Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ СТАНДАРТОВ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Алексеев С.Л. 1 Сергеева Ю.С. 1 Шайдуллин Р.Н. 1
1 ЧОУ ВО «Академия социального образования»
В современной социально-экономической ситуации, сложившейся в нашем государстве, возрастает важность анализа и перестройки тех аспектов образования, которые существенно влияют на профессиональный потенциал будущего выпускника вуза. В своей статье авторы рассматривают вопросы формирования у студентов образовательных организаций стандартов антикоррупционного поведения, нетерпимого отношения к коррупции как социально-правовому негативному явлению и необходимость обладания компетентностью в сфере противодействия коррупции для дальнейшей профессиональной деятельности. Одним из направлений реализации стратегии антикоррупционной политики государства является антикоррупционное образование как одна из эффективных превентивных мер в сфере противодействия коррупции. Данное образование является составной частью процесса образования в целом и предполагает использование различных форм и методов интерактивной работы в образовательном процессе, оказывающих существенное влияние на формирование личности обучающегося. Авторы резюмируют, что в Республике Татарстан налажена система антикоррупционного образования с целью формирования у обучающихся и слушателей стандартов антикоррупционного поведения. В заключение авторы приходят к выводу, что необходима оптимизация требований к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые позволят создать единую систему непрерывного антикоррупционного образования.
противодействие коррупции
стандарты антикоррупционного поведения
профессиональные компетенции
антикоррупционное образование
1. Акунченко Е.А. К вопросу об организационно-правовых основах антикоррупционного просвещения в сфере образования // Наука и школа. – 2017. – № 1. – С. 20–28.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – ст. 7598.
3. Шедий М.В. Коррупция в России: опыт концептуализации и механизмы противодействия: монография. – Орёл: ОРАГОС, 2011. – 144 с.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – ст. 6228.
5. Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С. Шайдуллин Р.Н. Правовая подготовка студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования к предупреждению коррупционных проявлений: монография / Под ред. док. пед. наук, профессора С.Я. Казанцева. – Казань: ЧОУ ВО «Академия социального Российской образования», 2016. – 200 с.
6. Ахметова Н.А., Гузенко В.Н. Основы антикоррупционного образования в современном учебном процессе [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-antikorruptsionnogo-obrazovaniya-v-sovremennom-uchebnom-protsesse.
7. Алексеев С.Л., Алексеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Учебно-методическое пособие по введению и изучению дисциплины «Актуальные направления противодействия коррупции» в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, расположенных на территории Республики Татарстан. – Казань: ЧОУ ВО «Академия социального образования», 2016. – 120 с.

На сегодняшний день в Российской Федерации уже реализуются правовые и организационные меры по противодействию коррупции. Однако по результатам различных исследований видно, что коррупция в российском государстве становится одной из глобальных проблем, при этом с каждым годом наращивает свой потенциал [1, с. 22]. Коррупция как социально-правовое негативное явление представляет угрозу не только экономической безопасности государства, но и является национальной проблемой всех государств мира, так как высокий уровень коррупции в любом государстве полностью разрушает все ценности и традиции, уничтожаются ключевые понятия морали, правовых основ и чувства социальной справедливости. По мнению российских и зарубежных ученых, причины коррупционных проявлений, находятся в правосознании самого общества, так как в любом обществе уже давно сформирована правовая культура, основанная на историческом развитии. В современной России правовое сознание общества является преемственным, особенно просматриваются твёрдо устоявшиеся национальные традиции разных времен. Безусловно, это влияет на эффективность реализации антикоррупционной стратегии российского государства. В современной социально-экономической ситуации, сложившейся в нашем государстве, возрастает важность анализа и перестройки тех аспектов образования, которые существенно влияют на профессиональный потенциал будущего выпускника вуза и, следовательно, определяют жизненный путь. Сегодня одной из определяющих сторон образования является фундаментальность теоретико-практической подготовки студентов, включающая развитое правовое сознание, которое подразумевает готовность к превентивной антикоррупционной деятельности. Проблемы образования тесно взаимосвязаны с тенденциями развития российского общества, которые направлены на формирование стандартов антикоррупционного поведения. Данные стандарты должны включать в себя такие требования, которые смогли бы воспитать у молодых людей неприятие коррупционных проявлений как негативных явлений в обществе, которые совершенно несовместимы с ценностями нашего государства. Это и будет являться важнейшей задачей российского образования, так как уровень образования населения, его правовая культура – это не только лицо нашего государства в мировом пространстве, но и вопрос национальной безопасности.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование не только как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, но и как общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства [2].

Образование, в философском понимании, представляет собой процесс становления человеческого духа, в результате которого порождается самодостаточная, многогранная, свободная личность, «подготовленная к воспроизводству, сохранению, развитию, преобразованию материальной и духовной культуры» [3, с. 97].

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» определены следующие виды деятельности в сфере противодействия коррупции: профилактика коррупции, борьба с коррупцией, а также минимизация и (или) ликвидация негативных последствий коррупционных правонарушений [4]. На современном этапе превенция коррупционных проявлений занимает первостепенное значение, хотя данное направление в области противодействия коррупции является одним из самых трудных и затратных и не может быть реализовано в минимальные сроки. Снижение преступлений возможно посредством их целенаправленного предупреждения, в том числе посредством введения специальных образовательных и воспитательных технологий в образовательных организациях.

Пункт 1 ст. 6 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой Генеральной Ассамблеи ООН, гласит, что «каждое государство-участник обеспечивает предупреждение коррупции с помощью расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции». Превенция проблем, связанных с коррупционными проявлениями, будет предпочтительнее ее минимизации и ликвидации. Для этого и необходимо антикоррупционное образование, которое и будет являться одним из ключевых инструментариев противодействия коррупции.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» определены основные меры по превенции коррупционных проявлений в обществе, это нетерпимость к коррупционным проявлениям населения, правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, соблюдение выполнения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции силами общественного и парламентского контроля.

Ключевой мерой в формировании у молодого поколения нетерпимости к коррупционным проявлениям является: антикоррупционное просвещение, т.е. получение знаний в области противодействия коррупции, а также практики применения нормативных правовых актов по противодействию коррупции; антикоррупционное мировоззрение – устойчивая система взглядов, ценностных ориентаций неприятия коррупции, которые определяют поведение студента; антикоррупционное поведение – действия, поступки личности, мотивированные неприятием и отрицанием коррупционных проявлений; предупреждение коррупционного проявления – нейтрализация с помощью педагогических методов факторов коррупционной ситуации и их устранение; а также информирование, консультирование, пропаганда, реклама [5, с. 169–170].

Как следует из положения ст. 7 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области, отнесено к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Последовательное формирование и закрепление на протяжении последнего десятилетия антикоррупционных стандартов поведения в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих при осуществлении должного контроля над их соблюдением уже приносит ощутимый положительный эффект. Вместе с тем еще не во всех значимых сферах, обеспечивающих сохранение и развитие государства и общества, сформированы необходимые антикоррупционные стандарты поведения.

Образование и есть та область деятельности, где остро требуются единые антикоррупционные стандарты поведения, закрепленные в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» или ином нормативном акте, объединяющем правовые и организационные основы в сфере противодействия коррупции для всех служащих публичной сферы.

В соответствии с программой по антикоррупционному просвещению, принятой Правительством Российской Федерации на 2014–2016 гг. было предписано произвести разработку правовой базы с целью совершенствования образовательной среды для повышения уровня правовых знаний у населения и внедрения антикоррупционных стандартов поведения, которые должны быть основаны на общих знаниях прав и обязанностей, а также принятие организационно-управленческих решений по обеспечению данных условий.

Утвержденный Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 гг. определил антикоррупционное образование одной из важных направлений антикоррупционной политики, установил цель на специализированное обучение, воспитание кадров в сфере противодействия коррупции, а также формирование антикоррупционного мировоззрения и повышения уровня самосознания и правовой культуры.

Образование в сфере противодействия коррупции должно формировать у обучающихся правовое сознание и гражданскую этику, прививать антикоррупционные стандарты, компетентность в проблемах борьбы с коррупцией на разных уровнях: противодействие коррупции на первом уровне, т.е. на основе полученного базового профессионального образования, и на втором уровне, при освоении дополнительных профессиональных программ по антикоррупционному образованию. Данное образование, как правило, должно быть направлено на гражданина с целью пропаганды правового сознания и поведения, а также обучение навыкам распознания коррупционных проявлений и иных действий. Основа базового антикоррупционного образования заключается в формировании гражданской ответственности, непримиримого отношения к коррупции как к негативному социально-правовому явлению. Главная задача антикоррупционного образования – это воспитание в индивидууме основ гражданской этики и формирование представлений навыкам об общественном контроле, так как исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что использование общественного контроля оказывалось эффективным средством борьбы с коррупцией в рамках национальной антикоррупционной стратегии. Многие граждане нашей страны имеют свое антикоррупционное мировоззрение, но не могут единолично или малой группой бороться с коррупционными проявлениями, однако они уже имеют нетерпимость к её проявлениям и не могут закрыть свои глаза на коррупционные практики в обществе, свидетелями которых они случайно оказались. Антикоррупционное образование в профессиональном смысле направлено не только на предотвращение, но и на фактическое противодействие коррупции.

К основным направлениям антикоррупционного образования следует отнести:

1) создание учебных и учебно-методических пособий, включение учебных модулей, направленных на решение задач информирования обучающихся о многоликости коррупции, формирования осознанного неприятия и отношения к коррупции, антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правового сознания и правовой культуры обучающегося; освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией, формирование антикоррупционного стандарта поведения. Целью антикоррупционного образования должно быть уважение к закону, которое должно стать определяющим принципом жизни не только чиновников, но и каждого члена общества;

2) повышение квалификации преподавателей посредством участия в учебно-методических семинарах, обучающих курсах и иных мероприятиях, направленных на формирование у них антикоррупционных компетенций;

3) планирование и реализация внеучебных мероприятий, формирующих и развивающих установки, нацеленные на нетерпимое отношение к коррупционным проявлениям [6].

На сегодняшний день в Российской Федерации уже имеется определенный опыт антикоррупционного образования во всех образовательных организациях, включая и дошкольные.

К примеру, для дошкольного и начального общего образования применяются в большей степени следующие формы, которые способны помочь определить правомерный (неправомерный) характер коррупционных правонарушений, понять их сущность в целом. В основном это конкурсы, игры, беседы и дискуссии.

Обучающимся в старших классах общеобразовательных организаций на основе имеющихся правовых знаний в учебные предметы включаются элементы антикоррупционного образования. При этом основной формой работы является метод case-study – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на решении конкретных задач, при этом важно, чтобы кейс представлял собой пример, моделирующий конкретную коррупционную ситуацию.

В вузовском пространстве основная задача педагога состоит в расширении, а также углублении мировоззренческих представлений о коррупции. Современные федеральные государственные образовательные стандарты дают возможность включения в структуру учебного плана (вариативную часть) специальных дисциплин, нацеленные на формирование у студентов категорического неприятия всякого рода коррупционных проявлений. Характер преподавания таких дисциплин должен быть проблемным, исключающим возможность превращения занятия в простое информирование о проблеме коррупции.

Успешное решение задач, стоящих перед органами государственной власти, сегодня невозможно без использования информационных технологий. Практически в каждом новом документе Правительства Российской Федерации, посвященном перспективам развития образования и страны в целом, обязательно фигурирует вопрос информатизации образования. Например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «увеличение использования информационных и индивидуализации телекоммуникационных технологий для внедрения новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание многоуровневой системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий». Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, интенсификации самостоятельной работы обучающихся, повышения мотивации и познавательной активности.

Таким образом, целью данного образования является формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, твердой гражданской и нравственной позиции, а также обладание устойчивыми знаниями, умениями, навыками и компетентностью в сфере противодействия коррупции. В целом в процессе антикоррупционного образования следует стремиться к преодолению правового нигилизма. Антикоррупционное образование является составной частью процесса образования в целом и предполагает использование различных форм интерактивной работы в учебном процессе, оказывающих существенное влияние на формирование личности обучающегося.

В Республике Татарстан уже налажена система антикоррупционного образования, разработаны и апробированы учебные и учебно-методические пособия для дошкольных и общеобразовательных организаций, такие как комплекс антикоррупционных пособий и рабочих тетрадей (на двух государственных языках Республики Татарстан), рассчитанных на различные возрастные группы детей; «Антикоррупционное и правовое воспитание» К.Ф. Амирова, Д.К. Амирова; «Формирование антикоррупционной культуры у учащихся» Р.Р. Замалетдинов, Д.К. Амирова, Е.М. Ибрагимова; «Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры» И.В. Сафронова, И.М. Фокеева; «Профилактика нарушений, связанных с проявлением коррупции в сфере образовательной деятельности» Л.Е. Кирилова, А.Е. Кирилов.

Для образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования разработаны учебные и учебно-методические пособия по введению и изучению дисциплины: «Основы антикоррупционного права» С.Л. Алексеев, Ю.С. Алексеева; «Коррупция и борьба с ней» Э.И. Никонова, Л.В. Абдрахманова; «Противодействие коррупции» А.М. Межведилов, Л.Т. Бакулина и др. С 2016/2017 учебного года во всех образовательных организациях высшего образования Республики Татарстан для создания единых требований по формированию стандартов антикоррупционного поведения была введена дисциплина «Актуальные направления противодействия коррупции» [7]. Кроме этого, в республике на регулярной основе проводится обучение государственных и муниципальных служащих.

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о налаженной системе формирования стандартов антикоррупционного поведения в республике, но в сложившейся коррупциогенной ситуации в стране этого недостаточно. Мы считаем, что необходима оптимизация требований к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что в целом позволит создать единую систему непрерывного антикоррупционного образования в стране и будет являться одной из приоритетных мер по противодействию коррупции.


Библиографическая ссылка

Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. ФОРМИРОВАНИЕ СТАНДАРТОВ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 1. – С. 5-10;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11783 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674