Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Казарин Б.В. 1 Поддубный В.Н. 1 Ясько Б.А. 1
1 ГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России
1. Ерохина Е.В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта. / Автореф. Дисс. … канд. психол. н. – Краснодар, 2011.
2. Иванников В.А. Воля. // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1 (3). – С. 97–103.
3. Б.В.Казарин, Б.А.Ясько. Организационно-психологическая диагностика в здравоохранении. – М.: Издательский Дом Академии Естествознания, 2013. – 114 с.
4. Левкович Л.Ю. Методика изучения предпочтений руководителем различных форм власти в организации. / Современная психология: Состояние и перспективы исследований: Часть 2: – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», М., 2002. – С. 300–310.
5. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. – Спб.: Речь, 2006. – 400 с.
6. Опросник профессиональных предпочтений. (Руководство). // НПЦ «Психодиагностика». – Ярославль, 1994.
7. Психология менеджмента: практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – Спб.: Речь, 2010 – 535 с.
8. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 3. – С. 71–81.
9. Ясько Б.А., Казарин Б.В. Личностная готовность врача-клинициста к менеджерской деятельности в условиях социальной нестабильности. Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 5. – С. 107–110.
10. Ясько Б.А., Казарин Б.В. Формирование управленческих компетенций врача в системе послевузовского образования. Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 67–77.
11. Ясько Б.А., Казарин Б.В., Поддубный В.Н. Реализация компетентностного подхода в процессе послевузовского образования руководителей организаций здравоохранения. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1. – С. 326–330.
12. Yasko B.A., Kazarin B.V. Rimmavi M.H. Basics Of Administrative Competence Of A Doctor-Head As A Subject In A Post-Graduate Education System // International Journal Of Experimental Education, № 1, 2011, P. 15–17.
13. Yasko B.A., Kazarin B.V., Rimmavi M.H., Methods Of Self-Management In Post-Graduate Education Of Health Care Managers // International Journal Of Experimental Education, № 1, 2011, P. 18–20.
14. Yasko B.A., Kazarin B.V., Rimmavi M.H., Analysis Of Managerial Competencies In The System Of Post-Graduate Education Of Health Care Managers.// International Journal Of Experimental Education, № 2, 2011, P. 33 – 34.

Успешность функционирования системы здравоохранения в значительно мере обеспечивается устойчивостью и эффективностью лечебных учреждений – организационных структур этой системы [8, 10, 11, 12]. Медицина является ареной взаимодействия субъектов не только в триаде «врач – сестра – больной», но и в других психологически нагруженных системах отношений: «врач – пациент»; «врач – врач»; «врач – руководитель»; «медицинская сестра – врач»; «медицинская сестра – больной» и т.д. [9, 14] Успех и эффективность профессионального взаимодействия обеспечивается, в конечном счете, профессионализмом лечащего коллектива, мотивацией работников, их удовлетворенностью профессиональной деятельностью, компетентностью руководителя, грамотностью построения системы менеджмента [1, 4].

Поиск психологических закономерностей функционирования организационных структур является центральной задачей организационной психологии – относительно молодой отрасли в системе научной и прикладной психологии, изучающей все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда. Отраслевая разрозненность эмпирических данных, на которых базируются современные организационно-психологические исследования, традиционное следование психологов труда конструктам индустриальной психологии, от которой отпочковалась организационная психология несколько десятилетий назад, обусловливают крайне слабую представленность феноменологии организационно-психологических процессов в непроизводственных сферах профессионального труда, в частности – в медицине [5, 6, 7].

В процессе осуществления преподавания отдельных аспектов организационной психологии на кафедре общественного здоровья факультета повышения квалификации и последипломной подготовки специалистов для достаточно широкого контингента руководителей медицинских организаций (первые руководители и их заместители, руководители ведущих отделений), стало понятно, что обучаемые испытывают необходимость в практическом использовании представлений, получаемых в процессе занятий.

С целью облегчения этого процесса, кафедрой разработано специальное пособие, изданное значительным тиражом [3], что дало возможность обеспечить им основную массу врачей-руководителей. Учитывая практико-ориентированную направленность пособия, авторы старались максимально упростить язык изложения материала, чтобы он был доступен тем, кому эта книга адресована – врачам, руководителям медицинских организаций. В пособии даны психодиагностические методики с разъяснением назначения и порядка использования каждой, обобщения и интерпретации результатов [7, 13]. По ряду методик приводятся примеры интерпретации, полученные на репрезентативных выборках медицинских работников Кубанского региона.

Для облегчения работы с пособием и возможности использования его в режиме дистанционного образования нами дополнительно издан вариант пособия в виде носителя на CDR.

Структурно пособие включает четыре раздела. В первом разделе приводятся наиболее целесообразные методы исследования психологической специфики врачебного труда. Второй раздел включает современные методики диагностики профессионального стресса, его выраженности на индивидуальном и групповом уровне, симптомов профессионального «выгорания» врача, а также ресурсов совпадающего поведения.

Применение материала, содержащегося в третьем разделе, позволит проанализировать ценностно-смысловую, мотивационную сферу субъекта медицинского труда. Четвертый раздел пособия адресован руководителям, заинтересованным в самоменеджменте. Здесь даются современные методики самодиагностики управленческих компетенций, лидерских стилей. В данном разделе выделен актуальный аспект организационной психологии – диагностика корпоративной культуры, являющейся важным рычагом реализации миссии организации и стратегии управления медицинской организацией.

В книге представлены психодиагностические методики, имеющие высокий информативный ресурс для определения тактики работы с медицинским персоналом лечебных учреждений. Значительная часть представленного материала прошла практическое испытание в среде руководителей медицинских организаций в период обучения в системе непрерывного профессионального образования на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета.

Пособие рекомендуется для применения в процессе отбора, аттестации, оценки, адаптации медицинских кадров; при целенаправленной деятельности руководителей по формированию психологического климата в коллективе, организационной культуры, снижению факторов риска развития профессиональных дезадаптаций; в качестве учебного пособия для последипломного обучения курсантов – организаторов здравоохранения


Библиографическая ссылка

Казарин Б.В., Поддубный В.Н., Ясько Б.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 97-98;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10712 (дата обращения: 23.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074