Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРАЗОВАНИИ

Абилкасимова Г. 1 Абдиракиш К.Д. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании, который имеет педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. Раскрывается результаты изучения сущности понятия «компетентностный подход», которое, как показал анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме, в рамках которой осуществляется подготовка преподавателей технических и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений. Авторами проанализированы особенности компетентностного подхода в профессиональном оразовании, где компетентный подход предполагает наличие показателей уровней компетентности выпускника, детализацию моделей деятельности преподавателей и студентов.
выпускник
высококвалифицированный специалист
компетентность
компетентностный подход
мастер производственного обучения
профессиональное образование
студент
1. Абилкасимова Г., Абдыкаримов Б.А., Утебаев И.С. Компетентный подход в подготовке будущего педагога профессионального обучения. // Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci – 2010: Materialy V Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji (07–15 stycznia 2010 roku). – Vol. 12. Pedagogiczne nauki. – Przemysl. Nauka i studia, 2010. – С. 27–29.
2. Андреев В.И., Макоско В.В. Профессионализм педагога высшей школы в контексте компетентностного подхода // Высшая школа. – 2004. – № 5. – С. 29–33.
3. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22–46.
4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–58.
5. Дик Т.И., Дик Н.Ф. Настольная книга руководителя среднего специального учебного заведения: Практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 432 с.
6. Жук О.Л. Компетентностный подход к педагогической подготовке студентов в классическом университете. – Мн., 2004. – 157 с.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
8. Кенжебеков Б.Т. Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста // Высшая школа Казахстана. – 2002. – № 2. – С. 81–84.
9. Менлибекова Г.Ж. Социальная компетентность, сущность, структура, содержание // Высшая школа Казахстана. – 2001. – № 4–5. – С. 153.
10. Пфейфер Н.Э., Семенова М.В. Профессиональная компетентность студентов: сущность, структура, содержание // Вестник Карагандинского университета. Серия педагогика. – 2004. – № 4 (36). – С. 42–47.
11. Педагогический словарь / Под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Кожаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 163.
12. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. – М: ИРПО, 2001. – 184 с.

Одной из важнейших задач образования на современном этапе общественного развития является становление социального самоопределения личности студента. Для этого необходимо даже построение предметного содержания осуществлять таким образом, чтобы оно оказывало влияние на формирование механизма самоопределения личности обучаемых (соотнесение интересов, склонностей, личных возможностей с интересами общества и государства). Иными словами речь идет о необходимости успешного моделирования целостного педагогического процесса и педагогическая модель должна иметь не только дидактический, но социально-педагогический характер.

Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. Происходят изменения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей в различных сферах деятельности. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда. Этот подход позволяет актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.

Система профессионального образования имеет существенные особенности, отличающие его от педагогического и инженерно-технического образования, которые проявляются как в ориентации подготовки специалистов, в реализации профессиональной направленности образовательного процесса и в особенностях профессиональной деятельности выпускников.

В настоящей статье мы изложили результаты изучения сущности понятия «компетентностный подход», которое, как показал анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме, вошло в широкий научный оборот сравнительно недавно.

В современных условиях реформирования профессионального образования актуализируется компетентный подход к подготовке специалиста. Он базируется на совершенствовании форм обучаемости студентов, подготовки квалифицированного специалиста, готового к воспроизводству знаний и умений в современном социальном, информационном и промышленном социуме. Использование компетентного подхода диктуется требованиями современных поколений ГОСТ, образовательных программ и повышением ответственности за качество представляемых образовательных услуг населению.

Компетентностный подход имеет педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением (школа, ссуз, вуз), и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса». Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность». Б.Д. Эльконин полагает, что «компетентность – мера включенности человека в деятельность». С.Е. Шишов рассматривает категорию компетенции «как общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, дающую возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы».

Для того, чтобы осуществить подготовку будущих специалистов на основе инновационных педагогических технологий, в частности личностно ориентированных, необходимо обеспечить соответствующие условия, в частности: повысить уровень доступа работников профессионально-технических учебных заведений к информации о современных проблемах непрерывного профессионального образования (научной, методической, учебной, технологий производства); усилить инженерную и психолого-педагогическую подготовку с повышения методической компетентности педагогов, семинары-практикумы, направленные на овладение современными педагогическими технологиями; усилить мотивацию овладения и внедрение нетрадиционных форм обучения будущих специалистов путем присвоения педагогических званий, категорий, повышения надбавок к заработной плате, премирования преподавателей и мастеров производственного обучения.

Компетенотностный подход в свою очередь рассматривает образование и образованность как умение решать проблемы, независисмо от их сложност, опираясь на имеющиеся знания. Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые.

Компетентность это характеристика человека, выражающаяся в наличии у него знаний, умений и навыков, достаточных для решения какой-либо проблемы, занятий тем или иным видом деятельности.

Далее мы рассмотрели некоторые основные понятия компетентного подхода в образовании.

Функции компетентного подхода:

– интеграция образовательного пространства;

– обеспечение объективности диагностических процедур;

– повышение качества сопровождающих процессов (научно-методическая работа, инновационная деятельность);

– оптимизация системы управления качеством.

Базовые понятия:

– компетенция (социальная форма), социальная характеристика;

– компетентность (личностная характеристика).

Типологии компетенций:

– ключевые общие (общекультурные) и специальные (профессиональные);

– инструментальные (функциональные), межличностные (коммуникативные), системные (проектные);

– профессиональные (предметные), личностные (рефлексивные) и социальные.

Модель специалиста в компетентном подходе:

– цели и виды деятельности специалиста;

– функциональная характеристика деятельности;

– условия и средства деятельности;

– критерии правильности принятия решений, связанных с деятельностью;

– критерии информационно-образовательной деятельности.

Структура компетентной модели выпускника:

– общая характеристика специальности:

– основные виды профессиональной деятельности:

– базовый уровень компетенции;

– промежуточный уровень компетенции, т.е. наблюдение и анализ обученности студентов:

– профессиональный уровень (готовность к решению профессиональных задач).

Компетентный подход предполагает наличие показателей уровней компетентности выпускника, детализацию моделей деятельности преподавателей и студентов.

Таким образом, компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса это содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в подготовке будущего педагога профессионального обучения важно учитывать влияние изменения функциональной структуры деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, которая в последнее время – базируется на междисциплинарной интеграции, согласно которой преподавание профессионально-ориентированных дисциплин и практических занятий обеспечивает один педагог (преподаватель общетехнических дисциплин или мастер производственного обучения).


Библиографическая ссылка

Абилкасимова Г., Абдиракиш К.Д. ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 11-13;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10343 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674