Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ОСВОЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Лагун И.М. 1 Кузьмина Е.Н. 1 Хвалина Е.А. 1
1 Тульский государственный университет

Монография Лагун И.М., Кузьмина Е.Н., Хвалина Е.А. Академическая адаптация иностранных граждан на этапе подготовки к освоению общепрофессиональных образовательных программ на русском языке. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – 132 с., посвящена академической адаптации иностранных учащихся довузовского этапа подготовки к академической среде российского вуза, комплексному изучению особенностей учебно-познавательной деятельности средствами неродного языка, формированию требуемых компетенций и практическим аспектам организации учебно-методического обеспечения обучения иностранных граждан.

В настоящее время перед российскими вузами поставлена задача повышения престижа российского образования на международном уровне. Однако обучение на неродном языке сталкивается с целым рядом трудностей. Это и различия между российскими и национальными стандартами образования, и языковой барьер, и проблемы социальной и академической адаптации иностранных граждан и т.п. Организационно, в соответствии с российским законом об образовании, вышеозначенные проблемы решаются в рамках довузовской подготовки на подготовительных факультетах российских ВУЗов. С целью адаптации к системе образования в российском вузе большинство иностранных граждан проходят этап довузовской подготовки, от успешности завершения которого зависит не только качество, но и сама возможность продолжения образования иностранных граждан в РФ.

В настоящее время достаточно хорошо проработаны педагогические принципы обучения на неродном языке, но практическое их применение, основанное на едином комплексном подходе к одновременному обучению точным и естественным наукам, с одной стороны, и русскому языку как средству обучения, с другой, требует дальнейшего изучения. В этой связи представляется актуальной тема данной монографии.

Монография состоит из трех глав. В первой главе приведен анализ динамики изменений на рынке образовательных услуг для иностранных граждан в мире и РФ, а также статистическая характеристика особенностей обучения иностранных граждан в российских вузах. Отмечается актуальность, экономическая эффективность и потенциал расширения российского сектора международного рынка образовательных услуг. Здесь же приведен обзор принципов обучения общетеоретическим, общеобразовательным, дисциплинам в вузе, а также результаты исследований, имеющих целью систематизацию и развитие педагогических принципов построения учебного процесса применительно к обучению иностранных студентов. Современная парадигма высшего образования подразумевает, в качестве основной задачи обучения, развитие у студентов умений самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию, выбирать методы решения поставленной задачи, обоснованно формулировать выводы и применять полученные результаты на практике.

На основе анализа условий, особенностей и роли довузовской подготовки иностранных граждан в вузах РФ цель академической адаптации на этом этапе обучения сформулирована как обеспечение профессионально-языковой компетентности учащегося, и показаны эффективные пути ее достижения. Задача обучения иностранных студентов на довузовском этапе подготовки заключается, в том числе, и в академической адаптации к общим принципам обучения и требованиям, предъявляемым к студентам российских вузов.

Вторая глава посвящена исследованию факторов, влияющих на результативность адаптации иностранных студентов к учебно-информационной среде российского вуза, эффективность работы которого во многом зависит от того, насколько используемые методы результативны для обучаемого контингента. Преподавание дисциплин математического и естественнонаучного циклов иностранным учащимся на неродном для них языке имеет немало особенностей, которые весьма сильно влияют на результат обучения. К таким особенностям относятся не только уровень знания данной общеобразовательной дисциплины и уровень владения языком обучения, но и степень мотивации к обучению; когнитивные различия, связанные с методологией изучения различных дисциплин научными школами разных стран; наличие или отсутствие языка-посредника и пр.

В монографии на основе аналитического обзора принципов обучения общетеоретическим дисциплинам в вузе выявлены и рассмотрены основные дидактические подходы, позволяющие результативно проектировать содержание и методологию учебной работы. Соразмерность объема и сложности предъявляемой информации, а также требований к ее усвоению с адаптационными возможностями студентов, обучающихся на неродном языке, является одним из основополагающих принципов планирования обучения на довузовском этапе.

Предложены организационные и учебно-методические меры повышения эффективности адаптации. На основе компетентностного подхода сформулированы требования к организации самостоятельной работы и содержанию методического обеспечения учебных дисциплин, предъявляемых иностранным студентам на довузовском этапе подготовки.

В третьей главе приведены результаты исследования и реализации методик, способствующих повышению эффективности преподавания общеобразовательных дисциплин на неродном языке за счет использования комплексного подхода к проектированию учебного процесса и формирования у студентов коммуникативных навыков, а также профессионально-языковых компетенций.

Реализация основных принципов построения учебного пособия, предназначенного для обучения на неродном языке, представлена на примере пособия по точным (математика) и естественным (физика) наукам.

Отмечена особая роль и место визуализации на начальном этапе обучения средствами неродного языка. На основе особенностей восприятия информации сформулированы рекомендации по подготовке различного рода презентаций и других наглядных дидактических материалов.

Монография содержит выводы об эффективности, области применимости и степени влияния используемых средств, педагогических приемов и методик на качество обучения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса для иностранных граждан, обучающихся на неродном языке в период довузовского этапа подготовки, содержанию и форме предъявления учебно-методических материалов для обучения и контроля знаний.

Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных педагогических, информационно-коммуникационных технологий – одно из важнейших направлений модернизации российского образования. Это особенно актуально для рынка образовательных услуг РФ, оказываемых иностранным гражданам, в связи с поставленной задачей развития этого рынка и его особенностями. Поэтому дальнейшие научно-методические разработки, направленные на обобщение и систематизацию опыта работы с иноязычной аудиторией с целью повышения эффективности и результативности обучения, в том числе и общеобразовательным дисциплинам, на неродном языке в неродной социокультурной среде, представляются весьма своевременными и необходимыми.

Монография адресована преподавателям, профессиональная деятельность которых связана с обучением иностранных граждан и лиц без гражданства, всем интересующимся проблемам обучения на неродном языке. Материалы могут быть полезны исследователям и преподавателям, работающим в иноязычной аудитории, и слушателям курсов повышения квалификации по методике обучения иностранных студентов.


Библиографическая ссылка

Лагун И.М., Кузьмина Е.Н., Хвалина Е.А. АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ОСВОЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 68-69;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11155 (дата обращения: 24.06.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252