Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шустова Л.П. 1 Гриценко В.В. 1 Никитина О.Г. 1 Бодина Н.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»

В последние десятилетия заметно возросла значимость поликультурного подхода в образовании, что подводит педагогов к необходимости учитывать возрастающее значение социокультурной среды в становлении личности. Поликультурное пространство личности весьма разнородно и многообразно. Любая образовательная организация, в которой осуществляется воспитание подрастающего поколения, представляет собой поле пересечения множественных культур и субкультур, наличие и своеобразие которых недостаточно используется педагогами в воспитательных целях. В связи с этим роль организации дополнительного образования как специально организованной образовательной среды, обладающей большими возможностями для реализации поликультурного подхода в воспитании личности, весьма очевидна.

В предлагаемом пособии представлена региональная модель поликультурного подхода в социальном воспитании личности, разработанная и апробированная авторским коллективом МБУ ДО «ДЮЦ № 3» г. Ульяновска в рамках Программы развития инновационных процессов (РИП) в Ульяновской области.

В первой главе пособия «Теоретические основы реализации поликультурного подхода в социальном воспитании личности в условиях дополнительного образования» на основе анализа и обобщения философской и психолого-педагогической литературы определена важность и актуальность поликультурного подхода в воспитании подрастающего поколения; обозначено многообразие субкультур, образующих социокультурное пространство образовательной организации; определена сущность понятия «поликультурность» личности, ее составляющие (поликультурная толерантность и социокультурная идентичность); выделены подходы, принципы, содержание и способы организации педагогической деятельности по реализации поликультурного подхода в социальном воспитании; представлено описание моделирования процесса формирования поликультурности обучающихся.

Разработанная авторами модель опирается на понимание социального воспитания как особого вида относительно контролируемой социализации в рамках воспитательных организаций. Результатом поликультурного воспитания является оптимальное сочетание культурной толерантности и идентичности личности, обозначаемое нами термином «поликультурность». Это качество личности проявляется в когнитивном, эмотивном и конативном аспектах. В условиях воспитательной организации поликультурность личности формируется в процессе со-бытия различных контактных субкультур: этнических, гендерных, коллективных, конфессиональных, возрастных и др. Авторская модель отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель, принципы, подходы, этапы, содержание, технологии, критерии и уровни сформированности поликультурности обучающихся.

Анализируя содержание понятия «толерантность» в педагогическом аспекте, в работе акцентируется внимание на том, что наличие одной из важнейших составляющих социализированности воспитанника является его поликультурность. Являясь компонентом социализированности, она характеризуется через два диалектически связанных её аспекта. Первый, соответствующий социальной адаптированности, представлен толерантностью личности по отношению к многообразию взаимодействующих с ней культур. Второй аспект, соответствующий социальному обособлению, представлен социокультурной идентичностью человека, являющей собой своеобразный сплав интериоризированных культур и продуцированные им самим культурные ценности. Толерантность и идентичность личности, рассматриваемые как взаимодополнительные и взаимодетерминируемые составляющие поликультурности, выступают как цели-результаты социального воспитания.

Для более детального изучения сущности и условий успешного формирования рассмотренных компонентов поликультурности целесообразен анализ трёх аспектов, присутствующих и в толерантности, и в идентичности: когнитивного, эмотивного и конативного (поведенческого). Следует пояснить, что выделенные аспекты поликультурной толерантности и социокультурной идентичности отражают последовательность формирования поликультурности личности. Знание конкретных субкультур (тех, с которыми воспитанник взаимодействует – реально или виртуально) лежит в основе его эмоционального отношения к ним и служит стимулом к конкретным действиям и поступкам.

В пособии представлено подробное описание условий и ресурсов реализации поликультурного подхода в социальном воспитании в учреждении дополнительного образования; охарактеризованы основные направления и содержание деятельности (образовательной, досугово-развивающей, социально-психологической) по реализации поликультурного подхода в социальном воспитании учащихся в условиях УДО.

Во второй главе пособия «Программы реализации поликультурного подхода в социальном воспитании» представлен ряд программ, направленных на формирование поликультурности обучающихся учреждения дополнительного образования: (поликультурного воспитания, подготовки педагогов, тренинга для подростков).

Так, программа поликультурного воспитания в МБУ ДО «ДЮЦ №3» направлена на создание условий для формирования поликультурности личности в процессе освоения свободно выбранных дополнительных образовательных программ и в различных видах воспитательной, социально-культурной деятельности, обеспечивающих в дальнейшем её социализацию. Ее достижение требует решения основных задач: обеспечения знания воспитанником контактных субкультур и особенностей собственной культуры; создания условий для проживания и эмоционального переживания поликультурных ситуаций, формирования позитивного социально-психологического самочувствия; формирования адекватного поведения, отражающего социокультурную толерантность и идентичность воспитанника на основе рефлексии собственных знаний и чувств.

Программа подготовки педагогов к реализации поликультурного подхода в социальном воспитании детей и подростков направлена на формирование их готовности к реализации поликультурного подхода в социальном воспитании обучающихся в условиях УДО. Календарно-тематический план и содержательная часть программы включает в себя подробное описание 9 занятий, предполагающих разнообразные формы обучения: лекции, мастер-классы, круглые столы, деловые игры, тренинги для педагогов.

Программа тренинга «Будь самим собой и позволь другим быть другими» предназначена для формирования поликультурной толерантности и становления социокультурной идентичности у подростков в условиях учреждения дополнительного образования и включает в себя описание 10 занятий, построенных в соответствии с уровнями развития толерантности и идентичности: когнитивным, эмотивным и поведенческим. В приложении программы предлагается пакет диагностических методик для определения уровня толерантности обучающихся учреждения дополнительного образования.

Создание комплекса условий, разработка педагогической модели и реализация образовательных программ, форм, методов, средств и технологий поликультурного образования, использование диагностических методик позволили определить эффективность разработанного научно-методического обеспечения реализации поликультурного подхода в образовательной организации, направленного на формирование поликультурной компетентности обучающихся. Решение поставленной исследовательской задачи способствует, на наш взгляд, формированию толерантной и одновременно самобытной личности на основе её приобщения к пространственно-временной многомерности культуры, способной к реализации своего личностного потенциала в условиях поликультурного общества.

Собранный авторами методический материал может успешно использоваться заместителями директора по научно-методической и воспитательной работе, педагогами дополнительного образования, социальными педагогами, психологами для повышения эффективности педагогической и психологической деятельности в рамках обозначенной проблематики, и в этом заключается прикладное значение данного методического пособия.


Библиографическая ссылка

Шустова Л.П., Гриценко В.В., Никитина О.Г., Бодина Н.С. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 113-114;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11614 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674