Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИННОВАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Декина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье анализируются теоретические и практические аспекты включения студентов в проектную деятельность, развития профессиональных компетенций, определения приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и молодежью. Проектирование рассматривается в контексте педагогического сопровождения, взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе разработки проекта на различных его этапах. При этом важно, чтобы студенты освоили технологию проектной деятельности, научились формулировать проблему, оценивать жизнеспособность идеи, готовить рабочую проектную документацию, организовывать презентацию проекта, участвовать в конкурсах проектов и т.д. Рассматривается потенциал проектной деятельности для развития профессионально важных качеств будущих педагогов, педагогов-психологов. Представлен опыт разработки и апробации курса по выбору «Культура проектно-исследовательской деятельности педагога-психолога». Программа курса представляет собой интеграцию теоретических разработок, практического опыта реализации программы и предполагает использование различных форм организации образовательного процесса. При разработке программы курса важное значение было уделено включению студентов в социально значимую деятельность, единству учебной и внеучебной деятельности (учеба актива, проектные и рефлексивные сессии, семинары и т.д.). Статья предназначена для преподавателей, организаторов работы с молодежью, студентов.
студенческий период жизни
индивидуальность
педагогическое сопровождение
проект
проектная деятельность
1. Исаев Е.И. Педагогическая психология. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 347 с.
2. Брешковская К.Ю., Декина Е.В., Кувырталова  М.А. Метод проекта как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов-психологов / Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 39–45.
3. Бурлакова И.В. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования (семинар-практикум) // Воспитание школьников. – 2017. – № 1. – С. 41–46.
4. Проектирование воспитательной среды в основных образовательных программах / под ред. Р.У.  Богдановой. – СПб.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования», 2012. – 109 с.
5. Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития: кол. монография / Под общ. ред. С.В. Пазухиной. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 286 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.

Современная сфера образования актуализирует проектное обучение, позволяющее создавать потребностное будущее, которое помогает прогнозировать его результаты, основанные на интеграции разных знаний, умений и навыков. Потенциал проектной деятельности используется для развития профессиональных компетенций будущих специалистов, углубления предметных знаний, выстраивания индивидуальной траектории, профессионального самосовершенствования. Реализуя свои идеи в проекте, студент сможет в дальнейшем обозначить для себя круг профессиональных интересов, развить необходимые компетенции, наметить векторы развития в науке, творчестве, профессии и т.д. При работе над проектом происходит анализ существующих проблем, выявление лучшего опыта их решения, выдвижение стратегических направлений работы.

В контексте современных тенденций развития образования актуально рассмотреть проектирование в контексте педагогического сопровождения, взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе разработки проекта на различных его этапах.

На начальном этапе работы над проектом деятельность студентов предполагает изучение общественного мнения с помощью анкетирования, социологических опросов, анализа литературы, мониторинговых исследований, проведения интервью и т.д. Важным является правильное определение проблемы проекта, его целей и задач, на основе этого осуществляется планирование работы, формирование команды проекта, подбор необходимых ресурсов, составление бюджета, определение рисков проекта. Должны быть проработаны качественные и количественные результаты, система оценки проекта. Психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе включает системное руководство студентами, оказание им поддержки в выборе темы, в формулировке проблемы проекта, разработке диагностического инструментария для овладения исследовательскими умениями и навыками, поиске источников информации. Результатом этапа является совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка содержания проекта. На этапе практической реализации проекта осуществляется взаимодействие с социальными партнерами, проведение плановых мероприятий проекта. Деятельность педагогов направлена на координацию всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи. Этап подведения итогов проекта содержит анализ и оформление результатов деятельности, определение перспектив проекта. Педагогу необходимо обратить внимание на проведение рефлексии, анализа процесса и результатов деятельности, итоговое обсуждение результатов. Каждый этап предполагает корректировку командных и индивидуальных усилий, анализ полученных результатов, психолого-педагогическое сопровождение со стороны педагога-наставника.

В процессе организации проектной деятельности происходит выстраивание субъект-субъектных отношений. При этом педагог вырабатывает новую позицию, осуществляя переход от позиции лектора и контролера к позиции помощника, консультанта, наставника, организуя свою деятельность на основе сотворчества и сотрудничества. Методы проектов дают реальную возможность создать в аудитории атмосферу партнерства, обеспечить благоприятный психологический микроклимат в группе и др. При организации занятий практиковать разнообразные модели взаимодействия: «преподаватель – студент», «студент – студенты» и идеи педагогики сотрудничества.

Активизация интереса к проектной деятельности зависит от индивидуальных особенностей студентов, от того, как удалось педагогу сочетать свои воспитательные воздействия со встречной активностью студентов. С началом студенческого периода жизни намечается принятие роли профессионала, в том числе через включение в учебно-профессиональную, творчески преобразующую деятельность. При этом не все молодые люди умеют самостоятельно развивать свои способности, сделав этот процесс профессионально ориентированным. По мнению Е.И. Исаева, для профессионала важно построение коммуникации и кооперации с другими [1, с. 177]. Поэтому при проектировании технологий воспитания необходимо учитывать то, что, с одной стороны, они должны способствовать становлению индивидуальности студентов, моделированию профессионального пути, с другой, формированию готовности организовывать разноплановую социально значимую деятельность детей, работать с различными категориями учащихся, требующих учета не только возрастных, но и индивидуальных особенностей, результатов мониторинговых исследований, нормативных документов.

К особенностям педагогического сопровождения при использовании метода проектов можно отнести следующие: оказание помощи в обозначении направлений развития, актуализация процессов профессионального самопознания и саморазвития, включение студента в практико-ориентированную деятельность, предполагающую конкретные практики (добровольческие и др.), обеспечение позитивной мотивационно-эмоциональной среды профессионально-педагогического общения; оказание помощи в организации сотрудничества студента и вузовского сообщества в развитии способности к самоопределению и саморазвитию; стимулирование индивидуального самовыражения, предоставление возможности пробовать свои силы в различных видах деятельности и др.

При этом задачу педагога можно определить в научении студента способам самоанализа, поиску причин неудач, выработке средств разрешения конфликтов, установления взаимоотношений. При этом педагог должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с обучаемым, постепенно уменьшать долю своих действий в решении его проблем. Поддерживающая деятельность преподавателя осуществляется при соблюдении следующих условий: приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому студенту; совместность, сотрудничество, сотворчество; доброжелательность и безоценочность; опора на наличные силы и потенциальные возможности студента, рефлексивный подход к процессу и результату.

В процессе практической подготовки студентов методом проекта возможно использование следующих форм сопровождения: консультация, тренинг, проектировочная и экспертная площадка, консилиум, методический час, круглый стол, открытый микрофон, деловая игра, организация встреч, мастер-классов с экспертами, специалистами и т.д. Данные формы позволяют создать условия для всестороннего и творческого развития личности и индивидуальности студента.

При разработке проекта, как правило, используется работа в микрогруппах, состав которых может меняться по желанию самих студентов. Это дает студентам возможность ближе познакомиться друг с другом. Необходимость постоянного обмена мнениями в небольшой группе обусловливает рост активности каждого. Активное обсуждение предложенных идей, точек зрения, высказываний, оригинальных форм представления индивидуального и группового решения поставленной задачи проекта приводит к мысли, что любая точка зрения имеет право на существование, обсуждение. Каждый член команды проекта может принять самостоятельное решение, отдать предпочтение одному из вариантов решения проблемы, предложить своей вариант решения и т.д.

При работе над проектом используются занятия с элементами игры. Игра, представляющая собой систему конкретно-игровых ситуаций, в которых востребованы личностные и индивидуальные качества, развивает способность решать проблемы, стимулировать активную деятельность, побуждая вести диалог, принимать решения, размышлять, взаимодействовать и т.д. Игровые ситуации позволяют создавать творческую атмосферу в группе, включить в активную работу практически всех студентов.

При организации проектной деятельности усилия взрослого направлены на выработку студентом жизненного и профессионального плана, при этом важно, чтобы сам процесс выработки плана выступал как процесс самопознания и самосовершенствования его личности, а реализация – как процесс самореализации. Результаты работы студента отражаются в портфолио.

Студенты, приобщаясь к проектной деятельности, овладевают следующими деятельностными умениями: строить индивидуальную и коллективную деятельность, ставить цели, анализировать ситуацию, проектировать, создавать инновационные продукты, практически реализовывать собственные идеи, осуществлять выбор своих действий, видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении; осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения; самооценку продвижений в своем развитии, собственных знаний и умений, искать и находить инновационные идеи в решении актуальных проблем. Коммуникативные умения: вести диалог, взаимодействовать для получения общего результата; занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других, взаимодействовать с командой проекта, социальными партнерами. Умение «проявить себя», «заявить о себе»: определить свои возможности и способности, выявить свои «плюсы» и «минусы»; осознать и проявить свою индивидуальность, выстроить индивидуальную траекторию саморазвития. Участие в проектной деятельности способствует эффективному социальному взаимодействию.

На факультете психологии реализуется курс по выбору «Культура проектно-исследовательской деятельности педагога-психолога» [2]. В рамках дисциплины рассматриваются понятия «проект», «проектная деятельность», «жизненный цикл проекта», «проектная идея», «планирование проекта», «ресурсы», «риски», «команда проекта», «социальные партнеры», «экспертиза проекта». Студенты по микрогруппам разрабатывают собственные проекты, проходя стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. Большое внимание уделяется методике работы над проектом, стадиям работы над проектом как со стороны деятельности педагога, так и со стороны деятельности обучаемых. Реализуя свои идеи в проекте на начальном этапе обучения, студент сможет в дальнейшем обозначить для себя круг профессиональных интересов, выбрать тему для написания курсовой и выпускной квалификационной работ, апробировать проект на различных видах практик, соответственно развить необходимые навыки и компетенции.

Важно, что студенты не только получают практический опыт в разработке и апробации собственных проектов, но и осваивают алгоритм организации проектной деятельности учащихся через выполнение индивидуальных и командных заданий. Например, по одному из направлений работы с молодежью (волонтерство, патриотизм, здоровый образ жизни, лидерство, профориентация и т.д.) определить вид проекта (исследовательский, творческий, игровой, информационный и т.д.), мероприятия проекта (деловая игра, форум, веревочный курс, соревнование, акция, экскурсия, день здоровья, игра-ориентирование, конкурс, тренинг, фестиваль, олимпиада, дебаты, тематический слет и т.д.), темы исследований, которые обучающиеся смогут провести по проекту, содержание проекта по этапам (подготовительный, основной и заключительный), ожидаемые результаты. Результатом проектной деятельности могут быть: письменные работы (эссе, аналитические материалы, стендовый доклад и др.), творческие работы в области музыки, литературы, изобразительного искусства и др., материальный объект, макет и др. Таким образом, организация работы над проектом предполагает поэтапную деятельность. Ее успех во многом зависит от того, насколько обучающиеся представляют себе содержание данных этапов, поэтому задача взрослого – сформировать представление о последовательности работы над проектом. В настоящее время в литературе подробно определены шаги, которые должен сделать ученик в процессе подготовки проекта; примерная структура проекта; некоторые педагоги стремятся чаще предлагать школьникам выполнение различных проектов, в том числе в качестве домашнего задания [3]. Анализ материалов анкетирования показывает необходимость дополнительной подготовки педагогов к осуществлению проектной деятельности учащихся («необходимо обратиться к технологии проектного обучения с учетом возраста детей», «сформировать четкую последовательность шагов в работе над проектом», «обратить внимание на инновационные результаты проектной деятельности», «возможности использования метода проектов в работе с различными категориями детей и молодежи»), при этом не очень большое число обучающихся активно включены в данную деятельность, участвуют в конкурсах проектов.

Свою эффективность показало подключение к проведению практических занятий по дисциплине студентов старших курсов, которые имеют опыт проектной деятельности. На примере их собственных разработанных и реализованных проектов студенты младших курсов осваивают этапы работы и конкретное содержание деятельности. Важным этапом работы является инициация проекта, в рамках которого используются следующие карточки-ориентиры: «подумай», «изучи литературу», «проведи опрос», «спроси у экспертов», «сформулируй проблему и пути ее решения», «найди единомышленников, социальных партнеров», «определи риски проекта», «ресурсы проекта»; методы мозгового штурма, деловой игры, элементы тренинга. При этом важно обратить внимание на цепочку ближних и дальних целей проекта, варианты и пути их достижения. Позитивным моментом является привлечение самих студентов к экспертизе проектов по выделенным критериям, участию в качестве экспертов в конкурсах проектов. Следует обратить внимание на работу команды проекта, четкое определение ролей участников проекта и характер его педагогического сопровождения, организацию взаимодействия с базами апробации проектов.

Цели и задачи занятий разрабатывались и принимались совместно преподавателем и студентами; процесс их достижения организовывался как совместная деятельность в учебно-профессиональной общности. Студенты выступали как заинтересованные субъекты, активные участники занятий. В ходе занятий, мастер-классов студенты приобретают опыт практической реализации социально значимых проектов по актуальным направлениям работы с детьми и молодежью. Важно, чтобы студенты освоили технологию проектной деятельности, научились формулировать проблему, оценивать жизнеспособность идеи, готовить рабочую проектную документацию, организовывать презентацию проекта, участвовать в конкурсах проектов и т.д. Наиболее прочно с точки зрения психологии усваиваются и запоминаются те знания, которые получены в проблемных ситуациях, диалоговом общении, совместной личностно значимой деятельности, имеют эмоциональную составляющую. Следовательно, проектная деятельность создает условия для повышения интереса к будущей профессии. Ведущими становятся такие педагогические технологии, как проектные, рефлексивные, технологии критического мышления, индивидуальной поддержки и др. [4, с. 15].

В ходе планирования практических занятий с элементами проектной деятельности осуществляется создание условий для компетентностного освоения студентами учебного материала; вовлечения обучаемых в многообразные виды деятельности (фронтальную, коллективную, групповую, парную, индивидуальную); погружения студентов в контекст их будущей профессии, что в целом способствует оптимальному сочетанию изучения теоретических основ дисциплины с формированием практических навыков в ситуациях, приближенных к реальной жизни, мотивирует и активизирует учебно-профессиональную деятельность студентов, способствует развитию мотивации достижения успеха.

Воспитательная деятельность в вузе осуществляется в единстве учебной и внеучебной работы с использованием традиционных и инновационных форм [5, с. 256]. Показало свою эффективность участие студентов на паритетных началах с преподавателем в проектных видах деятельности по решению различных проблем детей и молодежи, в творческих, научных коллективах по разработке проектов в различных областях научной, будущей профессиональной деятельности. При этом важно учитывать собственный опыт, интересы как студентов, так и преподавателей. В настоящее время недостаточно используется диагностический инструментарий, позволяющий выявить проблемы современной молодежи, их интересы, провести экспертную оценку отдельных мероприятий, значимости участия студентов в проектной деятельности.

При проведении конкурсов проектов положительно зарекомендовали себя обучающие семинары и консультации по разработке проектов, подготовке их публичной презентации. Например, проектные сессии, которые способствуют созданию условий для развития социальных инициатив студентов, выявлению, активизации включения студентов в социально значимую деятельность.

При организации педагогического сопровождения проектной деятельности студентов необходимо обратить внимание на следующие моменты: значимость и актуальность выдвинутых проблем; корректность используемых методов; команда проекта; коллективный характер принимаемых решений; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; умение аргументировать выводы; эстетика оформления проекта; умение отвечать на вопросы экспертов [6]. Таким образом, метод проектов, с одной стороны, способствует проблематизации и рефлексии имеющегося опыта решения поставленных проблем, что очень важно в студенческом периоде жизни, с другой – трансформации этого опыта с учетом будущей профессии, интересов, актуальных направлений работы с детьми, использования инновационных технологий, освоения нового под возникшую проблему и идею. Так, разрабатывая проект, студент изучает литературу, проводит собственное исследование с использованием анкетирования, тестирования, наблюдения, осуществляет набор и подготовку команды проекта, устанавливает связи с базами реализации проекта, продумывает мероприятия проекта, определяет возможные риски проекта и т.д. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста связано с поиском условий, технологий современного педагогического процесса, направленного на развитие индивидуально-личностных и профессиональных качеств, реализацию потенциальных возможностей человека, что обусловлено эффективностью использования разнообразных методов обучения. В контексте данной работы было показано, что использование метода проектов способствует становлению индивидуальности, выстраиванию индивидуальных маршрутов, развитию инновационной активности молодого человека. Педагоги, использующие метод проектов, стремятся сделать учебно-воспитательный процесс интересным и увлекательным, освоить новые направления работы с детьми, внедрять новые технологии.


Библиографическая ссылка

Декина Е.В. ИННОВАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 1. – С. 11-17;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11784 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674