учения. Педагоги того времени считали, что обучение человека должно гармонично развивать все способности человека. В России великий просветитель К.Дм. Ушинский разработал систему, в которой постарался объединить требования общества и потребности души человека.

Сегодня мы наблюдаем следующие тенденции развития современного образования: обучение становится все более содержательно детализированным; идет бурный рост количества методик; неравенство образования между странами становится все меньше; одной из важнейших составляющих образования становится использование компьютерных технологий, обусловленное переходом человечества к этапу формирования информационного общества; заметно все большее влияние глобализации на образовательный процесс.

Долгое время считалось, что процесс глобализации затрагивает только геополитику и экономику. Однако сейчас стало очевидным, что глобализация – настолько всеобъемлющий процесс, что вовлекает в себя и социокультурную сторону жизни человека.

Последствия глобализации в экономических и политических сферах неизменно затрагиваются культурную сферу. Например, американская культура, впитав в себя ценности многих других культур, в конечном итоге стала коммерческим предприятием («кока-коланизация», «макдональдизация»).

Сегодня вместе с ростом научных и технических открытий растет угроза уничтожения человечества, и современные философы пытаются обратить внимание общества на повсеместный распад культуры. Все более реальным становится кризис ресурсов. Так как их расход идет нерационально, они не восполняются в нужном объеме. Это является следствием того, что поиск и добыча новых ресурсов происходит медленно. В связи с использованием лишь известных ресурсов возникает их дефицит [3]. Очевидно, что дефицит ресурсов может повлечь за собой серьезные проблемы, начиная от возникновения конфликтов и войн за ресурсы, и заканчивая крахом всей мировой экономической системы.

В условиях существования данной угрозы, все большее внимание уделяется человеческому ресурсу, т.к. именно он обладает наибольшим потенциалом развития.

Ж. Делор в предисловии к своему докладу («Образование – скрытое сокровище для XXI века») обозначил четыре основные составляющие образования: научиться познавать, делать, жить вместе и быть [4].

Особо надо отметить взаимосвязь культуры и образования, т.к. именно данная связь определяет направление развития всего общества. Существует множество подходов к определению культуры и образования. К примеру, можно привести слова С.И. Гессен: «являясь важнейшей составной частью культуры, сфера образования включает в себя процесс наследования, сохранения, распространения и приобщения к ценностям культуры, процесс приобщения человека к культуре, формирования его как субъекта культуры, формирования его собственного культурного облика и образа» [5, с. 23].

Еще одним признаком глобализации является становление информационного общества. Постоянно совершенствуются способы и скорость передачи, хранения и обработки информации. Однако зачастую человек оказывается неспособен использовать все возможности столь широкого информационного поля.

Исследователи различных сфер предлагают свои варианты развития общества в будущем. Один из вариантов: развитие в рамках аттенционализма, т.е. формирование информационного общества, построенного на информации, создающей знания [6]. Капиталом в рамках этого проекта становится человеческий, социальный и интеллектуальный ресурсы. Иерархия участников определяется талантом, креативностью, умением работать с сетевой информацией и преобразовывать ее в знания.

Дальнейшее развитие информационных технологий неизбежно ведет к ее избыточности. А значит, теряется ее основная функция – быть источником знаний. Важнейшим ресурсом в таких условиях становится внимание, как способность избегать ненужной информации. Именно из этого вытекает вопрос о характере гуманитарных знаний, в том числе и лингвистических.

Многообразие истин в различных областях познания делает актуальной проблему поиска конструктивной системы образования. Подобная система может быть построена с учетом некоторых особенностей гуманитарного образования: субъект и объект познания неразрывно связаны и взаимодействуют друг с другом; язык всегда многозначен и содержателен; язык позволяет выявлять новые смыслы, не доступные данной культуре; происходит не только познание объекта, но и его оценка [7]. Таким образом, язык становится важнейшим средством познания действительности. Для людей, знающих несколько языков, увеличивается информационно-познавательное поле. Особенно если они знают языки, принадлежащие разным цивилизациям.

В связи с развитием международных экономических отношений увеличивается спрос на специалистов, владеющих иностранными языками. С другой стороны, переориентация лингвистического образования в направлении бизнес-процессов и запросов рынка, может обесценить его культурную составляющую. Таким образом, в условиях коммерциализации лингвистического образования, необходимо реализовывать и ее культуро-образующую функцию. Социокультурные изменения оказывают все большее влияние на лексико-семантическую систему языка. В то же время, языковые тенденции оказывают влияние на политические и экономические процессы.

В последнее время исследователи часто говорят о появлении общечеловеческого языка, чаще всего таким языком считают английский. Однако при рассмотрении долгосрочной перспективы, они приходят к выводу, что общество находится в языковом кризисе, и по его окончании в мире будет выстроен абсолютно новый языковой порядок.

В условиях глобализации, все более популярной становится идея о глобальном образовании. Изменения в образовании всегда отражают изменения в международных отношениях: поликультурное образование, образование международного понимания. Сегодня в рамках глобализации образование подразумевает осведомленность в таких направлениях, как угрозы международных конфликтов, терроризм, преступность, проблемы окружающей среды, права человека, бедность.

Лингвистические знания позволяют изучать данные глобальные проблемы, конкретизированные в определенном направлении. К примеру, межкультурное понимание, права человека, культурное многообразие, с точки зрения лингвистики могут изучаться как тенденции развития мировой языковой системы, языковые права человека, развитие мировой языковой системы и политики.

На развитие лингвистики влияет и развитие информационных технологий: доминирующие в Интернете языки, использование информационно-коммуникативных технологий в лингвистических исследованиях. Эколингвистика может помочь в выявлении проблемы окружающей среды и их решении. Гендерная лингвистика помогает решать проблемы гендерного неравенства. Современные социально-экономические и политические процессы должны изучаться параллельно с историческим анализом языка, которое надо проводить на самом высоком профессиональном уровне [8].

При определении содержания современного лингвистического образования [9], необходимо учитывать все разделы лингвистики, включая новые, например, эколингвистика, гендерная лингвистика, лингвокультурология, социолингвистика. Уже давно идут споры о взаимодействии родного языка и языков иностранных. Однако сегодня роль языка в культуре и жизни человека все время переосмысляется и приобретает новые значения в рамках глобальных процессов.

Знание иностранного языка является необходимым условием для ознакомления с другой культурой. Однако выделяют и негативные стороны владения иностранным языком:

– обязательность изучения иностранного языка, в то время как изучение родного языка требует гораздо больше сил и времени;

– вследствие изучения иностранных языков происходит распад исконной культуры;

– человек, владеющий несколькими языками, не всегда понимает, к какой культуре он принадлежит и находится между ними, это относится не только к политике, но к системе оценки мира [10, с. 164, 165, 169].

В ходе социокультурных изменений, идея диалога была переосмыслена, как условие выживания человечества. Однако в условиях неравенства мира, исследователи говорят об угрозе возможности вести диалог. Развитие культурной толерантности сегодня идет на фоне возрождения этнической идентичности, что порождает противоречия в развитии современного общества. О.А. Карпов видит педагогическое решение это проблемы в следующем: переосмысление реальной ситуации развития полиэтнического мира, которая более соответствует ситуации «культурных диссонансов» [11]. В этом видении, однако, отсутствует понятие «диалог культур», который несет в себе положительный оттенок.

Цель лингвистического образования – подготовка к «диалогу культур» «диалогического человека». Каждому человеку необходимо проявлять высокую степень независимости, ответственности за достижение целей, собственную оценочную позицию. Диалогический человек способен выходить за рамки определенного грамматического строя и фиксированных значений слов. Он также реализует свое личное отношение к ситуации, выбор адекватных языковых средств и т.д.

Таким образом, как следствие влияния глобальных процессов на образовательный процесс, четко проявляются следующие функции лингвистического образования: познавательная, культуро-образующая, интегрирующая, ценностно-образующая, политико-образующая.

Лингвистическое образование не должно восприниматься только как коммуникативный фактор, оно так же является и гносеологической детерминантой. Образование помогает человеку узнать не только окружающий мир, но и себя самого. Такое отношение к лингвистическому образованию не только увеличивает его современную востребованность, но и обеспечивает его преемственность в будущем. Анализ содержания глобального лингвистического образования и его функций дает возможность в полной мере осознать всю важность лингвистического образования.


Библиографическая ссылка

Федюковский А.А. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 39-42;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10102 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674