Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТЬ ПРИНЦИПА СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Кузнецова А.Я. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
1. Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Педагогическое наследие. – М., 1987. – С. 205-295.
2. Кузнецова А.Я. Интеллект, интеллектуальный капитал и самопознание // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1. – С. 142-143.
3. Кузнецова А.Я. Рефлексивный характер развития интеллекта // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 131.
4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – Сер. 1. Т. 41. – М., 1957.
5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. – М., 1996.

Воспитание – целенаправленное создание условий для формирования гражданина. Принцип свободы в воспитании необходимо соблюдать для того, чтобы воспитание не исказило окончательно природу человека. Принцип свободы предполагает создание в образовательной среде пространства, в котором воспитанник наилучшим образом обнаружит непроявленные ещё природные возможности. Л.Н. Толстой в романе «Воскресенье» осознание человеком своей природы называет осознанием своего «духа»: «Вер много, а дух один. И в тебе, и во мне, и в нём.…Значит, верь всяк своему духу, и вот будут все соединены» [5, с. 77]. Л. Толстой (позже об этом говорит и К. Юнг) считает, что «Каждый человек обладает особенным дарованием и способен выполнять определенную задачу» [4, с. 303]. [2]. Задача воспитания в том, чтобы постараться открыть в ребёнке это дарование. Ответственность воспитанника перед природой состоит в том, чтобы в течение своей жизни наилучшим образом раскрыть это дарование. Для воспитателя «Воспитание значит питание способностей ребёнка, а не создание тех новых способностей, которых в нём нет. Последнее невозможно» [4, с. 303]. Ребёнок со временем перейдёт к самовоспитанию. К этому времени ему необходимо будет дать понятие о долге, который необходимо выполнить в мире, в котором он живёт, о той задаче, ради которой человек рожден.

Свободное воспитание – это естественное воспитание. Говоря о «духе» человека мы говорим о тех его природных задатках, природных возможностях, которые обеспечены диалектическим единством природы, для которой человек не чужеродный элемент в природе, а её производное. Общество устроено так, что влияние среды неизбежно. Растущий человек строит себя по образцу взрослого. Вредным оказывается то влияние, которое уводит воспитанника с пути следования естественному раскрытию природных качеств, достижению природной цели. Ж.Ж. Руссо указывает на два сорта зависимости человека в процессе его развития: зависимость от вещей, лежащая в самой природе и зависимость от людей, порождаемая обществом. Первая, не заключая в себе ничего морального, не вредит свободе и не порождает пороков, в то время как вторая, не будучи упорядоченной, порождает все пороки. Невозможно быть полностью независимым. Для осуществления свободного воспитания следует избегать всех видов зависимости, если это не зависимость от природы вещей. « Чтобы не гнаться за химерами, не будем забывать того, что прилично нашему положению. У человечества – свое место в общем порядке Вселенной. У детства – тоже свое в общем порядке человеческой жизни: в человеке надо рассматривать человека, в ребёнке – ребёнка» [1, с. 205].

Осуществление принципа свободы начинается с того, что воспитатель отказывается от силового воздействия: «Никогда не приказывайте ему – ничего на свете, решительно ничего! Не допускайте у него даже представления, что вы претендуете на какую-нибудь власть над ним» [1, с. 205]. Но, для того, чтобы отказаться от приказов, воспитатель сам должен многое изучить и предвидеть, для того, чтобы помешать совершению дурного поступка. Принцип свободного воспитания состоит в том, что воспитатель максимально изучив социальные условия, регулирует их так, что воспитанник напрямую сталкивается только с природными препятствиями, не приходя в противоречие в своих действиях с людьми или социумом [3]. «Дозволяйте с удовольствием, отказывайте лишь с сожалением; но все отказы ваши пусть будут бесповоротны, пусть не колеблет вас никакая настойчивость; пусть сказанное вами «нет» будет несокрушимой стеной, так, чтобы, испытав раз 5-6 перед ней свои силы, ребенок не пытался уже опрокинуть ее» [1, с. 205].

Принцип свободного воспитания не решает все задачи воспитания, но делает реальное пространство индивида открытым для свободного контакта с природой. Принцип свободы состоит в воспитании человека способного воздерживаться, если препятствие ему ставит сама природа, не свободного от законов природы, от знания этих законов, а свободного от каприза других людей, от их власти. Человек, знающий законы природы, знающий свои ограничения в природе, понимающий их власть над собой, остаётся гордым, осознавая, что он противостоит жестокому игу необходимости. При следовании этому принципу можно наиболее рассчитывать на то, что в развивающемся человеке будет наиболее полно осуществлен основной закон природы.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. ОСОБЕННОСТЬ ПРИНЦИПА СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-1. – С. 124-125;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10461 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674