Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕСИВНОСТИ НА УРОВЕНЬ ГЛИКЕМИИ У СТУДЕНТОВ

Хорева О.В. 1 Хорева Е.А. 1
1 Северный государственный медицинский университет

Целью нашей работы было определение колебаний уровня гликемии у студентов при психоэмоциональной нагрузке различной интенсивности. В эксперименте принимали участие 9 студентов – 8 девушек и 1 юноша в возрасте от 19 до 22 лет.

Для выявления групп риска развития сахарного диабета был проведен тест толерантности к глюкозе. Исследование проводилось утром натощак с помощью глюкометра «Accu-Chek Active». Определялся базальный уровень гликемии, после чего делалась сахарная нагрузка (50 г глюкозы, разведенной в 250 мл воды) и определялся уровень содержания глюкозы в крови через 30, 60, 90, 120 и 180 минут. Производилась оценка гликемической кривой каждого студента посредством расчета коэффициента толерантности и коэффициента Бодуена. В целях определения типа вегетативной нервной системы оценивался индекс Кердо (вегетативный индекс). Для определения нервно-эмоционального состояния студентам был предложен психологический тест, на основании которого выявлялся риск развития психоэмоционального напряжения (в баллах). Для выявления влияния умственной и эмоциональной нагрузки на уровень сахара в крови оценивались показатели гликемии перед началом и по окончании обычного занятия, зачетного занятия и экзамена. Оценка достоверности полученных результатов проводилась с использованием критерия Стьюдента.

У всех обследуемых показатели гликемической кривой были в пределах нормы. Базальный уровень гликемии в среднем составлял 5,0±0,08 ммоль/л. Через 30 минут наблюдался максимальный уровень содержания глюкозы в крови 6,9±ммоль/л в среднем. К концу третьего часа после сахарной нагрузки уровень гликемии у всех обследуемых вернулся к исходному. Однако 2 студента из 9 составили группу риска развития сахарного диабета (коэффициент толерантности к глюкозе >15). Коэффициент Бодуена в среднем по обследуемой группе составил 39,0±5,96 %, что соответствует норме. Однако надо отметить, что у четырех студентов коэффициент Бодуена был выше 50 %, что указывает на повышенную вегетативную возбудимость. У этих же студентов статистически достоверно (р<0,003) наблюдался наибольший скачок уровня гликемии через 30 минут после сахарной нагрузки (на 2,6, 2,9, 2,9, 2,8 ммоль/л) по сравнению с имеющими значение коэффициента Бодуена, соответствующее норме. В среднем по этой группе он составил 7,8±0,04 ммоль/л. У группы, в которой коэффициент Бодуена был ниже 50 %, уровень гликемии в первые 30 минут не превышал исходного более чем на 2,0 ммоль/л. В среднем уровень сахара в крови в этой группе составил 6,2±0,26 ммоль/л.

При расчете индекса Кердо (ИК) было выявлено, что у 5 человек из 9 (61,1 %) преобладает тонус симпатической нервной системы (ИК>0). Индекс Кердо в этой группе составил от 3 до 32. У остальных студентов (38,9 %) ИК <0 (от –2,9 до -7) преобладает тонус парасимпатической нервной системы. У студентов с симпатотонией наблюдался наибольший скачок гликемии через 30 минут после сахарной нагрузки (р<0,001). Максимальный уровень гликемии в среднем в этой группе составил 7,6±0,18 ммоль/л, а у студентов с ваготонией – 6,0±0,23 ммоль/л.

При оценке показателей уровня гликемии в условиях обычного занятия было выявлено, что уровень содержания глюкозы в крови несколько повысился у всех студентов по окончании практического занятия (5,4±0,16 ммоль/л в среднем), тогда как перед началом занятия уровень гликемии составлял 4,9±0,10 ммоль/л. У студентов с симпатотонией уровень сахара в крови после занятия был несколько выше, чем у студентов с ваготонией (5,6±0,22 и 5,2±0,19 ммоль/л соответственно). Во время занятия было опрошено устно 6 студентов. Именно эти студенты имели наибольший скачок уровня содержания глюкозы к концу занятия. В среднем к концу занятия уровень гликемии у опрошенных студентов составил 5,6±0,22 ммоль/л. У студентов, не подвергшихся устному опросу, уровень глюкозы в крови в среднем соответствовал 5,1±0,03ммоль/л. У лиц с симпатотонией содержание глюкозы в крови после устного опроса было несколько выше, чем у лиц с ваготонией – 6,0±0,07 ммоль/л и 5,1±0,27 ммоль/л соответственно.

При определении уровня гликемии до и после зачетного занятия наблюдалась другая картина. В этом случае максимальный уровень гликемии определялся перед началом зачета и соответствовал 6,5±0,16 ммоль/л, а после зачета – 5,6±0,28 ммоль/л. У лиц с повышенным тонусом симпатического отдела вегетативной нервной системы уровень содержания сахара в крови до начала зачета был несколько выше, чем у лиц с преобладанием тонуса парасимпатического отдела (6,7±0,13 ммоль/л и 6,2±0,25 ммоль/л соответственно).

Результаты определения уровня глюкозы в крови перед и после сдачи экзамена были сходны с таковыми, определенными перед и после зачетного занятия. Уровень гликемии до сдачи экзамена был выше, чем после и в среднем по группе соответствовал 6,5±0,16 ммоль/л. После сдачи экзамена уровень содержания глюкозы в крови в среднем по исследуемой группе составлял 5,8±0,26 ммоль/л. У лиц с симпатотонией уровень гликемии перед сдачей экзамена был несколько выше, чем у лиц с ваготонией и составил 6,8±0,11 ммоль/л и 6,0±0,07ммоль/л соответственно (р<0,0003).

Таким образом, психоэмоциональное напряжение оказывает влияние на уровень гликемии, однако в различных ситуациях это происходит по-разному.


Библиографическая ссылка

Хорева О.В., Хорева Е.А. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕСИВНОСТИ НА УРОВЕНЬ ГЛИКЕМИИ У СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 186-187;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11502 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674