Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПУТЬ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Козубцов И.Н. 1
1 Военный институт телекоммуникаций и информатизации
Целью статьи является обоснование концепции развития методологической культуры адъюнктов. Автором определено множество проблем, которые решены в концепции, а также проанализированы причины их возникновения, обоснована необходимость их решения концептуальным подходом. Определено оптимальное направление решения проблемы на основе сравнительного анализа концепций. Выбран путь и способ решения проблемы обеспечения развития методологической культуры адъюнктов в концепции. Также определены задачи реализации концепции в диссертационном исследовании и на практике, а также ожидаемые результаты от реализации концепции. Установлено, что качественное развитие методологической культуры адъюнктов достигается за счет отношения научного руководителя к научно-педагогическому сопровождению адъюнктов. Реализация на практике концепции даст возможность руководству университета обеспечить: выполнение требований по качественной подготовке адъюнктов и гарантировать образовательно-научный уровень выпускника адъюнктуры; подтвердить готовность выпускника адъюнктуры к самостоятельной организации всех видов творческой профессиональной деятельности в условиях вариативной деятельности.
адъюнкт
аспирант
концепция
развитие
методологическая культура
1. Ткач Г.Ф. Тенденции развития и реформы образования в мире: Учеб. пособие / Г.Ф. Ткач, В.М. Филиппов, В.Н. Чистохвалов. – М.: РУДН, 2008. – 303 с.
2. Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО / Под. ред. В.П. Колесова, Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. – 409 с.
3. Протокол заседания Межведомственного совета по координации научных исследований по педагогическим и психологическим наукам в Украине № 7 от 2015 года [Электронный ресурс] // Межведомственный совет по координации научных исследований по педагогических и психологических наук НАПН Украины. – URL: http://naps.gov.ua/uploads/files/iccr/protocols/2015.rar.
4. Булдаков С.К. Философия и методология образования: Научное издание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. – 444 с.
5. Пирогов А.И. Тенденции развития реформ высшего образования в странах СНГ: Учеб. пособие / А.И. Пирогов, Г.А. Краснова, В.М. Филиппов. – М.: РУДН, 2008. – 180 с.
6. Козубцов И.Н. Тенденции диссертационных исследований по развитию компетентностного ученого: глобальные и национально-государственные аспекты / И.Н. Козубцов // «Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы»: материалы Второй международной научно-практической конференция, г. Барнаул, 1 ноября 2013 года. – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2013. – С. 198–202.
7. Ягупов В.В. Интерпретация результатов экспериментального развития методологической культуры адъюнктов с этапами ее овладения / В.В. Ягупов, И.Н. Козубцов // «Научное обозрение. Педагогические науки». – 2017. – № 2. – С. 124–133.

Постановка проблемы. Связь с важными научными заданиями

Вопрос развития института подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации волнует сообщество всех стран мира. Формирование и развитие творческого потенциала научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации связано с функционированием социального института, который является составляющей системы высшего образования. В последнее десятилетие в странах СНГ происходит практическая фаза по реформированию развития образования в приоритетном направлении и интеграции в европейское образовательное пространство [1, 2]. Современная подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации через адъюнктуру основывается на целевом подходе, который четко определяет направление подготовки за видом профессиональной деятельности, а именно научным или научно-педагогическим. В результате возникает вариативный парадокс при смене вида деятельности вследствие недостаточного уровня развитости методологической культуры.

koz1.wmf

Рис. 1. Ключевые проблемы и противоречия

Начиная с 2007 г. автор действительного исследования обратил внимание на необходимость качественного улучшения данной системы через подготовку аспирантов (адъюнктов). Безусловно, сегодняшние аспиранты (адъюнкты) завтра – ученые и преподаватели. Они станут качественным методологическим фундаментом трансляции новых и устоявшихся знаний от поколения к поколению. Спустя некоторое время интуитивное исследование претерпевало изменения до утверждения темы диссертационного исследования автора [3]. В связи с этим возникает необходимость решения частного научного задания исследования, по уяснению влияния сформированной методологической культуры научного руководителя на ее качество трансляции в дальнейшем.

Анализ последних исследований и публикаций по направлению исследования

Анализ авторефератов и диссертаций позволил нам обнаружить ряд пробелов и выяснить причины возникновения проблемы. Поэтому на сегодняшний день отсутствует решение этого частного научного задания. Следовательно, что это логически обусловило необходимость исследования в этом направлении развития методологической культуры [3].

Анализ причин возникновения проблемы

Результат представлен на рис. 1.

Во-первых, в 1920–2017 гг. не происходило качественного развития института аспирантуры (адъюнктуры), в чем легко убедиться, исследовав 5 направление и путь П № 5.1. Все время происходило лишь усиление действующих требований Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК). Даже с внедрением Болонского процесса в систему высшего образования наблюдалось опоздание его ввода в адъюнктуру.

Во-вторых, отсутствуют системные исследования и сравнения из раньше известными.

В-третьих, в отличие от программ подготовки адъюнктов за целевым подходом, который приводит к появлению множественного числа социальных и экономических противоречий, в решении которых нуждается неотложная реформа системы высшего военного образования.

Отмеченную проблему № 1 невозможно решить в рамках ранее принятых концепций и реформ, о чем свидетельствует современное состояние дела и подтверждается мнением С.К. Булгакова и А.И. Субетто [4, с. 224–240] относительно реформы образования: «...реформы, объявленные в постсоветский период, должны были, как предполагалось, существенно изменить и образовательную сферу, подняв ее до уровня развитых западных стран. Был принят ряд законов об образовании, утверждены образовательные стандарты и т.д. Однако практические результаты проводимых образовательных реформ многими исследователями этой проблемы признаются малоэффективными, что видно из целого ряда публикаций последних лет». Таким образом, С.К. Булгаков и А.И. Субетто, и с ними согласны авторы работы [5], предсказывают, что общая канва изменяется на государственном уровне, а вот дальше на технологическом уровне все происходит на стереотипном старом фундаменте, который не отвечает современному глобальному вызову К-парадигмы. Поэтому нужно осуществлять новый поиск решения проблемы изменять концептуальную систему взглядов, концепцию.

Формирование целей статьи

Обосновать, концептуальный путь решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке через создание психолого-педагогических условий, благоприятно влияющих на развитие методологической культуры молодых ученых.

Результат исследования. Обоснование необходимости решения проблемы концептуальным подходом

Концепция – это система взглядов, принципов в любой отрасли, на основе которых решаются проблемы. Это дало возможность выстроить структуру стадий и этапов фазы проектирования, подчинив ее общей логике организации процесса производительной практической деятельности. Предыдущие ученые решали лишь частичные научные задания в части, касающейся формирования отдельных компетентностей или культуры. В этой связи мы учитываем их наработку и недостатки.

Цель реализации Концепции развития методологической культуры адъюнктов заключается: в ориентировании субъектов управления системой образования (Министерство образования и науки, Департамент военного образования, науки Министерства обороны (МО) в поиске научно обоснованного направления, путей и способов перехода системы профессиональной подготовки адъюнктов от ЗУН к компетентностной (К) и культурологической (КТ) парадигмы в условиях развития и модернизации системы высшего образования; обосновании педагогической системы подготовки адъюнктов на принципах методологической культуры.

Определение оптимального направления решения проблемы на основе сравнительного анализа концепций

Ключевые направления, пути решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке, приведены в таблице. Предложенная структура и классификация основывается на исследованиях [6].

Ключевыми направлениями решения проблемы (рис. 2) является: № 1 «Без модернизации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на базе ЗУН-парадигмы»; № 2 «Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на базе ЗУН-парадигмы»; № 3 «Модернизация систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от ЗУН к К-парадигме»; № 4 «Развитие систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от К-парадигмы к КТ-парадигме»; № 5 «Поиск перспективных направлений развития систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации». Оптимальным направлением решения проблемы является логичное избирание направления № 4 «Развитие систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от К-парадигмы к КТ-парадигме», поскольку другие направления являются, как показала практика, тупиковыми.

Пути и способы решения проблемы в концепции наглядно поданы на рис. 3, перечислим их: П № 1.1. Консервативный; Ш № 1.2. Формирование опыта; Ш № 1.3. Формирование профессиональной готовности; П № 2.1. Совершенствование системы подготовки научных и научно педагогических кадров высшей квалификации; П № 3.1. Формирование компетентности; П № 3.2. Развитие компетентности; П № 4.1. Формирование методологической культуры; П № 4.2. Развитие методологической культуры; П № 5.1. Рефлексивный; П № 5.2. Поиск проблемных направлений; П № 5.3. Поиск перспективных направлений. Поскольку кандидаты к вступлению в адъюнктуру имеют высшее военное образование и владеют сформированной системой знаний, умений, навыков, а также владеют определенным уровнем компетентности, то учебу в адъюнктуре уместно рассматривать как процесс их профессионального развития. Поэтому в исследовании [7] мы избираем путь № 2 «Развитие методологической культуры» у адъюнктов и таким образом на основании принципов ПРК-12 – культуросоответствия; ПРК-13 – единства общей и методологической культуры; ПРК-14 – проектирования личностной траектории развития внедряется рядом с К-парадигмой КТ-парадигма.

Экспериментальные результаты были опубликованные ранее в работе [7], где представлен положительный эффект, поэтому их выкладку мы опускаем.

Выводы из исследования

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– проводимые исследование во времени и пространстве можно рассматривать как попытку отыскать оптимальные пути развития института высшего образования методом «проб и ошибок»;

– экспериментальным путем научное сообщество исследовало возможные пути и подошло к идее о необходимости развития у человека методологической культуры как высшей формы их профессионального становления, мудрости. И, как следствие, необходимости перехода от К-парадигмы в КТ-парадигме, которая позволит разрешить сложившиеся проблемы в образовании в XXI веке.

koz2.wmf

Рис. 2. Ключевыми направлениями решения проблемы

koz3.wmf

Рис. 3. Пути и способы решения проблемы в концепции

Ключевые направления, пути решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке

Направление

Путь

Способы

Направление научных исследований (ННИ)

Н № 1

П № 1.1

№ 1

Усиление требований Высшей Аттестационной Комиссии

№ 2

№ 1 «Повышение эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

№ 3

№ 2 «Исследования педагогических условий подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

№ 4

№ 3 «Обоснование системы оценивания эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

П № 1.2

№ 1

№ 4 «Формирование профессионального опыта у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

П № 1.3

№ 1

№ 5 «Развитие профессиональной готовности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации к профессиональной деятельности»

Н № 2

П № 2.1

№ 1

№ 6 «Совершенствование военной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

Н № 3

П № 3.1

№ 1

№ 7 «Формирование профессиональной компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

№ 2

№ 8 «Формирование методологической компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

П № 3.2

№ 1

№ 9 «Развитие методологической компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

Н № 4

П № 4.1

№ 1

№ 10 «Исследования по обоснованию дефиниции методологической культуры на философском уровне»

№ 2

№ 11 «Формирование методологической культуры у учителя»

№ 3

№ 12 «Формирование методологической культуры у педагога»

№ 4

№ 13 «Формирование методологической культуры у педагога-музыканта»

№ 5

№ 14 «Формирование методологической культуры у педагога-исследователя»

№ 6

№ 15 «Формирование методологической культуры у преподавателя»

№ 7

№ 16 «Формирование методологической культуры у студентов»

№ 8

№ 17 «Формирование методологической культуры у офицеров»

№ 9

№ 18 «Формирование профессиональной культуры адъюнктов»

П № 4.2

№ 1

№ 19 «Развитие методологической культуры у адъюнктов, аспирантов, научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

Н № 5

П № 5.1

№ 1

№ 20 «Анализ исторического развития систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

П № 5.2

№ 1

№ 21 «Проблемы современной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и для потребностей Вооруженных сил»

П № 5.3

№ 1

№ 22 «Поиск перспективных направлений совершенствования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

 

Реализация концепции на практике даст возможность руководству университета обеспечить: выполнение требований по качественной подготовке адъюнктов и гарантировать образовательно-научный уровень выпускника адъюнктуры; подтвердить готовность выпускника адъюнктуры к самостоятельной организации всех видов творческой профессиональной деятельности в условиях вариативной деятельности.

Научная новизна

Впервые получена обоснованная «Концепция развития методологической культуры адъюнктов». Концепция предназначена для научного обоснования предложений по дальнейшему развитию института адъюнктуры в направлении компетентно-культурологической парадигмы подготовки адъюнктов, которые будут отвечать образовательно-научному уровню «Доктор философии» с качественным развитием у них методологической культуры, необходимой им для трансляции своим ученикам находясь в роли научного руководителя.


Библиографическая ссылка

Козубцов И.Н. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПУТЬ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 9. – С. 56-61;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11759 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674