Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нарежнев А.Е. 1
1 ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»
В статье рассматривается вопрос о содержании государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Проанализированы цели, задачи и мероприятия государственной программы. Указывает на место и роль патриотического воспитания в России в соответствии с концепцией патриотического воспитания. Представлены выдающиеся ученые, занимающиеся этим вопросом.
патриотизм
патриот
образование
государственная программа
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» (утв. постановлением Правительства от 16 февраля 2001 г. № 122).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» (утв. постановлением Правительства от 11 июля 2005 г. № 422).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства от 5 октября 2010 г. № 795).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утв. постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1493).
5. Нарежнев А.Е. Система патриотического воспитания учащихся в сельской малокомплектной школе / Lambert academic publishing, 2013. – 180 с.
6. Валиева З.И. Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 05 (17) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://naukarastudent.ru/17/2664/.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, понятие «патриотическое воспитание»[5], рассматривается как часть общего воспитательного процесса в широком смысле слова, и представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основной целью Концепции ПВ является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. В ней сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, функции государственных органов, роль и место общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Являясь масштабной, многогранной и постоянно совершенствующейся деятельностью – патриотическое воспитание включает в себя социальные, функциональные, целевые, организационные и иные аспекты жизнедеятельности российского общества и опирается на образование, культуру, историю, государство.

На протяжении многих лет, проблемой патриотического воспитания в нашей стране занимались видные ученые [6] Н.С. Крупская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, И.М. Ястребцов – каждый из них создал уникальное направление патриотического воспитания граждан страны. В своих трудах они определили цель, место и содержание патриотического воспитания.

В современной России имеются научные работы М.В. Циулиной (2012), М.Б. Кусмарцевой, Т.В. Левченко (2014), Алиевой. С.Т. (2012), Мусиной. В.Е (2013), Перегудовой Т.В. (2015), Чаленко О.Е. (2015)., по решению проблем патриотического воспитания с учетом современных вызовов, прежде всего, обусловлены внешней политикой государства.

Анализируя содержание государственных программ по патриотическому воспитанию граждан, хочется отметить, что проблемой патриотического воспитания занимаются не только ученые, но и государство, политики, общественные деятели и т.д., создавая социальные, экономические правовые, педагогические и иные условия для реализации программ. Социализация российского общества имеет огромное политическое значение в контексте патриотического воспитания граждан. Огромное внимание уделяется созданию волонтерского движения патриотической направленности и развитие студенческих отрядов правоохранительной направленности. Все это необходимо для осознания сущности проблемы и консолидированного решения обществом. Для того чтобы понять смысл проблемы, необходимо наглядно изучить содержание государственных программ, приведем их ниже в виде таблицы.

Сравнительный анализ содержания государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации

№ п.п

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Цель

Задачи

Направления

1

2

3

4

5

1

2001–2005 гг. [1]

Развитие системы ПВ граждан РФ, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества

Создание механизма обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы ПВ

Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира

Формирование личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны

Формирование комплекса нормативного, правового и организационно – методического обеспечения функционирования системы ПВ

Создание нормативной правовой базы ПВ граждан Российской Федерации;

Совершенствование деятельности институтов государственной власти в области ПВ граждан РФ;

Система мер государственных институтов по совершенствованию процесса ПВ граждан РФ;

Государственное воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации

Консолидация и координация общественных объединений и организаций в интересах ПВ граждан РФ

Формирование научно-теоретических и методических основ ПВ граждан РФ

2

2006–2010 гг. [2]

Совершенствование системы ПВ, обеспечивающий развитие России как свободного, демократического государства

Продолжить создание системы ПВ

Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма

Совершенствование процесса ПВ;

Развитие научно-теоретических и методических основ ПВ;

Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах ПВ;

Информационное обеспечение в области ПВ;

Использование государственных символов России в ПВ

окончание табл.

1

2

3

4

5

3

2011–2015 гг. [3]

Дальнейшее развитие и совершенствование системы ПВ граждан

Повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан РФ высокого патриотического сознания;

Совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы ПВ граждан;

Внедрение в деятельность организаторов и специалистов ПВ современных форм, методов воспитательной работы;

Повышение профессионализма организаторов и специалистов ПВ

Совершенствование системы ПВ граждан РФ;

Организация ПВ граждан в ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных юбилейным и другим памятным событиям истории России

Формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и призыву;

Использование государственных символов РФ в ПВ граждан

4

2016–2020 гг. [4]

Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны

Развитие научного и методического сопровождения системы ПВ граждан

Совершенствование форм и методов работы по ПВ с учетом динамично меняющихся условий

Развитие военно-патриотического воспитания, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах РФ

Создание условий для развития волонтерского движения, как инструмент гражданско-патриотического воспитания

Информационное обеспечение ПВ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение ПВ граждан;

Совершенствование форм, методов работы по ПВ;

Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;

Развитие волонтерского движения как важного элемента системы ПВ граждан;

Информационное обеспечение ПВ граждан

Вывод следует, на основании вышеизложенного анализа государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Анализируя таблицу, необходимо обратить внимание на трансформацию всех составляющих: цели, задачи и направления. Необходимо констатировать положительную динамику развития процесса патриотического воспитания в нашей стране на основе богатого исторического прошлого, современных научных форм и методов патриотического воспитания молодежи, консолидации общественных организаций по патриотическому воспитанию, государственных органов, научных организаций, воинских частей и т.д. В целом государственная поддержка и регулирование вопроса патриотического воспитания граждан России крайне необходимы, активизация политических деятелей в борьбе за патриотизм как движущей идеи государства. На сегодняшний день, реализация государственных программ как фундамент, для развития патриотического движения на территории Российской Федерации, тем самым выполняя государственную задачу – воспитание патриотов страны!


Библиографическая ссылка

Нарежнев А.Е. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 139-142;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11265 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674