Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ О НАИМЕНОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Борякова Н.Ю. 1 Данилова А.М. 1 Евтушенко Е.А. 1 Евтушенко И.В. 1 Левченко И.Ю. 1 Лифанова Т.М. 1 Орлова О.С. 1 Ткачева В.В. 1 Туманова Т.В. 1 Филичева Т.Б. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Серьезной проблемой, стоящей в настоящее время перед специалистами в области специального и инклюзивного образования, является совершенствование диагностических критериев и терминологии, связанной с наименованием отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Внесенный на утверждение Министерством образования и науки Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, по мнению разработчиков, обусловлен необходимостью придерживаться понимания и терминологии, содержащихся в основополагающих международных правовых актах, в том числе в части 2 статьи 1 Конвенции ООН о правах инвалидов, в которой к инвалидам относят лиц «с физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». В статье представлено мнение авторов, известных российских исследователей, педагогов-дефектологов, выражающих собственную точку зрения на целесообразность переименования в Федеральном законе «обучающихся с умственной отсталостью» на «обучающихся с нарушениями интеллекта».
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
умственно отсталые обучающиеся
обучающиеся с нарушениями интеллекта
1. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю. и др. – М., 2013.
2. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68-75.
3. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 1 (25). – С. 57-66.
4. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев (Счастливый) В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12 (часть 3). – С. 492-496.
5. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 684-690.
6. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.130-136.
7. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
8. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
9. Олигофренопедагогика/ Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В., Грошенков И.А., Евтушенко И.В. и др. – М., 2009.
10. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294 (дата обращения: 30.11.2015).
11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Основные направления педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С. 307-315.

Проводимая в настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации работа по внесению изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обусловлена необходимостью соблюдения терминологии и определений, содержащихся в актуальных международных правовых актах, в том числе в части 2 статьи 1 Конвенции ООН о правах инвалидов, в которой к инвалидам относят лиц «с физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». В связи с этим сформулировано общественное мнение, предлагающее внести изменения в Федеральный закон в наименование категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов и этическими требованиями: «обучающиеся с умственной отсталостью» заменить на «обучающиеся с нарушениями интеллекта».

Как эксперты в области обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья [1-11], осознавая необходимость соблюдения международных и этических норм при использовании формулировок «обучающиеся с умственной отсталостью» и «обучающиеся с нарушениями интеллекта», считаем, тем не менее, несвоевременным и нецелесообразным переименование обучающихся с умственной отсталостью на обучающихся с нарушениями интеллекта, в связи:

1. с полным соответствием с 1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4) Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 5) Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

2. упроченностью данной терминологии в системе программно-методического обеспечения процессов обучения и воспитания лиц данной категории;

3. с вступлением в противоречие с Декларацией о правах умственно отсталых лиц, принятой резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года: пункт 2. «Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности»;

4. с соответствием указанной терминологии со Статьей 1 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года, причисляющей к инвалидам лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, поскольку большинство обучающихся с умственной отсталостью легкой степени не являются инвалидами;

5. с тем, что изменение терминологии приведет к неминуемому нецелевому расходованию бюджетных средств на трансформацию законодательной базы, перерегистрацию юридических лиц, внесение изменений в уставные документы образовательных организаций.

Предмет олигофренопедагогики (производное от греч. oligofrenia – слабоумие), как науки – процессы, связанные с обучением, воспитанием, развитием и преодолением имеющихся нарушений у умственно отсталых обучающихся. Обучающиеся с нарушениями интеллекта, по нашему мнению, более широкая категория, включающая детей с задержкой психического развития, грубой социально-педагогической запущенностью и другими, пограничными с умственной отсталостью состояниями. Олигофренопедагогика, в свою очередь, является составной частью дефектологии, имеющей не только многолетнюю научную историю, но и свой неофициальный гимн, написанный студентами и преподавателями дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета, ранее МГЗПИ, МГОПИ, МГОПУ, МГГУ им. М.А. Шолохова (рисунок).

Гимн дефектолога

Специальность наша необычная.

Непосвященный сразу не поймет.

Что такое сурдо? Что такое лого?

Кто это олигофренопедагог?

Припев:

А просто все мы дефектологи.

И это каждый должен знать!

Если есть дефект в наличии,

Нам его надо исправлять!

***

Кто ребенка говорить научит,

Чтобы он общаться с нами мог?

Ну, конечно, сурдо. Ну, конечно, лого.

И еще олигофренопедагог.

Припев:

***

Много надо знаний и умений,

Что бы верно провести урок.

Это может сурдо. Это может лого.

И еще олигофренопедагог.

Припев:

***

Если любишь ты свою профессию,

Если человеку ты помог.

Вот тогда ты сурдо. Вот тогда ты лого,

Ты тогда олигофренопедагог!

Припев:

***

bor1.tif


Библиографическая ссылка

Борякова Н.Ю., Данилова А.М., Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Лифанова Т.М., Орлова О.С., Ткачева В.В., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. К ВОПРОСУ О НАИМЕНОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-2. – С. 175-177;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10627 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674