Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЬШИ И РОССИИ

Буренина В.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
Анализ материалов зарубежных авторов указывает на различие в процессе подготовки преподавателей в различных типах высших учебных заведений. Эти различия, прежде всего, касаются организации, учебных планов и программ педагогической подготовки, предложенного содержания, методов и форм обучения. Образование в Польше представляет собой многоуровневую систему, в которой существует несколько ступеней образования, такие как: первая ступень образования (дошкольное образование), вторая ступень образования (среднее образование), которая включает в себя базовую школу, гимназию, лицеи и техникумы; третья ступень образования (высшее образование). В данной статье представлены выводы проведенного анализа исследований в подготовки педагогических кадров Польши и России. Рассмотрены различные факторы, влияющие на развитие педагогической системы, а также личностного саморазвития педагога. Выявлена необходимость лингвистической коммуникации и в научной сфере через информатизацию образовательной сферы. Также выявлено, что в системе образовании Польши нет классического базового педагогического образования. Все педагогические навыки преподаватели приобретают с помощью дополнительных курсов. В России тоже есть курсы, но предпочтительным для системы образования остается классическое педагогическое образование. Это в большей мере присуще уровню образования – аспирантуре.
образование
школа
повышение квалификации
преподаватель
высшая школа
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. № 303. 31.12.2012.
2. Torrance E.P. The nature of creativity of manifest in testing. R. Sternberg, T. Tarries (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. press, 1988. Р. 43–75.
3. Митрофанова Я.С. Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг: автореф…дис. кан. эконом. наук. Тольяти, 2010. 23 с.
4. Митрофанова Я.С. Разработка и использование моделей в управлении информационным развитием вуза // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010. № 1. С. 296–300.
5. Митрофанова Я.С. Совершенствование управления информационным развитием вуза на основе системы количественно-качественных показателей // Вестник поволжского государственного университета сервиса. серия: экономика. 2012. № 2 (22). С. 116–120.
6. Культурно-историческое наследие Польши и Украины как фактор развития поликультурного образования : сб. наук. пр. / ред.: В. Кремень, Т. Левовицкий, С. Сысоева; НАПН Украины, от-ние общ. педагогики и филос. образования, Высшее пед. шк. Союза пол. учителей (н. Варшава, Польша). К.: Заколодный М.И., 2011. 433 c.
7. Якушева Т.С. Проблемы формирования научной межкультурной коммуникации в высшей школе // Управление инновациями в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 169–174.
8. Якушева Т.С. Сравнительный анализ педагогической и андрагогической моделей обучения // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Редколлегия: отв. ред. А.Ю.  Нагорнова, А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, И.В. Руденко. 2013. С. 622–625.
9. Попова Т.Н., Долженко О.В. Важность языковой подготовки в жизни будущего специалиста // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: материалы V Международной научной заочной конференции (г. Тольятти, 6–7 октября 2016 г.). Тольятти, 2016. С. 159–165.
10. Попова Т.Н. Проблема формирования профессиональной иноязычной коммуникации у студентов бакалавров в рамках предмета «Иностранный язык» // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: сборник материалов К 80-летию профессора Л.И. Корниловой. Тольятти, 2018. С. 117–123.
11. Концептуальная модель и макет образовательного стандарта высшего образования стран СНГ. М., 2006. 18 с.
12. Концепция профильного обучения в старшей школе // Информ. сб. М-ва образования и науки России. 2003. № 24.
13. Цибизова Т.Ю., Терехова Н.Ю. О перспективах развития высшего образования в современных условиях // European Social Science Journal. 2013. № 2 (30). С. 62–67.
14. Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А., Зенько А.А. Россия в зеркале Европы: образ России в европейских СМИ // Россия и Европа. Россия в зеркале Европы. М., 2014. С. 3–62.

Система образования в Российской Федерации значительно изменилась за последние 30 лет. Но, создавая новое, необходимо смотреть на то, какой опыт имеют зарубежные страны. В рамках данного исследования была выбрана бывшая восточноевропейская социалистическая страна, которая после распада СССР и роспуска Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи стремилась к активному сотрудничеству с развитыми странами Запада. Изменения в этой стране происходили во всех сферах и, конечно же, в образовании.

Исследование направлено на анализ систем образований двух развивающихся стран: России и Польши. Выявление общих подходов в системах образования, а также различий между ними.

Материалы и методы исследования

Образование в Польше представляет собой многоуровневую систему, в которой существует несколько ступеней образования, такие как:

1. Первая ступень образования – дошкольное образование.

Данное образование предназначено для детей от 3 до 6 лет, по желанию, а также детей в возрасте 6 лет, которые собираются в школу.

Посещение дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации не является также обязательным, но стоит отметить разницу в возрастном цензе. В дошкольные учреждения принимаются дети в возрасте от двух месяцев до 8 лет (ст. 67 № 273-ФЗ).[1]

2. Вторая ступень образования – среднее образование.

Базовая школа – Срок обучения 6 лет. В первые 3 года обучения занятия проводятся педагогом, который обучает основам используя интерактивные способы обучения. Нет четкого регламента проведения занятий и временных ограничений по их проведению.

С четвертого по шестой класс обучающихся обучают преподаватели – специалисты под контролем классного руководителя. После шестого класса все ученики сдают своеобразное централизованное тестирование, организованное Центральной экзаменационной комиссией.

Что в принципе отличается от системы в России? У нас есть начальная школа 3 или 4 года, а средняя школа 5 или 7 лет, по результатам обучения в средней школе учащиеся сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по отдельным предметам, часть из которых считается обязательной, а часть предоставляется на выбор.

Гимназия

Следующим этапом обязательного среднего образования в Польше является гимназия. В гимназии учатся с 13 до 16 лет. Так же как и после школы в конце обучения гимназисты сдают единый экзамен из трех частей. Каждая часть отвечает за конкретную область знаний, такие как гуманитарные, естественнонаучные и языковые [2].

В России: гимназия и школа – это приравненные понятия, в которых могут учиться дети с 1 по 11 класс. Но, как правило, уровень образования в гимназиях выше, чем в школе. В связи с этим программа обучения сильно отличается в данных учреждениях.

Лицеи и техникумы

Следующим этапом обязательного среднего образования в Польше являются лицеи и техникумы. На данном этапе учатся подростки, достигшие 17–19 лет. Как правило, срок обучения зависит от направления подготовки и профильности образовательного учреждения, в общем случае он составляет 3 года. Поэтому окончание среднего образования в Польше происходит только к 20 годам, в отличие от России. Окончание среднего образования в России происходит в 17–18 лет. Но порой в России после базового образования студенты не спешат на следующий этап – высшее образование, а поступают в техникумы для получения среднего специального образования. Интересная особенность, что в России на программу среднего специального образования можно поступить как после 9 класса, так и после 11 класса.

3. Третья ступень образования – высшие образование.

На данный момент в Польше действует около 450 вузов, из них 230 – государственных вузов. В соответствии с Болонским процессом система образования разделена на два уровня: бакалавриат и магистратуру. В России тоже есть такое разделение, но до сих пор остается несколько специальностей, которые обучаются на уровне: специалитет. Если рассмотреть временные рамки образовательного процесса, то уровень бакалавриата длится в Польше – 3 года, а в России 4 года. В магистратуре обучаются одинаково по времени – 2 года. А специалитета в Польше вообще нет, в России же он составляет 5 лет.

Образование можно получать как гражданам своего государства, так и иностранцам. Но стоит отметить, что важным отличием от поступления в России иностранца, является знание, а также демонстрация данного знания на экзамене – польского языка.

Университеты Польши активно используют предпочтения поляков при выборе профессии. Вузы создают все условия для привлечения в свои стены студентов, что представляет собой особое внимание к качеству польского высшего образования и его повышения. Постоянно улучшается внутренняя инфраструктура вузов, в преподавательский состав привлекаются профессора из ведущих европейских университетов, разрабатываются программы обмена, рассматриваются возможности предоставления стипендий.

В комфортных и цивилизованных условиях обучение приносит удовольствие, стимулирует текущие способности студента и помогает раскрыть новые таланты и интересы. В условиях добросовестной конкуренции между вузами Польши возможность получить качественное европейское образование становится реальностью.

Учитывая специфику польской модели подготовки профессионально-педагогических кадров, в которой отсутствует связь между специальным и педагогическим образованием, профессиональная подготовка преподавателей теоретических профильных дисциплин рассматривается прежде всего как психолого-педагогическая подготовка.

Однако в России существует информационный подход к управлению образовательным процессом [3], который описывает в своих работах Я.С. Митрофанова. Но он бы не был эффективен, если не использовать модель управления информационного развития вуза [4] на основе системы количественного-качественных показателей [5].

Рассматривая проблему подготовки преподавателей профессиональных школ в высших технических учебных заведениях Польши, обратим внимание, прежде всего, на профессиональную и педагогическую подготовку. В этих вузах будущие преподаватели получают профессиональную квалификацию на факультативах по педагогике, организованных в указанных высших учебных заведениях параллельно с получением профессионального образования.

Следует подчеркнуть, что блок содержания специального образования значительно шире и лучше разработан по сравнению с блоком педагогического содержания. Кроме того, содержание и методы преподавания предметов этого блока часто упрощены и весьма традиционны, и при их составлении слабо учитывается практическая составляющая. Это усложняет процесс сочетания теории с практикой и приводит к тому, что возможности эффективной подготовки будущих преподавателей очень ограничены. При формировании этой модели преобладает административно-организационный и экономический подход, поэтому отнести эту модель к такой теоретической концепции очень трудно. Учитывая энциклопедический, словесный и слишком исторический характер содержания обучения в процессе профессиональной подготовки, Т. Левовицький утверждает, что очерченный вид педагогического образования имеет больше черт общеобразовательной концепции [6].

Одним из способов получения квалификации преподавателя профильной дисциплины является обучение в рамках педагогической специализации, которую выбирают на последних курсах и сочетают с двумя видами практики: профессиональной и педагогической. Наилучший путь получения педагогической квалификации – это окончание магистратуры, а позже – курса по педагогике в методическом центре. Однако эта форма обучения должна быть доступна для тех, кто преподает в учебных заведениях, но не имеет педагогической подготовки.

Интересно отметить, что в России существуют проблемы формирования научной межкультурной коммуникации в высшей школе [7], поскольку у преподавателей должен быть высокий уровень саморазвития. При этом, проводя анализ педагогической и андрагогической модели обучения [8], можно сделать вывод что студенты педагогических вузов имеют больше фундаментальные знания в сфере образования, а специалисты, которые стали преподавателями вследствие практического опыта, имеют прикладные знания, которые получены практическим путем.

В технических университетах Польши чаще, чем в сельскохозяйственных академиях, и гораздо чаще, чем в университетах, существует сотрудничество преподавателей, которые проводят занятия по педагогическим блокам. Педагогическая подготовка направлена на взаимосвязь содержания учебного предмета и координацию педагогической деятельности. В технических университетах, сравнительно с сельскохозяйственными академиями или университетами, указанный фактор влияет на лучшее усвоение студентами содержания учебного материала.

В структуре ректората большинства технических вузов существует должность, которая предусматривает ответственность за контроль над педагогической подготовкой, которая не так распространена в университетах. Это способствует развитию у преподавателей политехнических вузов уверенности в актуальности и значимой роли педагогического образования. Но стоит отметить, что, помимо педагогического образования, важно иметь языковую подготовку [9], поскольку это дает возможность развиваться в научной сфере, а также уберет проблемы у студентов в коммуникации в научной деятельности [10] и повысит результат уровня подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение

Детальный анализ учебных планов и программ [11] дает основание сделать следующие выводы:

– применение современных образовательных идей в педагогической подготовке (исключение составляют сельскохозяйственные академии и политехники) является редкостью;

– абсолютным исключением является учет в процессе подготовки педагогов современных телеологических образовательных доктрин (на данный момент традиционной является трактовка целей этой подготовки часто без аксиологического аспекта);

– в среде преподавателей имеют место разные взгляды относительно возможности выбора студентом содержания обучения.

Среди условий, которые необходимо выполнить для успешной реализации педагогического образования, выделены такие, как [12]:

– компетентные кадры;

– благоприятные организационные условия;

– четко определенная профессиональная ориентация студентов;

– обеспечение учебного процесса дидактическими средствами;

– увеличение количества часов, выделенных на педагогическую подготовку;

– уменьшение количества студентов в группе;

– изменение отношения руководства и преподавателей отдельных факультетов к педагогическому образованию;

– улучшение сотрудничества между всеми причастными к педагогическому образованию.

И конечно, нельзя не говорить о перспективах развития высшего образования [13] в различных сферах, смотря на соседние страны, но надо учитывать индивидуальную особенность России [14]. Так как опыт других стран не всегда может иметь положительный эффект в нашей стране.

Подводя итог, следует отметить, что, учитывая актуальные требования и новые потребности общества, педагогическое образование в высших учебных заведениях Польши остается автономным. Существует тенденция к поддержанию адаптационной модели образования, предоставляя преимущество традиционной иерархии целей. Акцент редко ставится на цели, касающиеся личности будущего преподавателя, его позиций и профессиональных ценностей. В предлагаемой системе образования выпускник высшего технического вуза, получив педагогическое образование, имеет возможность работать в профильном лицее (в этом заведении технически-технологического профиля), профессиональной или после лицейской школе, которая готовит слушателей к получению профессиональных квалификаций среднего уровня.

Заключение

Можно констатировать, что существует разница в характере подготовки преподавателей высшей школы на базе технических и классических университетов в Польше. Соответственно, согласиться с мнением И. Добрянского о том, что высшее педагогическое образование стало необходимым условием получения любого диплома для профессионально-педагогической деятельности [15].


Библиографическая ссылка

Буренина В.И. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЬШИ И РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 4. – С. 24-27;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11888 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674