Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОКТОРАНТОВ (PHD) НА БАЗЕ КЫРГЫЗСКО-ТУРЕЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА МАНАС

Кожобеков М.Ч. 1 Чекиров К.Б. 1 Мамбаева С.К. 1
1 Кыргызско-турецкий университет Манас
В статье приведен общий обзор и этапы внедрения программы докторантуры (PhD) в условиях Кыргызско-Турецкого университета «Манас» (КТУ Манас), как альтернативный вариант подготовки высококвалифицированных научных кадров – докторов философии (PhD). Образовательная система Кыргызстана еще не полностью перешла на трёхуровневую систему образования по Болонской программе, но первые успешные шаги проделанные в КТУ Манас, дают свои плоды и становятся примером для других вузов. Несмотря на то, что обучение в КТУ Манас только на двух основных языках кыргызском и турецком, желающих поступить в вуз растёт из года в год. Открытие магистратуры, а теперь и докторантуры даёт возможность своим же выпускникам получить не только котируемые дипломы бакалавра и магистра, но и дипдом докторантуры PhD, не выезжая за пределы своей страны. В течение последних декад кыргызская образовательная система всё ещё проходит стадию своего становления, и поэтому в Кыргызстане до сих пор есть остатки из прошлой системы образования – это пятилетнее образование, аспирантура и затем только докторантура, но это не помешало в КТУ Манас открыть свою докторскую программу PhD и разработать все условия для приема и защиты диссертационной работы PhD докторантов, и интерес к программе растет из года в год. На настоящий момент конкурентоспособность выпускников университета становится очевидной, и с этим связан авторитет университета, который набирает более высокие рейтинги среди вузов не только Кыргызстана, но и всей Средней Азии.
образование
бакалавриат
магистратура
докторантура (PhD)
квалификация
КТУ Манас
система образования в Кыргызстане
1. О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике: постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 марта 2012 года № 201 [Электронный ресурс]. – URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984/10?cl=ru-ru (дата обращения: 14.06.2018).
2. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012–2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://edc.kg/media/uploads/files/_202000_rus.pdf (дата обращения: 31.07.2018).
3. Беделбаева А.З. Реформирование в системе высшего образования Кыргызстана в русле Болонского процесса [Электронный ресурс]. – URL: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/KNUBEDELBAEVAA.Z.2014-2.pdf (дата обращения: 31.07.2018).
4. Структура образования Кыргызской Республики и пути ее реформы / К.А. Калдыбаев. 2010 [Электронный ресурс]. – URL: http://nbisu.moy.su/_ld/11/1141_K.A.Kaldybaev.pdf (дата обращения: 30.07.2018).
5. Романовская И.А. Анализ функционирования системы организационного обучения в университете. Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.; URL: https://www.science-education.ru/ru/issue/view?id=144 (дата обращения: 31.07.2018).
6. Байденко В.И., Селезнова Н.А. Пути совершенствования докторской подготовки: Европа и США // Высшее образование в России. – 2010. – № 11. – С. 99–112.
7. Международное соглашение об открытии в столице Кыргызстана (на кырг. яз). – Бишкек: Изд-во Кыргызско-Турецкого университета Манас – Измир, 1995.
8. Инструкция прооведения экзаменов по программам в магистратуре и докторантуре (PhD) (на кырг. яз). – Бишкек: Кыргызско-Турецкий Университет Манас, 2015.

Одной из наиболее реформируемых областей после получения независимости в Кыргызстане является система образования. Система образования совместно с научно-исследовательскими учреждениями в целях подготовки кадров разрабатывает специальные законы и необходимые документы. Для достижения отмеченных целей, в высших учебных заведениях в Кыргызстане введены две основные программы – бакалавриат и магистратура [1–3]. При этом в образовании и направлении молодёжи в науку есть ещё ряд нерешённых проблем. В первую очередь это то, что в системе западного образования трехступенчатое образование уже давно практикуется, это программы бакалавриат(Bachelor’s degree), магистратура (Master’s degree) и докторантура (Ph.D), но у нас оно не полностью вошло в практику и стали проблемой для кыргызской образовательной системы на настоящее время [4]. Во-вторых, это проблема связи между системой образования и научными исследованиями. В целом говоря – если есть система в образовании на настоящий момент уже практикуется бакалавриат и магистратура, то соответственно в дальнейшем для полного воплощения трёхступенчатой программы в практику нужна докторантура (PhD). Это требование времени и рынка образовательной системы в любом развивающемся государстве, где наука должна быть поствалена на первое место для развития экономики страны.

Цель написания данной статьи заключается в том, чтобы показать этапы внедрения докторантуры (Ph.D) в Кыргызстане на базе одного из передовых университетов страны – КТУ Манас и о возможности внедрения всей трёхступенчатой системы образования повсеместно и во всех вузах, внедрение которого решило бы ряд проблем в системе образования в целом по Кыргызстану, которая разнится от вуза к вузу до сих пор.

«В настоящее время резко обострилась конкуренция практически во всех сферах деятельности, в том числе в сфере образования. Особенно это актуально для системы высшего образования, где вытеснение конкурентов и утверждение на международной арене возможно только при условии достижения высокого уровня качества образовательных услуг и проведения политики постоянного совершенствования» [5].

В эпоху глобализации все ведущие страны в мире перешли на трёхступенчатую систему образования. В западной системе образования доктор философии (PhD) – считается единственной научной степенью. Состоящая из трёх весомых ступеней: бакалавриат, магистратура и докторантура (PhD) наука и система образования направлены на то, чтобы совместно, комплексно и непрерывно готовить себе специалистов в каждой области [6]. Начинающему специалисту со студенческой скамьи создаются условия, а в магиструтуре уже идет отбор из наиболее способных студентов, ну а программа докторантуры (PhD) готовит более узко специализированного специалиста. Если специалист проходит все три ступени образования и науки, в результате до 30 лет этот специалист уже может дойти до степени PhD. В дальнейшем своими молодыми силами сможет развивать как свои профессиональные навыки так и вполне сможет вести свои собственные научные исследования.

Так как программа докторантуры (PhD) выполняется неотрывно на базе одной кафедры под руководством научного руководителя, то докторант входит легко в научную колею. Поэтому посчитав, что программа докторантуры (PhD) имеет важную роль и значение, мы посчитали правильным поделиться опытом программы докторантуры (PhD) при Кыргызско-Турецком университете Манас.

Кыргызско-Турецкий университет Манас (КТУ Манас) уже практикует трёхступенчатую систему образования, и данная практика показывает, что это имеет свои результаты и показатели в обеих дружественных странах и позитивно влияет на социально-экономическое состояние жизни, на базе которых создан КТУ Манас. Кыргызско-Турецкий университет Манас был созлдан в 1995 г. 30 сентября, на базе двухстороннего соглашения между правительствами Кыргызской Республики и Республики Турция, которое было подписано в Измире и составлено двухстороннее соглашение «Международное соглашение о создании Кыргызско-Турецкого Университета в столице Кыргызской Республики в г. Бишкек», в результате которого открыли университет, и начиная с 1997–1998 учебного года он принял первых студентов и начал обучение [7].

Решением Попечительского совета КТУ Манас для внедрения программ по магистратуре и докторантуре (PhD), и в дальнейшем подготовки докторантов (PhD) были созданы Институт общественных наук и Институт естественных наук. Образцом программы по подготовке магистрантов и докторантов КТУ Манас были взяты программы подготовки магистрантов и докторантов в США. Необходимо также отметить, что между европейской и американской программой обучения в магистратуре и докторантуре (PhD) существуют явные и качественные отличия.

В КТУ Манас подготовка по направлению общественных и естественных наук докторов философии (PhD) осуществляется Институтом общественных наук и Институтом естествознания. Начиная практически с внедрения программ, образования и привлечения кадров, а также организации научных исследований и решению проблем магистратуры и докторантуры (PhD) предусмотрено в разработанной Инструкции [8]. Институт полностью обеспечивает связь между кафедрой и учебным процессом и ведет координационную работу. Институт, директор института, его помощники из студентов проводят основную координационную и технические работы. А что касается учебной программы или предложения по открытию новых программ, также предметы, объём кредитов и часов; о профессорско-преподавательском составе; о контингенте студентов на приём, а также в дальнейшем учебный процесс и проблемы касающиеся докторантуры (PhD) и проблемы, связанные с научной диссертацией, – всё это рассматривается Советом института. Совет института – это коллегиальный орган, и каждый член совета имеет свой голос. Проблемы, связанные с отвественностью программ по докторантуре (PhD) и принятые решения Советом института, рассматривается после Ученым советом, а те, которые были приняты как нужные и необходимые, позже рассматриваются учебной комиссией, а затем попечительским советом.

Открытие новых программ докторантуры (PhD), которые направлены на степень доктора (PhD), входят полностью в полномочия кафедр. Для этого в профессорско-преподавательском составе кафедры должны быть преподаватели, которые могут вести и учебную и научную программу на хорошем уровне. Кроме выполнения учебной нагрузки, требования для членов профессорско-преподавательского состава кафедры – это то, что они должны уметь руководить начинающейся научной деятельностью докторанта (PhD) и его диссертационной работой. Поэтому состав профессорско-преподавательского состава должен состоять из профессоров и доцентов имеющих достаточный научный уровень. Если кафедра решит открывать программу докторантуры, но при этом не имеет достаточного научного потенциала в составе кафедры, их решение может быть отклонено Советом института.

Направленная на академическую степень доктора (PhD), программа докторантуры (PHD) включает в себя обязательные курсы по выбору, кредитные и бескредитные предметы, семинары, диссертации и творческие работы и другие академические работы. Предметы в докторантуре (PhD) могут вести и должны вести только члены профессорско-преподавательского состава (профессор, доцент и и.о. доцента) и им должны быть созданы соотвествующие условия.

В программу докторантуры (PhD) КТУ Манас могут поступать и те, кто получил степень магистра. В таком случае средний балл поступающего по 100-балльной системе оценки не должен быть ниже 70 баллов в среднем, а по 4-балльной системе не менее 2,30.

Поступающий в докторантуру (PhD) для поступления дожен иметь хорошие знания одного из иностранных языков. Направление по иностранному языку определяет Совет управления институтом. Для поступления в магистратуру и докторантуру (PhD) создается экзаменационная комиссия по специальности. Состав комиссии определяется и набирается из числа членов профессорско-преподавательского состава кафедры (профессор, доцент и и.о. доцента). Комиссия создается на базе предложенных кафедрой одного основного и двух помощников и согласно решению Совета управления института.

Те, кто может подавать документы и быть зарегистрированным согласно объявлению о наборе, в течение указанного срока должны подать свои документы и зарегистрироваться. Если же не сданы все необходимые документы регистрации не будет. Все документы сдаются в оригинале, а если будет отсутствовать хоть один документ, заявитель может быть исключен из обучения, на свободные же места могут претендовать другие отобранные по документам заявители по списку, на последнюю регистрацию для обучения.

Так как обучение в Кыргызско-Турецком университете проходит на двух языках, на кыргызском и турецком, то зарегистрированные на уже имеющиеся программы студенты должны сдать экзамен на знание языков преподавания в вузе. При наборе свыше 67 баллов поступающий студент освобождается от обязательного изучения языка преподавания в вузе.

Если студент не прошел экзамен по языку, то он должен на добровольной основе выучить язык на подготовительном курсе при КТУ Манас. При отсутствии необходимого документа студент должен пройти экзамен по языку. По решению Совета управления института для изучения языков студенту даётся 4-х семестровый период, но данный срок не входит в образовательный период обучения в магистратуре или в докторантуре (PhD).

Программу докторантуры (PhD) составляют минимум 21 кредит часов и максимум 33 кредит часов. По программе во время обучения даются те предметы, которые дают исследовательское направление кандидату. Технология обучения по кредитной системе составляет 1 час, который равен 1-му академическому часу. Система кредитного обучения крепко связана с дистанционным видом обучения и методом самостоятельной подготовки Период обучения кандидата длится 7 семестров и заканчивается сдачей государственного экзамена по специальности и защитой диссертационной работы. Кроме этого, согласно прошению Академического совета и разрешения Совета управления института предусмотрено дополнительно еще 4 семестра.

Подготовка научных кадров – это одна из наиболее кропотливых проблем, и это вполне бесспорный вопрос, на который КТУ Манас обращает особое внимание. Программа докторантуры (PhD) с целью непрерывного продолжения магистратуры в программе докторантуры (PhD) проводит отбор из наиболее способных студентов и их обучения по специальности. Для этого те, кто желает повысить свой уровень образования и опыт в дальнейшем, и те, кому дан статус особо отличившегося, принимаются по соглашению с Советом. Студенты с таким статусом могут посещать все занятия учебного семестра. Они, как и все студенты дневного отделения, должны посещать все занятия и выполнять все требования и условия, данные студентам с особым статусом. Им не выдается диплом или звание, только в конце семестра выдается документ со списком названий посещённых студентом предметов. Если этот же студент на следующий год будет принят в программу магистратуры или докторантуру (PhD), то те предметы, которые он посетил и сдал, будут засчитаны как сданные.

Докторант (PhD) наравне с основными темами и научными темами, близкими к диссертации, а также для того, чтобы доказать, что студент овладел всеми знаниями касательно проблем по исследованию и с целью углубления уровня знаний, в конце сдает квалификационный экзамен. На квалификационный экзамен могут зайти те студенты, которые выполнили все кредиты, и те, кто достиг среднего балла докторантуры (PhD). Квалификационный экзамен по программе докторантуры (PhD) проводится письменно и устно. Для принятия решения, что докторант успешно прошел квалификационный экзамен, ему необходимо набрать из 100 минимум 70 баллов. Если докторант (PhD) не проходит один из указанных экзаменов, то ему будет выставлена оценка неудовлетворительно, и он должен будет после сдать этот же экзамен, этой же квалификацонной комисии устно и письменно. А не прошедший экзамен или тот докторант (PhD), который не пришел на экзамен, будет исключен.

Квалификационную комиссию по докторантуре (PhD) предлагает соответствующая кафедра. В комиссию входят три основных члена и два запасных члена из профессорско-преподавательского состава кафедры (профессор, доцент) и их специальности должны быть близкими к специализации кафедры. Комиссия закрепляется Советом Управления института.

Подводя итоги занятиям, закончившему докторантуру (PhD) докторанту, сдавшему успешно все квалификационные экзамены и его диссертационная работа была принята, ему разрешено приступать под наблюдением диссертационной комиссии к защите диссертационной работы. После успешной сдачи квалификационного экзамена для докторанта (PhD), соответствующая его специальности кафедра создает комиссию по предложению руководства кафедры и Советом Управления института в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена. В состав созданной диссертационной комиссии входят также три преподавателя. На комисссии кроме руководителя диссертационной работы может участвовать еще один член кафедры. Состав экспертной комиссии может быть изменен только по предложению соответствующей кафедры и соглашением Совета Управления института.

Успешно сдавший квалификационный экзамен программы докторантуры (PhD) докторант должен приготовить план-проспект своей диссертационной работы с исследовательской целью и научными методами, а также в течение полугода вынести на защиту свою работу аттестационной комиссии.

Докторант (PhD), чей план-проспект диссертационной работы не будет принят, имеет право выбрать нового руководителя и новую тему диссертационной работы. В этом случае может быть создана новая комиссия по новой диссертационной работе. Если же докторант (PhD) пожелает не менять тему и руководителя, то он выносит тему и план проспект на рассмотрение, и в последующем на экзамен через три месяца, а если сменил руководителя и тему, то через 6 месяцев. Если же докторант (PhD) во второй раз сдаст на неудовлетворительно план-проспект и экзамен, то он будет исключен из университета.

После принятия план-проспекта диссертационной работы создается наблюдательная комиссия и для рассмотрения диссертации, она собирается два раза в год. Докторант (PhD) до начала заседания за 7 дней вперед должен предоставить членам комиссии письменный отчет, и данный отчет будет в виде защиты устно дан во время заседания комиссии. В отчете должны быть предоставлены материалы по проделанной исследовательской работе и план на следующий семестр. Комиссия рассмотрев отчет докторанта (PhD), оценивает на «удовлетворительно» и »неудовлетворительно».

Докторант (PhD) для защиты диссертации и для прохождения экзамена по защите, должен как минимум 4 раза сдать отчет и из них 3 сдать на «удовлетворительно». Тот, кто успешно прошел квалификационные экзамены и план-проспект диссертационной работы был успешно принят, то он может приступать к написанию диссертационной работы.

Диссертационная работа может быть написана на одном из языков, который принят соответствующим институтом и программой написания диссертационных работ. Институт рассматривает диссертационную работу и направляет ее так, чтобы работа была написана на высоком исследовательском уровне и отвечала всем требованиям этики и нормы написания диссертаций, а также направляет на исправление допущенных ошибок.

Результат научного исследования докторанта (PhD) оценивается на диссертационном совете. Диссертационный совет утверждается на академическом совете кафедры и заверяется советом управления института. Диссертационный совет для рассмотрения диссертационной работы докторанта (PhD) создаёт экспертную комиссю в составе из трёх преполдавателей, также двух специалистов, один из которых должен быть приглашен из другого вуза. Соруководители докторанта (PhD) не могут быть в составе диссертационной комиссии и не имеют право голоса при голосовании. Но в то же время они могут участвовать во всех работах диссертационной комиссии и выражать свои мнения.

Члены комиссии после подачи диссертационной работы, не раньше чем за 15 дней и не позже одного месяца, принимают диссертационную работу докторанта (PhD) на защиту. Защита диссертации для всех желающих проводится открыто. Для принятия рукописи диссертационной работы докторанта (PhD) необходимо по теме диссертационной работы и по специальности опубликовать статью в международном рецензируемом журнале. После успешной защиты диссертационной работы необходимо в течение месяца предоставить диссертационную работу в Институт. Вся документация, связанная с диссертационной работой, подтверждается руководством Управления института. Выданный диплом доктора наук (PhD) Кыргызско-турецкого университета «Манас» принимается как в Турецкой Республике, так и в странах Запада. Его международная эквивалентность была принята.

В настоящее время в институте общественных наук имеется 6 направлений по программе докторантуры (PhD), 67 докторантов успешно закончили и получили звание доктора философии (PhD) и научное звание. По институту естественных наук 7 докторантов успешно защитили свои докторские (PhD) диссертации и получили научные звания. Выпускники успешно работают в научно-образовательных учреждениях как в Кыргызстане, так и в университетах Турецкой Республики.

Главной задачей современной системы образования в Кыргызстане является создание наиболее приемлемых условий для полного внедрения докторантуры (PhD) повсеместно на территории Кыргызстана, которая уже не является экспериментальным, а должна уже применяться на практике и идти дальше для подготовки высокопрофессиональных специалистов для науки и экономики страны. И условия для внедрения докторантуры (Ph.D) уже имеются, и КТУ Манас может стать примером такого вуза.


Библиографическая ссылка

Кожобеков М.Ч., Чекиров К.Б., Мамбаева С.К. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОКТОРАНТОВ (PHD) НА БАЗЕ КЫРГЫЗСКО-ТУРЕЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА МАНАС // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 7. – С. 18-23;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11820 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674