Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИ КОНФЛИКТА

Алменов Б.А. 1
1 sdisadin@mail.ru
1. Семь мудрецов, особо чтимые древнегреческие политики и общественные деятели, мыслители VII–VI веков до н.э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни, житейской практической мудрости.
2. Карл Маркс. Теория классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Капитал, т. 1 (1867) и т.д.
3. Наука конфликтология. Коновалов В.В. Конфликт. – Л., 1988.
4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
5. Дарендорф Р. «Диалектическая теория конфликта». – М., 1996.
6. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л.Г. Ионина. – Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000.
7. URL: http://magicspeedreading.com.

Повсюду на земле люди, живущие в самых разнообразных условиях, встречаются с таким явлением, как конфликт. В этом новом XXI веке конфликт имеет очень широкую область применения:

– семейный конфликт,

– вооруженный конфликт,

– конфликт с сослуживцами,

– конфликт трудящихся,

– политический конфликт,

– социальный конфликт,

– информационный конфликт,

– технически конфликт и множество видов конфликта.

Человек не может существовать без столкновений идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и коллективов. Обычно конфликт воспринимается как ненормальное явление. Негативное восприятие конфликта обосновано тем, что он несет в себе огромную разрушительную силу, но, с другой стороны, отсутствие конфликта свидетельствует о застое, об отсутствии развития. Конфликт, это до конца не изученное общественное и научное явление. На сегодняшний день в этом вопросе четко определены основные, но пока не все составляющие. Предметом конфликта являются стороны, характеристики конфликтов, которые наука в состоянии изучить на этапах своего развития.

Сегодня люди задают один и тот же вопрос: «Что делать с конфликтом, чтобы он не портил жизнь?». Для этого необходимо искать ответ на него и изучать конфликт. Изучением конфликтов и поиском способов их урегулирования занимается наука психология. Она рассматривает конфликт как относящийся к человеку, к поведению, к взаимодействию людей. Наука психология очень известная и популярная в мире, и с ней тесно связаны многие науки.

Наука психология всегда вступает в непосредственное соприкосновение с той дисциплиной, которая является базовой в исследовании сферы возникновения и развития конкретного изучаемого материала. Эта формирующаяся наука занимается изучением различных конфликтных ситуаций, ищет решение проблемы, пути выхода из этих ситуаций, изучает процесс от начала и до конца для того, чтобы выяснить, как нужно поступать в том или ином месте конфликта, как направить ситуацию в нужное русло с максимальной пользой и выгодой.

Конфликт, входящий в сферу интересов психологии, является очень сложным психологическим явлением. Решение проблем, которые рассматривает психология, может способствовать преодолению трудностей, связанных с конфликтными ситуациями. Центром изучения науки являются всевозможные конфликты как между государствами, так и между личностями или группами. Исследование подобных общественных противоречий и споров может вскрыть саму причину их возникновения.

Психология – комплексная, междисциплинарная по предмету и методам наука, исследующая конфликты, причины их возникновения, механизмы и закономерности развития конфликтных ситуаций, стороны конфликтов, их негативные и позитивные следствия, социальные функции, возможности и способы их предупреждения, локализации, минимизации и разрешения.

Психология исследует конфликты, возникающие как между отдельными людьми и даже внутри одной личности, так и между группами, социальными слоями и классами, религиозными конфессиями и политическими партиями, социальными институтами и организациями, различными поколениями, этносами, нациями и государствами.

Становление. Конфликты существовали всегда и человечество за свою историю накопило огромный опыт самых разнообразных конфликтов – от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования.

Психология оформилась как научная дисциплина, изучающая причины возникновения, зарождения и завершения конфликтов любого уровня и определяющая пути и методы их преодоления.

Первые попытки осмысления конфликтов относятся к глубокой древности. Древние философы считали, что конфликт ни плох и ни хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы и людей. Так, от легендарных греческих мудрецов остались изречения, которые и ныне неплохо иметь всем в виду: «Ссоры замиряй», «Силой не делай ничего», «Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься», «Обуздывай гнев» (Хилон); «Если ближние причинили тебе маленький убыток – стерпи» (Питтак); «Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом» (Периандр).

Гераклит был одним из первых философов, кто указал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Вражда», «война», по его мнению, есть источник появления нового в мире. «Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей и что все возникает через вражду» [1]. Однако с развитием общества, менялись и концепции социальных дисциплин.

Справедливости ради отметим, что одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения [2]. Конфликт определяется им как столкновение сторон и борьба между людьми, но рассматриваются не отношения между человеческими представлениями и суждениями, а поведение и взаимодействие людей при столкновении их представлений и суждений.

Можно встретиться и с выражениями вроде «конфликт между теориями», «конфликт идей», «религиозный конфликт» и т.д. Если при этом речь идет о соотношении между теориями, идеями, религиями самими по себе, как некими безличными объектами, то психология тут оказывается не у дел. Проблемы, которые ставятся в такой плоскости, решаются с помощью специальных методов научного исследования, логики, богословия, анализа текстов [3].

В целом интерес к разработке общей концепции конфликта возник, прежде всего, в науке. В конце XIX века появились работы Г. Спенсера, М. Вебера, Л. Гумпловича, в которых конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов научного развития.

В начале XX века вышла работа немецкого ученного Г. Зиммеля, специально посвященная понятию конфликтной ситуации. Г. Парк, один из основателей «чикагской» школы, в 1920–1930-х годах разработал «теорию взаимодействия», в которой конфликт выступал как один из его четырех основных видов (наряду с конкуренцией, приспособлением и ассимиляцией). Но, конфликт сложился как особое, относительно самостоятельное направление, лишь к концу 1950-х годов благодаря трудам Р. Дарендорфа (Германия) и Л. Козера (США) [4].

У Дарендорфа конфликт становится центральной категорией. Свою концепцию он даже называет «теорией конфликта». Человеческое общество в его концепции изображается как система взаимодействий между конфликтующими группами или классами. Конфликты неизбежны и необходимы, их отсутствие – явление «удивительное и ненормальное». Дарендорф выделяет конфликты разных уровней: между не согласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо роли; между ролями; внутригрупповые; между группами; на уровне общества в целом; межгосударственные. В результате получается иерархия конфликтов, в которой насчитывается пятнадцать типов.

Р. Дарендорф признает верным представление о классовом антагонизме между буржуазией и пролетариатом, но считает, что этот антагонизм был основным конфликтом лишь в европейской истории XIX столетия. Происходящий в XX веке переход к постиндустриальному обществу связан со снижением остроты межклассовых противоречий.

Конфликты в постиндустриальном обществе становятся более разнообразными. Вместе с тем в этом обществе утверждаются принципы плюрализма и демократии, на основе которых создаются механизмы «канализирования» конфликтов, урегулирования их в русле согласительных процедур. Дарендорф подчеркивает, что лучше говорить об «урегулировании», а не о «разрешении» конфликтов, потому что конфликты обычно лишь ограничиваются, локализуются, преобразуются в другие, более приемлемые формы, тогда как термин «разрешение» ориентирует на их полную ликвидацию [5].

Л. Козер в книге «Функции социальных конфликтов», вышедшей в 1956 году, различает два типа общества: закрытое (ригидное, унитарное) и открытое (плюралистическое). Общества первого типа расколоты на два враждебных класса, конфликт между которыми подрывает общественное согласие и грозит разрушить социальный порядок революционно-насильственным путем. В обществах второго типа существует множество конфликтов между различными слоями и группами, но имеются социальные институты, оберегающие общественное согласие и обращающие энергию конфликтов на пользу обществу. Это возможно потому, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции: негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные) [6]. Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции.

Многие ученные мира анализирует конфликта, как образцом к важнейшим негативным функциям. К ним относятся:

– ухудшение климата, снижение производительности, увольнение работников в целях разрешения конфликта;

– неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

– уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

– дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их во что бы то, ни стало стремиться больше к победе, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

– материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Главные позитивные функции конфликта:

– не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

– играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга;

– способствует структурированию групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

– снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;

– стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

– в возникающих критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам, а также для выдвижения и формирования лидеров;

– развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

– выполняет диагностическую функцию (иногда даже полезно спровоцировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).

Научный деятель Соединенный Штаты Америки – Л. Козер анализирует функции социального конфликта. Результаты его анализа и поныне остаются классическим образцом [7].

Развитие психологии не только привлекло внимание к теоретическим исследованиям конфликта, но и стало толчком к развитию практических работ с целью управления конфликтами. Особенностью этой области является соединение теоретического содержания с вопросами практической работы по урегулированию конфликтов.

Современная психология акцентирует внимание, прежде всего, на разнообразных практиках регулирования конфликтов, поиске возможностей их конструктивного разрешения и работает в широком диапазоне – от развития разных форм переговорных процессов до использования чисто психологических приемов уменьшения конфронтации, так как главная задача психологии состоит в разработке рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций конфликтов.


Библиографическая ссылка

Алменов Б.А. РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИ КОНФЛИКТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 40-42;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11131 (дата обращения: 10.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252