Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пяткова С.Г. 1
1 БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет

Учебно-методическое пособие ориентировано на изучение основных аспектов организации туристской деятельности, предназначено для обучающихся по образовательной программе высшего образования направления подготовки 43.03.02 Туризм квалификация (степень) бакалавр. Материалы пособия представляют учебно-методический комплекс по курсу «Организация туристской деятельности»: учебно-тематическое планирование, структура и основное содержание модулей курса, методические рекомендации для подготовки семинарских и практических занятий, в том числе в интерактивной форме, практические задания, список основной и дополнительной литературы, приложения (кейсы, статьи и статистика для практических занятий). Разработанные критерии оценивания позволяют сориентировать студентов на основные предметные результаты и систему оценивания в ходе обучения. Учебные материалы и методические рекомендации предназначены для использования в процессе обучения, подготовке к производственной практике, написанию курсовых и дипломных исследований студентов направления подготовки «Туризм».

Организация туристской деятельности представляет собой сложную разноуровневую систему планирования, реализации, анализа проблем и выявления перспектив развития туристской индустрии в целом, и отдельных туристских предприятий в частности. Поэтому изучение курса направлено на рассмотрение ключевых моментов процесса организации туристской деятельности в условиях развития современной туристской индустрии. Учебный курс «Организация туристской деятельности» является ключевым звеном в изучении организационно-управленческих основ планирования, проектирования и реализации профессиональной туристкой деятельности. Актуальность изучения курса обусловлена ролью и значимостью организационных аспектов в реализации эффективной туристской деятельности. В ходе изучения курса особое внимание уделено анализу современной ситуации развития туризма, нормативно-правовой базы организации и развития туристской деятельности, проблемам и перспективам развития туристской индустрии в целом, и регионе в частности. Цель освоения дисциплины – научиться разрабатывать проект стратегии организации и развития актуального направления регионального туризма. Задачи освоения дисциплины: 1) выявить специфику организации современной туристской деятельности; 2) разработать проект стратегии организации и развития актуального направления туризма в регионе (на примере муниципального образования).

Изучение курса является основой для прохождения производственной «Туристкой технологической» практики, которая направлена на отработку практических умений в организации и реализации профессиональной туристской деятельности. Поэтапное и последовательное изучение курса в течение двух семестров позволяет не только рассмотреть теоретические основы организации туристской индустрии, но и научиться организовывать (проектировать) профессиональную деятельность в регионе с учетом современных тенденций и потребностей развития рынка туристских услуг. Учебный курс «Организация туристской деятельности» является ключевым звеном в изучении организационно-управленческих основ планирования, проектирования и реализации профессиональной туристкой деятельности.

Материалы учебно-методического пособия позволяют последовательно организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов по овладению основными профессиональными компетенциями бакалавров направления подготовки «Туризм». Теоретическое изучение материала направлено на выявление особенностей развития современной туристской индустрии, сущности организации туристской деятельности, нормативно-правовой основы организации туристской деятельности в целом и деятельности туристских предприятий в частности, квалификационных требований и должностных обязанностей сотрудников туристского предприятия, модели управления предприятием сферы туризма для обслуживания потребителей; организационных этапов процесса обслуживания в сфере туризма, стратегии деятельности и развития туристских предприятий.

Самостоятельная работа студентов предполагает деятельность по выявлению специфики и основных направлений партнерских отношений в туристской деятельности; оцениванию роли нормативных документов в профессиональной деятельности туристских предприятий и развитии туризма в стране в целом; разработке планов инноваций для совершенствования деятельности туристского предприятия; проведению маркетингового исследования состояния туристской индустрии в регионе; выявлению проблем и перспектив развития современной туристской индустрии; проектированию стратегий развития региональной туристской индустрии. В ходе подготовки и проведения семинарских и практических занятий студенты должны показать не только владение теоретическим материалом, но и проявить практические умения анализа основных источников рассматриваемых вопросов, выявлении проблем и перспектив их развития в современных условиях развития туристкой индустрии. Темы, выносимые на самостоятельное изучение, предполагают проведение практической работы по изучению регионального рынка туристских услуг.

Курс состоит из двух модулей, каждый из которых последовательно рассматривает теоретические и практические аспекты организации туристской деятельности. Модуль 1 «Организация современной туристской деятельности» направлен на выявление специфики организации современной туристкой деятельности и включает следующие структурные элементы. Учебный элемент 1.1. «Организационные основы туристской деятельности» ориентирован на изучение организационных аспектов современной туристской деятельности. Особое внимание здесь уделено изучению основных тенденций развития туристской индустрии в России и мире на современном этапе, анализу нормативно-правовой базы развития современной туристской индустрии, анализу регионального рынка туруслуг, изучению методики определения направленности и специфики деятельности турфирмы, специфики функционировании системы управления организации индустрии туризма. Основные тематические блоки учебного элемента: Основные характеристики туризма как социально-экономической категории. Структура и состав индустрии туризма. Основные виды туризма и динамика их развития в международном туризме. Организация управления индустрией туризма. Особенности развития туризма и организации туристской деятельности в России на современном этапе. Законодательство РФ в сфере туризма. Государственное регулирование туристской сферой в современной России. Управление туризмом в регионе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

Учебный элемент 1.2. «Технологии туристской деятельности» рассматривает основные технологические приемы организации и реализации туристской деятельности с учетом современных тенденций развития туристской индустрии. Особое внимание здесь уделено специфике организации деятельности туристской фирмы, изучению методов анализа внутренней и внешней среды турфирмы, регионального рынка туруслуг, изучению специфики методики разработки стратегии турфирмы, определению критериев эффективности управления турфирмой, организация безопасности туристов. Основные тематические блоки учебного элемента: Международные туристские организации: организация и направления деятельности. Туроператорская и турагентская деятельность. Организация деятельности туристской фирмы (планирование, формирование программ, реализация и т.п.). Внутренняя и внешняя среда турфирмы: особенности, методы анализа. Стратегическое планирование в деятельности туристского предприятия. Эффективное управление в туристской деятельности. Организация безопасности в туристской деятельности.

Учебный элемент 1.3. «Правовые и хозяйственные отношения между участниками туристкой деятельности» направлен на анализ основных направлений и специфики правовых и хозяйственных отношений между участниками туристской деятельности. Особое внимание здесь уделено анализу договорной документации в деятельности туристского предприятий, профессионально-квалификационным характеристикам работников туристского бизнеса, методам подбора и отбор сотрудников турфирмы, алгоритму создания нового турпродукта, его ценообразования и продвижения. Основные тематические блоки учебного элемента: Организация работы с документационной базой в деятельности туристского предприятия. Компетентность работников туристского бизнеса. Подбор и отбор сотрудников турфирмы. Схемы оплаты труда и оформление трудовых отношений в туристской деятельности. Определение структуры и содержания туристского продукта, алгоритм его создания. Калькуляция себестоимости и ценообразование нового турпродукта. Партнерские отношения туристских предприятий с транспортными компаниями, средствами размещения, предприятиями питания. Схемы взаимодействия предприятий на туристском рынке.

Модуль 2 «Разработка проекта стратегии организации и развития актуального направления туризма в регионе (на примере муниципального образования) посвящен разработке проекта организации и развития актуального направления регионального туризма и включает изучение следующих учебных элементов: Учебный элемент 2.1. «Проектирование в организации и реализации туристкой деятельности» направлен на выявление специфики проектирования в туристcкой деятельности. Основные тематические блоки учебного элемента: Специфика проектирования в туристкой деятельности. Определение актуальной проблематики проекта и ее обоснование. Разработка направлений (способов) решения проблемы проекта. Определение целевой направленности проекта и планирование ее достижения. Описание и оформление проекта.

Учебный элемент 2.2. «Проектирование стратегии организации и развития актуального направления туризма в муниципальном образовании (на примере г. Сургута и Сургутского района)» предполагает обоснование актуальности стратегического планирования развития туризма в регионе, проведение маркетингового анализа современного состояния и тенденций развития туризма в регионе, определение стратегических ориентиров развития туризма в регионе. Основные тематические блоки модуля: Маркетинговый анализ развития туризма в муниципальном образовании (на примере г.Сургута и Сургутского района). Разработка целевых ориентиров развития туризма в муниципальном образовании (на примере г. Сургута и Сургутского района). Разработка основных этапов стратегического плана развития туризма в муниципальном образовании (на примере г.Сургута и Сургутского района). Разработка плана основных мероприятий по реализации концепции развития туризма в муниципальном образовании (на примере г.Сургута и Сургутского района).

Содержание курса осваивается в ходе аудиторной и самостоятельной работы студентов, контролируется через выступления на семинарских и практических занятиях, выполнение практических заданий (анализ статей, документов, составление таблиц, схем и т.п.). Изучение тематических модулей осуществляется посредством реализации различных форм и методов работы, преимущественно активных методов обучения, что отражено в структуре учебно-методического плана дисциплины.

В ходе изучения дисциплины необходимо обращаться к приложению учебно-методического пособия, где представлены:

1) дополнительные материалы по отдельны вопросам организации туристкой деятельности (статистические данные, диаграммы, таблицы и т.п.) – приложение 1;

2) материалы для самостоятельной работы студентов (словарь основных терминов и понятий, примерные темы курсовых работ, перечень вопросов для самоконтроля и т.п.) – приложения 2, 3, 4;

3) критерии оценивания основных учебных результатов – приложение 5.

В начале изучения курса целесообразно ознакомиться с содержанием приложений, чтобы ориентироваться в системе оценивания и направлении самостоятельной работы студентов. Данные материалы содержат информацию о фонде оценочных средств по курсу. В целом материалы пособия позволяют детально изучить основные аспекты организации туристской деятельности и применить на практике полученные знания при разработке программы (стратегии) развития туризма на примере своего города (региона).


Библиографическая ссылка

Пяткова С.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 65-67;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11565 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674