Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УНИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ЗАЩИТЫ ПРОТИВ УДАРОВ НОЖОМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ «БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ» СЛУШАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Помогаева Н.С. 1 Лопатин С.Б. 1
1 ФКУ ДПО «Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России»
Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) часто протекает в экстремальных условиях, которые создают сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности деятельности, требуют от сотрудников психологической устойчивости и особой подготовленности в умелом применении боевых приёмов борьбы в быстро меняющихся ситуациях служебно-профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей обучения слушателей специального первоначального обучения к выполнению оперативно-служебных задач является их подготовка к несению службы в реальных условиях. Актуальность работы определяется: низким уровнем физической готовности слушателей специального первоначального обучения, краткими сроками специального первоначального обучения сотрудников УИС в образовательных организациях ДПО ФСИН России, необходимостью совершенствования методики обучения боевым приемам борьбы в краткие сроки. Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость качественной подготовки сотрудников к выполнению своих профессиональных задач, а именно по порядку применения ими боевых приемов борьбы в отношении лиц, содержащихся в местах лишения свободы. В статье определены технико-тактические действия слушателей специального первоначального обучения по защите от ударов ножом, разработана система унифицированных комбинаций в различных условиях оперативно-служебной деятельности сотрудников УИС, которая позволяет в короткий срок обучения овладеть комбинацией защиты с высокой степенью надежности.
приемы защиты
боевые приемы борьбы
слушатели специального первоначального обучения
1. Батурин А.Е. Актуальные вопросы организации и обеспечения физической подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России / А.Е. Батурин, В.Н. Коваленко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2010. – № 8 (99). – С. 29–32.
2. Вольский В.В. Физическая подготовка сотрудников федеральной службы исполнения наказаний на этапе реформирования / В.В. Вольский, К.П. Бакешин, А.Е. Батурин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 7. – С. 47–49.
3. Индивидуализация процесса развития физических качеств у курсантов образовательных учреждений ФСИН России / К.А. Астафьев [и др.] // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2017. – № 1. – С. 208–213.
4. Помогаева Н.С. О необходимости совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России / Н.С. Помогаева // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 66–70.
5. Батурин А.Е. Факторы, определяющие необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы / А.Е. Батурин, В.В. Вольский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 9 (139). – С. 10–13.

Роль и значение физической подготовки как составной части системы обучения и воспитания состоит в том, что она является эффективным средством совершенствования показателей профессиональной пригодности и профессионального мастерства сотрудников УИС [1, с. 30].

В процессе многолетних исследований было установлено, что уровень физической готовности слушателей, прибывающих на специальное первоначальное обучение, очень низкий. Короткого срока обучения явно недостаточно для качественного овладения боевыми приемами борьбы [2, с. 48]. В связи с этим время занятий физической подготовкой должно быть использовано рационально, с максимальной эффективностью [3, с. 209]. Кроме того, важно задействовать и другие формы физической подготовки, в процессе которых осуществлять совершенствование ранее изученных приемов из раздела «Боевые приемы борьбы», в особенности таких, как защита от ударов вооруженного противника [4, с. 68].

Целью исследования являлись подбор и унификация защитных комбинаций от ударов вооруженного ножом противника для использования в образовательном процессе слушателей, для успешного прохождения ими программы специального первоначального обучения по разделу «Боевые приемы борьбы».

Материалы и методы исследования

В рамках проблематики данного вопроса в ФКУ ДПО «Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России» была проведена исследовательская работа, в результате которой проанализированы и уточнены правовые аспекты применения физической силы применительно к различным условиям служебно-профессиональной деятельности. На основе обзоров, писем, постановлений, опыта местных учреждений УИС смоделированы наиболее актуальные ситуации применения физической силы и выработан алгоритм их решения, унифицирована техника выполнения приемов (комбинаций) под данные условия, особенно в ситуациях нападения вооруженного противника: защита от режущих ударов ножом (сверху, сбоку, наотмашь); защита от колющих ударов ножом (прямо и снизу) [5, с. 10].

Были сформулированы следующие правила при работе против противника, вооруженного холодным оружием: предплечье человека с ножом, необходимо образно представлять, как раскаленный докрасна металл, о который можно обжечься; соответственно, выбивать нож надо молниеносно, а прием проводить очень быстро; понимать, что противник даже при захвате может действовать ножом как рычагом, а также наносить дополнительно удары всеми частями тела. Так же подготовлено следующее содержание защитно-ответных действий, позволяющих унифицировать процесс обучения слушателей:

Защита от удара ножом сверху – защититься подставкой предплечья левой руки вверх под вооруженную руку противника на замахе, захватить другой рукой предплечье противника сверху, провести рычаг руки внутрь, обезоружить, выполнить переход на загиб руки за спину. Главное в технике: уйти с линии атаки, плотно зафиксировать руку с ножом и вывести противника в плоскость неустойчивости, при выполнении приема нож должен быть направлен от сотрудника. Конечная цель приема – как можно скорейший и безопасный отбор оружия и контроль противника.

Характерные ошибки:

1. Точка встречи позволяет противнику перенаправить нож или сделать обманное движение. 2. Отсутствует уход с линии атаки. 3. Отсутствует надежная защита предплечьем, рука противника с ножом надежно не зафиксирована. 4. Противник не выведен из равновесия. 5. При выполнении защиты предплечье далеко расположено от запястья противника, голова сотрудника близко находится от ножа. 6. При выполнении приема нож направлен на сотрудника. 7. Обезоруживание выполняется формально.

Защита от удара ножом сбоку в шею – защититься подставкой разноименного предплечья с фиксацией бьющей руки с уходом с линии атаки, провести рычаг руки внутрь, обезоружить, выполнить переход на загиб руки за спину. Главное в технике: уйти с линии атаки, плотно зафиксировать руку с ножом и вывести противника в плоскость неустойчивости, при выполнении приема нож должен быть направлен от сотрудника. Конечная цель приема – как можно скорейший и безопасный отбор оружия и контроль противника.

Характерные ошибки:

1. Точка встречи позволяет противнику перенаправить нож или сделать обманное движение. 2. Отсутствует уход с линии атаки. 3. Отсутствует надежная защита предплечьем, рука противника с ножом надежно не зафиксирована. 4. Противник не выведен из равновесия. 5. При выполнении защиты предплечье далеко расположено от запястья противника, голова сотрудника близко находится от ножа. 6. При выполнении приема нож направлен на сотрудника. 7. Обезоруживание выполняется формально.

Защита от удара ножом сбоку в живот – с шагом вперед встретить вооруженную руку противника подставкой предплечий вбок, правая рука бьет в лучевой нерв, захватив другой рукой сверху одежду у локтя, провести загиб руки за спину и обезоружить. При конвоировании нож держать за лезвие, чтобы не стереть отпечатки пальцев преступника. Главное в технике: реальность исполнения – уйти с линии атаки, плотно зафиксировать руку с ножом и вывести противника в плоскость неустойчивости, при выполнении приема нож должен быть направлен от сотрудника. Конечная цель приема – как можно скорейший и безопасный отбор оружия и контроль противника.

Характерные ошибки: 1. Точка встречи позволяет противнику перенаправить нож или сделать обманное движение. 2. Отсутствует уход с линии атаки. 3. Отсутствует надежная защита предплечьем, рука противника с ножом надежно не зафиксирована. 4. Противник не выведен из равновесия. 5. При выполнении защиты предплечье далеко расположено от запястья противника, голова сотрудника близко находится от ножа. 6. При выполнении приема нож направлен на сотрудника. 7. Обезоруживание выполняется формально.

Защита от удара ножом снизу в живот – с шагом вперед встретить вооруженную руку противника подставкой предплечий вниз, правая рука бьет в лучевой нерв, захватив другой рукой сверху одежду у локтя, провести загиб руки за спину и обезоружить. При конвоировании нож держать за лезвие, чтобы не стереть отпечатки пальцев преступника. Главное в технике: уйти с линии атаки, плотно зафиксировать руку с ножом и вывести противника в плоскость неустойчивости, при выполнении приема нож должен быть направлен от сотрудника. Конечная цель приема – как можно скорейший и безопасный отбор оружия и контроль противника.

Характерные ошибки: 1. Точка встречи позволяет противнику перенаправить нож или сделать обманное движение. 2. Отсутствует уход с линии атаки. 3. Отсутствует надежная защита предплечьем, рука противника с ножом надежно не зафиксирована. 4. Противник не выведен из равновесия. 5. При выполнении защиты предплечье далеко расположено от запястья противника, голова сотрудника близко находится от ножа. 6. При выполнении приема нож направлен на сотрудника. 7. Обезоруживание выполняется формально.

Защита от режущего удара ножом в шею наотмашь – с шагом вперед в сторону и поворотом к противнику защититься подставкой предплечий под вооруженную руку, захватить руками предплечье сверху, провести рычаг руки внутрь, обезоружить, выполнить переход на загиб руки за спину. Главное в технике: уйти с линии атаки, плотно зафиксировать руку с ножом и вывести противника в плоскость неустойчивости, при выполнении приема нож должен быть направлен от сотрудника. При выполнении технических действий в этом приеме по локализации удара ножом наотмашь, сотрудник уходит в сектор безопасности за траекторию ножа, в отличие от других, где уход производится от траектории ножа. Поэтому выведение противника из равновесия и отбор ножа надо проводить, соблюдая особую осторожность. Конечная цель приема – как можно скорейший и безопасный отбор оружия и контроль противника.

Характерные ошибки: 1. Точка встречи позволяет противнику перенаправить нож или сделать обманное движение. 2. Отсутствует уход с линии атаки. 3. Отсутствует надежная защита предплечьем, рука противника с ножом надежно не зафиксирована. 4. Противник не выведен из равновесия. 5. При выполнении защиты предплечье далеко расположено от запястья противника, голова сотрудника близко находится от ножа. 6. При выполнении захвата правой рукой левая рука не фиксирует, а отпускает локоть противника. 7. При выполнении приема нож направлен на сотрудника. 8. Необоснованные перехваты. 9. Обезоруживание выполняется формально.

Защита от прямого удара ножом (тычком) – отбить предплечьем внутрь вооруженную руку противника и захватить его двумя руками за кисть, провести рычаг руки наружу, обезоружить, выполнить рычаг руки, внутрь лежа с переходом на загиб руки за спину. Главное в технике: уйти с линии атаки, рикошетом перенаправить руку с ножом, взять надежный захват и вывести противника в плоскость неустойчивости, при выполнении приема нож должен быть направлен от сотрудника. По возможности при выполнении этого приема отбор ножа желательно произвести до броска резким скручиванием кисти и предплечья вокруг конструкционной оси руки. Конечная цель приема – как можно скорейший и безопасный отбор оружия и контроль противника.

Характерные ошибки: 1. Точка встречи позволяет противнику перенаправить нож или сделать обманное движение. 2. Отсутствует уход с линии атаки. 3. Отсутствует надежная защита предплечьем, рука противника с ножом надежно не зафиксирована. 4. Противник не выведен из равновесия. 5. При выполнении защиты предплечье далеко расположено от запястья противника, голова сотрудника близко находится от ножа. 6. При выполнении захвата правой рукой левая рука не фиксирует, а отпускает локоть противника. 7. При выполнении приема нож направлен на сотрудника. 8. Необоснованные перехваты. 9. Отсутствует рикошет и быстрый захват кисти. 10. Обезоруживание выполняется формально.

С целью проверки эффективности унификации защитно-ответных действий при обучении слушателей специального первоначального обучения на базе ФКУ ДПО «Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН» был проведен педагогический эксперимент.

Для проведения апробации были привлечены две учебных группы слушателей профессиональной подготовки. Экспериментальную группу составили слушатели учебной группы № 1.1 «Младший начальствующий состав» (27 человек), контрольной группы – слушатели учебной группы № 1.2 «Средний начальствующий состав» (28 человек).

Уровень практической подготовленности слушателей по разделу «Боевые приемы борьбы» после обучения по месту службы был одинаков. Слушатели контрольной группы занимались по действующей программе обучения. Со слушателями экспериментальной группы дополнительно проводилась апробация результатов исследования, которая предусматривала унификацию защитно-ответных действий при защитах от ударов ножом.

Результаты исследования и их обсуждение

По окончании обучения слушатели контрольной и экспериментальной групп были подвергнуты промежуточному контролю – сдача зачета по разделу «Боевые приемы борьбы». Оценивание происходило по пятибалльной системе в соответствии с требованиями Наставления по физической подготовке (НФП-2001), введенного в действие приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России». Эффективность выполнения защит слушателями против вооруженного противника представлена в таблице.

Показатели эффективности выполнения защитно-ответных действий против ударов ножом

Критерии проверки

Группы

КГ

(n = 28)

ЭГ

(n = 27)

Защита от удара ножом сверху

4,1 ± 0,4

4,4 ± 0,3

Защита от удара ножом сбоку в шею

3,8 ± 0,45

3,8 ± 0,4

Защита от удара ножом сбоку в живот

3,6 ± 0,4

3,7 ± 0,3

Защита от удара ножом снизу в живот

4,1 ± 0,2

4,3 ± 0,25

Защита от режущего удара ножом в шею наотмашь

3,7 ± 0,3

3,9 ± 0,2

Защита от прямого удара ножом (тычком)

3,95 ± 0,3

4,1 ± 0,3

Как видно из таблицы, зафиксированы различия в пользу экспериментальной группы, близкие к статистически значимым. Это свидетельствует о том, что унификация защитно-ответных действий позволяет достичь высоких показателей надежности выполнения приемов [5, с. 10].

Выводы

Унификация защитно-ответных действий против ударов ножом показала, что техника защиты должна быть достаточно простой и надежной. Если при проведении теста из 10 ударов проходит хоть один – защита не надежна, ее нужно оптимизировать. Защита может осуществляться контактно и бесконтактно. Контактная защита – обкатка, блоки, подставки, жесткие, мягкие, отводящие, сопровождающие. Бесконтактная защита – уклоны, нырки, отходы назад и уходы с линии атаки. Жесткие блоки наносятся под углом 45 градусов навстречу противнику и применяются для выведения его из равновесия и лишения воли к сопротивлению, нанесения удара и выхода на болевой прием. Мягкий блок наносится под углом 45 градусов по ходу и, не травмируя атакующую конечность, переводит ее в режим сопровождения. Но в обоих случаях точка встречи блока и ударной конечности идет под углом 90 градусов, а угол травмирования или сопровождения (45 градусов) определяется положением тела в пространстве по отношению к противнику. Обкатка применяется для перенаправления удара, сопровождения в плоскость неустойчивости и последующей контратаки. Подставки служат для сбивания ударной конечности с линии атаки или травмирования. Отводящий блок может быть по ходу удара и навстречу, внутренний и внешний. Если он идет навстречу, то блокирующая рука автоматически идет на встречный удар. Если он отводящий по ходу удара – контратака другой рукой. Цель блока не только защита, а лишение противника инициативы. Хорошо сочетать отводящий блок с обкаткой в плоскость неустойчивости. При проведении блоков, подставок необходимо учитывать, что воздействие в горизонтальной и вертикальной плоскости на руку или ногу, наносящую удар, мышцы конечности и плечевого пояса не отключает, и необходимо затратить силу для преодоления их сопротивления, в то же время при воздействии в плоскостях, под 45 градусов к ним, особых усилий не требуется.

Основное требование при осуществлении защиты – корпус вертикально (иначе на скользкой поверхности возможна потеря равновесия), контратака на раз, т.е. на один счет (противник – удар, защищающийся за время проведения удара должен осуществить защиту, лишающую противника равновесия и контратаку), уход с линии атаки (независимо блокируется удар или проводится уклон). Это гарантирует надежную защиту. Необходимо помнить, что ответный акцентированный, технически правильный удар маловероятен, если противник защитными действиями не выведен из равновесия.

При освоении данных комбинаций у сотрудника должны устойчиво сформироваться умения защиты от удара ножом с контратакой, выводящей противника из равновесия, болевой прием. Не бояться удара, боли, быть психологически устойчивым к опасности, владеть методами контроля схватки и ситуации в целом, – вот залог успешных действий против вооруженного противника.


Библиографическая ссылка

Помогаева Н.С., Лопатин С.Б. УНИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ЗАЩИТЫ ПРОТИВ УДАРОВ НОЖОМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ «БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ» СЛУШАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 6. – С. 34-38;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11817 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674