Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НАЧАЛА НУЛЕВЫХ

Решетников О.М. 1
1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Москва

Правовое регулирование деятельности политических партий в начале тысячелетия затрагивало широкий спектр их взаимоотношений между собой, с гражданами и государством. Исходным состоянием, позволяющим политическим партиям, осуществляя свою многогранную деятельность, вступать в разнообразные правоотношения, приобретая качество правосубъектности, являлся их правовой статус.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О политических партиях»: «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» (Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, N 29, ст. 2950).

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» политическая партия как один из видов общественного объединения должна была обладать следующими родовыми признаками:

- это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование;

- создается по инициативе граждан;

- граждане объединяются на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, N 21, ст. 1930).

От других видов общественных объединений политическую партию в соответствии с ФЗ «О политических партиях» отличали цели ее создания:

- участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли;

- участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах;

- представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, N 29, ст. 2950).

Для осуществления деятельности политической партией было необходимо, чтобы она отвечала требованиям о численности ее членов и о численности региональных отделений. Политическая партия должна была иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации могло быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; в политической партии должно были состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна была иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не могла составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Политическая партия могла осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации независимо от места нахождения ее региональных отделений. Пределы территории определялись Государственной границей Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О Государственной границей Российской Федерации».

Ст. 6 Федерального закона «О политических партиях» не содержала требования о наличии у политической партии наименования, а только устанавливала требования к содержанию наименования (Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, N 29, ст. 2950). Вместе с тем, в соответствии с ст.54 ГК РФ (Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301) и ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 145), партия должна иметь свое наименование. Наименование является основным показателем самостоятельности политической партии в гражданском обороте и в отношениях с судебными органами. Наличие собственного имени является обязательным качеством участника товарооборота, так как позволяет не смешивать определенную партию с другими субъектами права, следовательно, обеспечивает индивидуализацию ее самой, результатов ее деятельности и ее имущественной ответственности. Наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму этого общественного объединения - «политическая партия». В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об общественных объединениях» в названии должно было также присутствовать указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения (Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, N 21, ст. 1930).

Наименование политической партии должно было соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и авторских прав.

Еще одним обязательным требованием законодательства в отношении партии, как участника гражданского оборота согласно ст. 54 ГК РФ, ст.4 ФЗ « О некоммерческих организациях» являлось наличие у него места нахождения (Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 145). Место нахождения партии определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с действующим законодательством в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Исходя из места государственной регистрации юридического лица, определяются место исполнения договорных обязательств, подсудность споров юридических лиц, а также многие другие вопросы, связанные с организацией и деятельностью юридических лиц. Иные незарегистрированные структурные подразделения партии иметь место нахождения были не обязаны, поскольку такого требования в отношении общественных объединений, не являющихся юридическими лицами законодательство, не содержало.

Политическая партия в соответствии со ст. 7 ФЗ «О политических партиях», могла иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии (Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, N 29, ст. 2950). Политическая партия создавалась свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц.

Законодатель в начале века установил явочно-нормативный способ создания политических партий. Инициатива образования объединения исходила от будущих его членов, общее разрешение на образование организации давалось заранее, до проявления такой инициативы. Таким разрешением являлся нормативный акт общего характера. Остальная часть контроля за созданием партии осуществлялась при ее регистрации. При этом проверялась лишь законность ее образования. Вопрос о целесообразности создания данной организации не должен был решаться, так как он уже решен в нормативном порядке.

Признавая политические партии одной из организационно-правовых форм общественных объединений (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»), государство вместе с тем, наделяет их организационно-правовой спецификой, отличной от общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности. Эта специфика проявляется, прежде всего, в определении конституционно-правого статуса политических партий.


Библиографическая ссылка

Решетников О.М. ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НАЧАЛА НУЛЕВЫХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 240-241;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10942 (дата обращения: 13.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074