Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Макарова Г.А. 1 Нефедов П.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» (квалификация бакалавр) дисциплина «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» является единственным прикладным медико-биологическим предметом базовой (обязательной) части профессионального цикла. Представленный учебник рекомендован Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих в нашей стране образовательную деятельность по направлению 49.03.01 –«Физическая культура». Авторы учебника – д.м.н. профессор Макарова Г.А. (ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма) и д.м.н. профессор Нефедов П.В. (ФГБОУ ВО Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации)

Гигиена физкультуры и спорта изучает влияние на организм физкультурников и спортсменов различных факторов окружающей среды с акцентом на профессиональную деятельность с целью научного обоснования комплекса мер (нормативов, способов, приемов), позволяющих предупреждать их возможные неблагоприятные последствия. Поэтому в учебнике освещены не только общегигиенические, но и специфические факторы риска, характерные для физкультурников и спортсменов, а также максимально полно представлены пути их профилактики.

При подготовке учебника соблюдены основные требования, предъявляемые на современном этапе развития общества к учебной литературе. Это соответствие ФГОС ВПО, который определяет обязательный набор дисциплинарных знаний, их объемное представление по каждой теме с учетом современных данных и точек зрения, как отечественных, так и зарубежных специалистов. В конце каждой главы приведены раздел «Запомните», контрольные вопросы, позволяющие судить о степени усвоения изложенного материала, а также список основных источников и дополнительной литературы. Кроме того, дается максимально полное объяснение незнакомых по тексту терминов, вопросы с ответами для программированного контроля знаний. Наличие компакт-диска даёт возможность ознакомиться с дополнительными сведениями по каждой из анализируемых тем и др.

С целью подчеркнуть актуальность ряда освещаемых проблем, привлечь к ним особое внимание и мотивировать студентов, приведены конкретные примеры из разных источников, в первую очередь любезно предоставленных начальником научно-методического отдела ГКУ (ЦСТиСК) Москомспорта, главным научным редактором и администратором информационного интернет-портала (www.sportmedicine.ru) к.б.н. А.В. Ваваевым.

Исходя из необходимости реализации компетентностного подхода в образовании, материал учебника ориентирован на формирование ключевых компетенций – готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Профессиональные компетенции (ПК): способность применять знания санитарно-гигиенических основ деятельности в сфере физической культуры и спорта; самостоятельно проводить рекреационную деятельность в учреждениях различного типа, с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов; обеспечивать технику безопасности при проведении занятий и др.

Специальные компетенции (CК): способность использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; готовность к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач; способность оценивать физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей и др.

Универсальные (общекультурные) компетенции: способность определить место дисциплины во взаимосвязи с другими дисциплинами; способность анализировать современное состояние дисциплины в свете исторического аспекта ее развития; умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности и др.

В учебнике сформированы разделы «Знать», «Уметь», «Владеть» применительно к физкультурно-спортивной деятельности.

Материал учебника может быть полезным не только студентам спортивных вузов, но и лицам, занимающимся профессиональным и любительским спортом, тренерам. руководителям спортивных организаций, организаторам физкультурно-спортивных мероприятий и пр.


Библиографическая ссылка

Макарова Г.А., Нефедов П.В. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 260-261;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10962 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074