Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВТОРОЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Решетников О.М. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
1. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». – М.: Юрайт, 2007.
2. Российская газета – Федеральный выпуск от 22 февраля 2008, № 4652.
3. Век. 2008. 8 февраля, № 43; Газета. 2008. 14 февраля, № 36; Независимая газета. 2008. 27 февраля, № 25.
4. Российская газета от 1 февраля 2008, № 4597.

Президентские выборы 2008 года стали «вторым и решающим этапом обновления высшей власти». Особенность президентских выборов 2008 года заключалась в том, что при условии соблюдения Конституции РФ по их результатам обязательно должна была произойти смена персоналии на высшей в стране должности. Цель президентских выборов 2008 года для политической элиты состояла в обязательном сохранении должности Президента России за представителем правящих группировок, что необходимо для удержания государственной власти и консервации действующего политического режима.

Dуборы стартовали 28 ноября 2007 года после опубликования постановления Совета Федерации об их назначении. Уже 10 декабря 2007 года в Кремле состоялась встреча Президента В. Путина с председателями партий «Единая Россия» (Б.В. Грызлов), «Справедливая Россия» (С.М. Миронов), «Гражданская Сила» (М.М. Борщевский) и Аграрной партии (В.Н. Плотников). Б.В. Грызлов от имени всех партийных руководителей обратился к Президенту В.В. Путину с предложением кандидатуры первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева для выдвижения кандидатом на должность Президента РФ.

По сложившейся традиции законодательный порядок проведения президентских выборов 2008 года был заранее усовершенствован Государственной Думой четвертого созыва. В 2005–2007 годах в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» были внесены изменения, существенно расширившие возможности для административного регулирования процесса президентских выборов с использованием технологического инструментария, в основном такого же, как и на парламентских выборах 2007 года [1].

Политические партии, представленные по результатам парламентских выборов 2007 года в Государственной Думе пятого созыва, выдвинули своих кандидатов на должность Президента России. Кандидатура Д.А. Медведева было официально в соответствии с законом выдвинута партией «Единая Россия», на уже упомянутом завершающем заседании VIII съезда этой партии.

Партии КПРФ и ЛДПР выдвинули кандидатами на должность Президента России своих лидеров – Г.А. Зюганова и В.В. Жириновского. В соответствии с законом они были зарегистрированы ЦИК автоматически.

Партия СПС, не сумев, реально оценить свои возможности, выдвинула в качестве кандидата на должность Президента России Б.Е. Немцова и предоставила в ЦИК все необходимые документы, включая заявление Б. Немцова о согласии баллотироваться. Но еще до начала сбора подписей избирателей для его регистрации в качестве кандидата Б.Е. Немцов отказался баллотироваться, как представляется, прежде всего, потому, что не смог найти финансовые ресурсы для проведения избирательной кампании.

Из 11 самовыдвиженцев ЦИК зарегистрировал и допустил к сбору подписей только две группы избирателей, созданных для поддержки самовыдвижения председателя партии «Народ за демократию и справедливость» М.М. Касьянова, которую Минюст России отказался регистрировать в январе 2008 г. и председателя зарегистрированной Демократической партии России А.Н. Богданова, ЦИК отказал в регистрации группе избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения известного в советский период диссидента В.К. Буковского. Позднее ЦИК отказал М.М. Касьянову в регистрации кандидатом на должность Президента России по причине того, что в представленных им подписях недостоверными и недействительными были признаны больше подписей, чем допустимо по закону. При этом в ряде регионов, например, в таких, как Республика Марий Эл, Хабаровский край, Курская, Читинская, Ярославская области и других, были возбуждены уголовные дела по факту подделки подписей в поддержку М.М. Касьянова [2].

Агитационно-пропагандистское воздействие за кандидатуру Д.А. Медведева в ходе избирательной компании основывалось на совместном доминировании в СМИ Президента В.В. Путина и Д.А. Медведева. Совместное присутствие Президента и кандидата, по данным независимых источников, на телеэкране и на страницах печати доходило до 90 % в сравнении с тремя другими кандидатами на должность президента. Д.А. Медведеву эпизодически даже предоставлялось больше места и времени, чем В.В. Путину в освещении деятельности и по количеству упоминаний в СМИ.

Баллотировавшиеся на пост Президента РФ лидеры КПРФ Г.А. Зюганов, ЛДПР В.В. Жириновский, ДПР А.В. Богданов, зачастую метко и удачно критиковавшие власть, не смогли предложить привлекательной альтернативы программе действий, сформулированной В.В. Путиным и Д.А. Медведевым [3]. Привычно эмоциональная кампания В.В. Жириновского на этих выборах проводилась им вяло и была невыразительной. Как информационный повод для рекламы деятельности Д.А. Медведева в правительстве, по мнению автора, были использованы состоявшееся 28 февраля 2008 г. заседание Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, где Президент В.В. Путин отметил чёткую и системную работу Д.А. Медведева, как основного организатора за последние два года работы по этим направлениям», а также телеобращение Президента к избирателям с призывом обязательно прийти на выборы.

Д.А. Медведев был зарегистрирован кандидатом на должность Президента России 21 января 2008 г. Федеральный избирательный штаб кандидата Д.А. Медведева, уйдя официально в отпуск, возглавил руководитель Администрации Президента России С.С. Собянин. По примеру федерального центра избирательные штабы Д.А. Медведева были сформированы в регионах тоже фактически на базе региональных органов государственной власти и их возглавили высокопоставленные чиновники. Так, в Санкт-Петербурге избирательный штаб Д.А. Медведева возглавила лично губернатор В.И. Матвиенко, в Москве – первый заместитель мэра столицы В.И. Ресин, в Республике Татарстан – руководитель аппарата президента Ю.Х. Камалтынов, в Республике Башкортостан – руководитель администрации президента Р.Х. Хабаров, в Красноярском крае – первый заместитель губернатора В.Н. Казусов, в Псковской области – заместитель губернатора А.В. Морозов и т.д. [4].

2 марта 2008 г. российские избиратели избрали нового третьего по счету Президента РФ. Им стал первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев. За него в ходе голосования отдали свои голоса свыше 52 млн или 70,28 % всех избирателей, участвовавших в голосовании. За лидера Компартии РФ Г.А. Зюганова проголосовало 17,72 % избирателей, за лидера ЛДПР В.В. Жириновского – 9,35 %, лидер Демократической партии России А.В. Богданов набрал всего – 1,3 %.

Тем самым, две трети граждан России высказались в ходе голосования за продолжение политики Президента В.В. Путина.


Библиографическая ссылка

Решетников О.М. ВТОРОЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 38-39;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10539 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674