Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

Калдыбаев С.К. 1 Онгарбаева А.Д. 2
1 Международный университет Ататюрк-Алатоо
2 Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова
В настоящее время в системе образования всех уровней все шире используются электронные образовательные ресурсы. С развитием информационных технологий расширяется содержание понятия «электронные образовательные ресурсы». Использование электронных образовательных ресурсов может оказать существенное влияние на повышение качества образования. Статья посвящена анализу данного понятия. В ней изложено понятие, роль и назначение электронных образовательных ресурсов в системе школьного образования. Проанализированы типы и критерии качества электронных образовательных ресурсов.
информационные технологии
электронные образовательные ресурсы
типы
критерии качества
1. Калдыбаев С.К., Касымалиев М.У., Онгарбаева А. О роли информатизации в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2016. – №6; часть 2. – С.211–213.
2. Boucher, A. (1998). Information technology-based teaching and learning in higher education: a view of the economic issues // Journal of Information Technology for Teacher Education. – 7 (1). – 87–111.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). – Бишкек, 2013. – 176 с.
4. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 31 с.
5. Босова Л.Л. Какие электронные образовательные ресурсы нужны современной школе // Электронный ресурс: it-n.ru/attachment.aspx?id=159475.
6. Касымалиева Г.О., Сейталиева Э.С., Применение электронно-образовательных ресурсов в учебном процессе начальной школы // Высшее образование Кыргызской Республики. – Бишкек, 2016. – №2(32). – С. 32–34.

Информационные технологии используются практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Процессы информатизации общества оказывают сильное влияние на сферу образования. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода транслятором готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от человека таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, способность находить и решать проблемы, умение разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения, уметь эффективно использовать в этих ситуациях инфомационные технологии.

Информационные технологии активно применяются и в системе образования, развивая содержание понятия «информационнные технологии обучения». Средства информационных технологий обусловливают переход к новому качественному уровню развития образовательных процессов. Информационные технологии становятся важнейшим компонентом современных образовательных систем. Они требуют определенный круг знаний по отношению к ним. Новые модели компьютерной технологии предполагают либо дополнения к существующим образовательным технологиям, либо разработки новых образовательных технологий и активного их внедрения в учебный процесс. Следовательно, современные информационные технологии, дополняя структуру образовательных технологий, открывают новые перспективы для повышения качества образовательного процесса [1].

По мнениям зарубежных экспертов, применение информационных технологий повышает качество образования [2]. Информационная технология:

• усиливает мотивации учащихся;

• позволяет переходить от пассивного к активному обучению;

• формирует инфформационную культуру, особенно в отношении способности пользоваться технологиями.

• развивает способности переносить навыки (например, независимого обучения или навыков пользования ИТ).

• обеспечивает качество преподавания.

• обеспечивает гибкий доступ студентов к учебным материалам, как через сайты (или системы телекоммуникаций), так и вне сайтов.

Сегодня образовательный процесс немыслим без применения информационных технологий, среди которых важное значение имеет электронные образовательные ресурсы. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Кыргызской Республики по направлению Педагогическое образование (бакалавр) отмечено, что выпускники педагогического направления должны уметь использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, где важное место отведено электронным образовательным ресурсам [3]. По вопросам использования электронных образовательных ресурсов опубликованы немало работ [4; 5; 6].

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Электронные образовательные ресурсы нужны, прежде всего для экономии времени учителя на уроке, для повышения мотивации учения школьников. В электронном образовательном ресурсе используются как аудио и видео материалы, но и преимущественно используются мультимедиа технологии, позволяющие представить учебный материал в виртуальной форме.

В процессе использования электронных образовательных ресурсов основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование активной познавательной позиции. Учитель в этом процессе выступает в качестве педагога-менеджера обучения, тьютора, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, оказывать необходимую помощь, направить ученика на правильный путь усвоения учебного материала. Задания учителя и учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности. А обучаемый в этом процессе выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие, как результат обучения выступает как одна из главных образовательных целей.

Становится ясно, что учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Ученик, используя эти ресурсы существенно расширяет свои возможности. Самостоятельно может общаться с ровесниками из разных стран, заглянуть в любой источник, получить необходимую помощь для выполнения учебных заданий, провести различные эксперименты и тут же проверить свои знания. Учителя больше получают возможность для общения с учениками, оказать им методическую помощь.

Использовать электронные образовательные ресурсы можно на любом этапе обучения, но его использование должно быть продуманным. Его можно использовать для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации учебного материала и т.д. Его можно использовать и для выполнения самостоятельных работ. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования предоставляет различные возможности для выполнения самостоятельных работ. Среди них явно выделяются проектные работы, и работы по созданию портфолио. В этом процессе свою услугу может предлагать электронные образовательные ресурсы. Они включают в себя различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания, различные виды презентаций и проектов.

В образовательном процессе могут использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов. Целесообразность и эффективность некоторых типов обсуждаются в работах ученых и методистов. Обобщение их работ позволяет нам представить следующие их типы:

Учебные. Обеспечивают качественное усвоение учебного материала, которые могут составить основу формирования компетентности учащихся.

Самостоятельные. Способствуют к выполнению различных видов самостоятельных работ, выработки способности анализировать и отбирать нужный учебный материал, навыков критического мышления учащихся.

Демонстрационные. Позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы, обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом.

Тренинговые. Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала.

Диагностирующие и тестирующие. Оценивают знания, умения, навыки учащегося, устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития.

Контролирующие. Автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом.

Экспертные. Управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и обучающей системой при решении учебной задачи.

Коммуникативные. Обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса.

Вычислительные. Автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях.

Сервисные. Обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере.

Досуговые. Компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития обучаемых.

На суд читателей специалисты выносят критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов. В качестве основных предлагаются следующие критерии:

• соответствие программе обучения;

• научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);

• соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);

• отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;

• оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии),

• обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).

В заключении можно сказать, что современность предъявляет все более высокие требования к обучению и образовательным результатам. Информационные технологии, в том числе и электронные образовательные ресурсы на сегодняшний день становятся одним из основных показателей развития образования. Включенность электронных образовательных ресурсов в учебный процесс оказывается тем привлекательным моментом, на основании которого учащиеся и родители выбирают учебные заведения. Использование электронных образовательных ресурсов раскрывает огромные возможности учебного процесса. Они могут обеспечить эффективность не только системы образования, но и работает на развитие общества в целом.


Библиографическая ссылка

Калдыбаев С.К., Онгарбаева А.Д. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 159-161;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10848 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674