Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Гура В.В. 1 Луцева И.Ю. 1
1 Ростовский государственный экономический университет
В статье рассматривается структура самоорганизации учебной деятельности студентов в процессе овладения профессиональными компетенциями. Показана динамика развития компонентов самоорганизации студентов в процессе обучения.
самоорганизация
компетенция
учебная деятельность
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Ишков А.Д. Развитие уровня самоорганизации профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] – Краснодар: Кубанский государственный университет. – Режим доступа: http://euis.mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009–4–polnye/11.4.1.12–uroven-samoorg-polnaya.pdf (дата обращения 15.05, 2015).
3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. – М.: Изд-во АСВ, 2004.
4. Луцева И.Ю. Разработка опросника для изучения влияния контроля на самоорганизацию студентов // Современная педагогика. – 2015. – №6 (31). [Электронный ресурс]. – URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/3640. Международный научно-инновационный центр (Москва).
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. – М.: Либроком, 2013.
6. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. – М., 2002.

Современная быстро изменяющаяся профессиональная среда требует от выпускников вузов способности быстро реагировать на все возрастающие требования общества к уровню профессиональной подготовки. Нарастающие объемы информации, быстро изменяющиеся критерии профессиональной подготовки заставляют искать внутренние резервы личности в овладении базовыми профессиональными умениями и навыками и преобразование их в профессиональные компетенции.

Целью данной работы является исследование развития самоорганизации учебной деятельности студентов в процессе приобретения профессиональных компетенций.

Проблема психической самоорганизации привлекла внимание многих выдающихся специалистов: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович. Но истоки ее идей следует икать еще раньше – в физиологии и психологии начала XX века: в работах А.А. Ухтомского (теория доминанты) и исследованиях представителей гештальтпсихологии, заложивших ряд общих методологических принципов.

В исследованиях самоорганизации имеется множество подходов, разрабатывающих ее отдельные аспекты, однако нет единого определения об этом явлении в психологической науке. Анализ различных определений самоорганизации показывает, что их авторы подчеркивают те ли иные особенности, которые, по их мнению, являются наиболее существенными.

В.И. Андреев считает, что самоорганизация проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. А в понимании Пейсахова Н.М. она выступает как сознательное упорядочение состава, нахождение и выстраивание подсистем и элементов в наилучшем порядке, возможном для данных условий [2; 3].

Согласно мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова, самоорганизация выступает как процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной системы. Процессы самоорганизации происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны и относительно независимы от среды [5, с. 150].

Профессионально значимые качества различных профессий рассматривались учеными на протяжении длительного времени, также они определяли содержание профессиональной компетентности.

Любая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Поэтому понятие профессиональной компетентности выражает теоретическую и практическую готовности личности к осуществлению той или иной деятельности и характеризует ее профессионализм.

Современная система образования в России выдвигает вопрос формирования профессиональной компетентности на одно из ведущих мест в подготовке будущих специалистов. Так, профессиональная компетентность является условием эффективности организации рабочего процесса, а также повышения результативности выполняемой работы.

А.В. Хуторской в работе «Общепредметное содержание образовательных стандартов» пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6].

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200 указаны следующие компетенции, непосредственно относящиеся к нашему исследованию:

ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-1 – способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психологического и психофизического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.

Таким образом, можно заметить то, что одна из перечисленных компетенций включает в себя понятие «самоорганизация», а вторая описывает отличительные особенности человека, обладающего ее навыками.

В настоящее время в вузе большую роль играет самоорганизация студента, так как современная система обучения предусматривает, что значительная часть учебного материала усваивается студентами в процессе самостоятельной работы.

Для обеспечения самоорганизации студентов важна роль и педагога. От того, как он организует свою работу, будет зависеть продуктивность работы студентов на его занятиях. Но важнейшую роль в развитии самостоятельности, формировании навыков самоконтроля и самоанализа играет правильная организация контроля в учебном процессе. По мнению психологов и педагогов, правильно организованный контроль выполняет не только функцию обратной связи, но оказывает воспитательное влияние на обучающегося: способствует повышению интереса к учению, обеспечивает формирование навыков самоконтроля и самооценки знаний. Важно, чтобы учащийся мог самостоятельно контролировать и оценивать учебные действия и полученные знания, а не полагался на преподавателя [1, с. 106].

В вузе используются различные формы проверки знаний (уплотненный опрос, фронтальная беседа, групповые задания и др.). В итоговой аттестации также могут применяться разные формы экзамена.

На основе изученной литературы был составлен опросник, позволяющий изучить влияние контроля на самоорганизацию учебной деятельности студентов [4].

Большое значение в современной системе образования имеет время, уделяемое самостоятельной работе. Опрос был проведен в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиале) РГЭУ (РИНХ) в 2015 году. В нем принимали участие студенты 3 курса факультета психологии и социальной педагогики (всего 48 человек).

Так, в ходе исследования было выявлено, что большее число студентов в среднем тратит на самостоятельную работу от 1 до 2 часов, а меньшее – до 1 часа.

Ткже уровень самоорганизации учебной деятельности студента подразумевает использование источников информации различного направления. Так в качестве таких источников информации для самостоятельной работы студенты указали: 41.7 %- лекции по предмету; 25 % – дополнительная литература; 89.6 % – Интернет-ресурсы; 6.3 % – собственные знания.

На вопрос о том, от чего зависит результативность самостоятельной учебной работы, практически все единогласно ответили «от личных усилий студента». Однако центральным вопросом данного исследования стал вопрос об отношении студентов к предмету при строгой оценке готовности со стороны педагога.

Так 54.2 % опрошенных указали, что при строгой оценке педагога они уделяют большее внимание к подготовке.

Дальнейшее исследование было проведено для студентов 2,3, и 4 курсов. Ответы на вопрос «Что для Вас самостоятельная учебная работа?», представлены в табл. 1:

1. Что для Вас самостоятельная учебная работа?

А) возможность глубокого познания и изучения предмета или науки;

Б) возможность проявить себя;

В) необходимая, неотъемлемая часть обучения;

Г) возможность занять себя на время;

Таблица 1

Показатели ответов на вопрос №1

№ 1

А

Б

В

Г

2 курс

34 %

0 %

66 %

0 %

3 курс

20 %

16 %

59 %

5 %

4 курс

25 %

35 %

40 %

0 %

Из ответов видно, что с возрастанием курса самостоятельная учебная работа рассматривается с возможность проявить себя.

Последний вопрос опросника звучит следующим образом: « Какие виды заданий для самостоятельной работы Вы могли бы предложить педагогам?»

Этот вопрос подразумевает письменный ответ. Так, каждый может предложить свой вариант самостоятельной работы. Систематизируя ответы, были предложены следующие варианты:

2 курс:

А) с помощью печатных текстов:

– выполнение домашнего здания в виде теста;

– выполнение семинаров в печатном виде;

– запись лекций в печатном виде.

Б) с помощью компьютера:

– дистанционное обучение через Интернет;

– выполнение заданий в виде презентаций;

– просмотр тематических фильмов.

В) с помощью социальных сетей:

– обсуждение вопросов и проблем со студентами и преподавателями;

– делиться ссылками на авторитетные ссылки интернет-ресурса.

Г) с помощью телефонов (смартфонов):

– использование смартфонов для доступа к интернету.

3 курс:

А) с помощью печатных текстов:

Б) с помощью компьютера:

– конспектирование в печатном виде;

– просмотр тематических фильмов;

– подготовка презентаций.

В) с помощью социальных сетей:

– составление статистики по данным социальных опросов в социальных сетях.

Г) с помощью телефонов (смартфонов):

– использование приложений и интернета на телефоне.

4 курс:

А) с помощью печатных текстов:

– опросники, тестирования, анкеты;

– лекции.

Б) с помощью компьютера:

– подготовка презентаций;

– давать лекции в электронном виде;

– общение по Интернету;

– просмотр фильмов.

В) с помощью социальных сетей:

– социальные опросы,

– проведение бесед с преподавателями.

Г) с помощью телефонов (смартфонов):

– разрешить пользование на «парах»;

– рассылка домашнего задания.

Показатели ответов на вопросы данного опросника в целом также доказывают положительную динамику в формировании самоорганизации учебной деятельности среди студентов в зависимости от повышения курса обучения. Что в свою очередь свидетельствует о формировании профессионально-значимых компетенций,

В дальнейшем исследовании был использован опросник А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) [2].

Эта методика позволяет определить не только уровень самоорганизации, но и уровни шести дополнительных критериев: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция и волевые усилия.

Данный опросник представляет собой 39 утверждений, которые не являются правильными или неправильными, а лишь констатируют различия в деятельности людей. Респондентам предлагается внимательно прочитать эти утверждения и каждое из них оценить по шестибальной шкале. Данная шкала предлагает шесть вариантов ответов, каждый их которых имеет числовое значение: не согласен полностью (-3); не согласен частично (-2); скорее не согласен, чем согласен (-1); скорее согласен, чем не согласен (+1); согласен частично (+2); согласен полностью (+3). В ходе работы с опросником, необходимо вписать полученные балы в свободную ячейку справа от номера соответствующего утверждения на «Бланке ответов». Далее определялся процент выраженности компонента для представителей различных курсов.

В проведении данного опроса участвовали студенты ТИ имени А.П. Чехова РГЭУ (РИНХ) факультета психологии и социальной педагогики 1-го, 2-го и 3-го курсов. Общее количество учащихся составило 39 человек. В табл. 2 приведены значения параметров самоорганизации студентов различных курсов.

Таблица 2

Диагностика особенностей самоорганизации среди студентов

Компоненты самоорганизации учебной деятельности студентов

Целеполагание

Анализ ситуации

Планирование

Самоконтроль

Коррекция

Волевые усилия

Самоорганизация

1 курс

62,4 %

52,9 %

49 %

53,9 %

48,2 %

56,6 %

53,9 %

2 курс

71,2 %

65,9 %

62,7 %

66,1 %

47,9 %

63,1 %

62,8 %

3 курс

73,8 %

67,8 %

62,8 %

66,2 %

48,2 %

65,9 %

64,1 %

Из таблицы видно, что с ростом курса практически все параметры самоорганизации растут, что говорит о тенденции к развитию соответствующей компетенции «ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию».

По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Современная ориентация учебного процесса в высшей школе на развитие профессиональных компетенций способствует развитию самоорганизации студентов с повышением курсов.

2. Необходимо развивать ориентацию учебного процесса на современные информационные технологии, так они являются главным источником для развития самостоятельности в приобретении знаний студентами.

3. Необходимо учитывать обратные связи от студентов в формировании самоорганизации учебной деятельности студентов в вузе.

Работа поддержана грантом РГНФ 15.06.00039.


Библиографическая ссылка

Гура В.В., Луцева И.Ю. РОЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 149-152;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10846 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674