Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Лайком Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
В статье автором была предпринята попытка оценить потенциал мобильных технологий для проведения формирующего оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью образовательного процесса и является основным средством для измерения достижений и диагностики проблем обучения. В настоящее время в школах наблюдается тенденция к сосредоточению внимания учителей именно на итоговых оцениваниях, тогда как формирующее оценивание является не менее важным компонентом обучения. Формирующее оценивание позволяет произвести сбор данных о конкретном учащемся, которые в последующем помогут построить его индивидуальную траекторию обучения с учетом уже имеющихся у него знаний. После рассмотрения достоинств и недостатков различных ИКТ-платформ, автором была выбрана ИКТ-платформа «Lingt», представляющая собой веб-сайт и мобильное приложение. Данное мобильное приложение было использовано для организации формирующего оценивания на уроках английского языка учащихся 8 класса. В результате исследования был сделан вывод, что применение мобильных приложений органично вписывается в учебный процесс и отвечает требованиям проведения формирующего оценивания, таким как соответствие возрасту и интересам учащихся, доступ учителя и ученика к результатам, отсутствие сравнения учащихся друг с другом.
английский язык
ИКТ-платформа
мобильное приложение
формирующее оценивание
1. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2015. 128 c.
2. Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 171–175.
3. Титова С.В. Условия успешной интеграции мобильных устройств в учебный процесс // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2012. № 8. С. 262–269.
4. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. Б.: «Билим», 2012. 80 с.
5. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 96 с.
6. Smith A., Lovatt M., Wise D. Accelerated Learning. Network Educational Press Ltd, 2003. 147 р.
7. Kukulska-Hulme A. Limelight on Mobile Learning. Harvard International Review. 2013. № 34 (4). [Electronic resource]. URL: http://oro.open.ac.uk/49515/ (дата обращения: 04.07.2019).
8. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трубанева Н.Н. Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года. Английский язык (Устная часть). М.: ФИПИ, 2016. 83 с.

Внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Оценивание должно проводиться не только с целью фиксации итоговых достижений учеников, но и с целью наблюдения за личными промежуточными результатами, формированием предметных и метапредметных навыков и умений учащихся [1].

Однако мы вынуждены констатировать, что российская система образования в настоящее время «заточена» именно на итоговое оценивание знаний – сдачу учащимися ОГЭ и ЕГЭ. При этом повышению мотивации и умению учиться самостоятельно уделяется намного меньшее внимание. Кроме того, авторитарная роль учителя в школе в некоторой степени не позволяет делегировать функцию оценивания самим ученикам. Данные факты подтверждает исследование, проведенное среди учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Только 35 % респондентов ответили, что используют формирующее оценивание в своей работе, хотя 96 % отмечают, что понимают необходимость использования этого вида контроля [2].

Подобная ситуация наблюдается и в отношении мобильных технологий. Несмотря на невероятную популярность у учащихся мобильных устройств, процесс их интеграции в учебный процесс происходит неактивно и малоплодотворно. При этом обучение посредством мобильных приложений ведет к созданию новых форм познания, а также к персонализации образовательного процесса [3].

Целью данного исследования является оценка лингводидактического потенциала мобильного приложения для осуществления формирующего оценивания на уроках английского языка учащихся 8 класса.

Поставленная цель исследования предполагает выполнение следующих задач:

1. Изучить особенности формирующего оценивания.

2. Выбрать и применить мобильное приложение для проведения формирующего оценивания.

3. Проанализировать лингводидактический потенциал выбранного мобильного приложения для данного вида оценивания.

Оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения участников образовательного процесса (учеников класса, учителей, родителей и государства) о состоянии, проблемах и достижениях образования [4].

Согласно М.А. Пинской [5], с точки зрения критериальности можно выделить два подхода к оцениванию: формирующее (текущее) или суммативное (итоговое).

Формирующее оценивание выполняет диагностическую функцию и становится частью обучения, происходит в его процессе. В ходе такого оценивания выполняется сбор данных, которые в дальнейшем используются для определения индивидуальных достижений учащихся, а также корректировки их дальнейших действий. Формирующее оценивание не предполагает сравнения результатов учащихся или административных выводов по результатам обучения. Оно может проводиться как учителем, так и самими учащимися (в виде самооценивания или взаимооценивания).

В свою очередь, итоговое оценивание является завершающим для того или иного учебного этапа, то есть оно контролирует и фиксирует результат. Для итогового оценивания существует эталон или определены критерии, которым должны соответствовать устный ответ или письменная работа. По окончанию такого оценивания составляется рейтинг достижений учащихся и таким образом происходит сравнение учащихся между собой. Итоговое оценивание, в отличие от формирующего, производится экзаменатором, тестологом и т.п.

Между этими способами оценивания можно провести метафоричную аналогию выращивания растения. Для его успешного роста нужно применять различные подкормки, соблюдать режим полива и следить за изменениями. Если же ничего этого не делать, а только измерять рост растения – будет известна лишь статистика. При этом останется неясным, что было более эффективным, что нужно добавить, а без чего обойтись [6]. То же самое происходит и со «взращиванием» знаний у учащихся – с помощью формирующего оценивания можно выявить пробелы в освоении элемента содержания образования и восполнить их максимально успешно.

Эффективность такого оценивания описывает ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ М.А. Пинская в своей книге «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта» [5]. Автор приводит в пример исследования, проведенные в США и Португалии. Целью было выявить влияние формирующего оценивания на достижения детей с определенными проблемами в обучении. В исследованиях принимали участие дети всех школьных возрастов. Результаты показали, что учащиеся, которые регулярно участвовали в оценочных процедурах, показали больший прогресс в обучении чем те, кто участия не принимал.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что применение формирующего оценивания является эффективным.

Назовем характеристики формирующего оценивания [1]:

– оценивание встраивается в процесс обучения;

– учебные цели обсуждаются и признаются совместно учителями и учащимися;

– оценивание помогает ученикам осознать и достичь намеченные учебные цели;

– обеспечивает наличие обратной связи учитель – ученик и вовлечение учащихся в самооценивание или партнерское оценивание.

Для успешного проведения формирующего оценивания должны быть соблюдены следующие условия [1]:

1. Соответствие заданий изученному материалу.

2. Соответствие заданий возрасту учащихся.

3. Доступность результатов оценивания и учителю, и ученику.

4. Непрерывность процесса оценивания.

5. Рассмотрение не отдельных достижений учащихся, а их динамики.

Методы и приёмы формирующего оценивания носят универсальный характер, а значит – могут быть применены в отношении учеников разного возраста в различных учебных ситуациях. Нами было принято решение оценить лингводидактический потенциал применения мобильных приложений при формирующем оценивании.

Неотъемлемая часть жизни в XXI веке – это различные технические устройства. В настоящее время мы не можем представить свою жизнь без компьютеров, телефонов и смартфонов, которые есть практически у каждого человека. Этот факт не может не отражаться на всех сферах жизнедеятельности – в том числе и на образовании. Более того, смартфоны позволяют «вернуть» учащихся из ИКТ-кабинета обратно в класс, но уже более совершенный. Сейчас обучение иностранным языкам возможно посредством мобильных приложений. Мобильное приложение – это программное обеспечение, предназначенное для работы на мобильных устройствах, таких как смартфоны и планшетные компьютеры [7].

Рассмотрев более 90 электронных образовательных ресурсов для обучения языкам, мы выбрали ИКТ-платформу, которая представляет собой веб-сайт и мобильное приложение под названием «Lingt». Эта ИКТ-платформа позволяет учителю размещать задания в формате видео, аудио, текста или голосовой записи, а ученикам – отвечать на эти задания в указанном учителем формате. Кроме того, учитель может оставлять комментарии лично каждому, кто дал свой ответ на платформе.

ИКТ-платформа «Lingt» позволяет учителю и учащемуся работать в онлайн-формате и проводить диктанты, отрабатывать произношение, комментировать какие-либо материалы и так далее. Преимущество данной платформы составляет возможность отследить прогресс учащихся – данные хранятся до того момента, пока учитель сам не удалит их.

Работа на платформе «Lingt» не представляет особых технических сложностей и не требует специальных умений, учащиеся могут скачать на свой смартфон (операционные системы Apple и Android) одноименное приложение и пользоваться им в еще более облегченной версии.

В рамках исследования нами было проведено формирующее оценивание с использованием ИКТ-платформы Lingt. Оценивание проводилось с учащимися одного языкового уровня (8 класс общеобразовательной школы). В рамках темы «Lifechoices» учащимся была предложена видеозапись «Aschoolathome», после просмотра которой они должны были высказать свое мнение по вопросу домашнего обучения. Свое мнение ученики оставляли в аудиоформате, сделав запись прямо в приложении «Lingt», которое они скачали на свои смартфоны. Каждый из них указал своё имя и адрес электронной почты, на которую в дальнейшем им пришло оповещение о том, что учитель оставил свой комментарий.

Оценивание ответов происходило согласно критериям, сходными с критериями оценивания ОГЭ [8]:

– решение коммуникативной задачи;

– организация высказывания;

– языковое оформление речи.

Учащимся было предложено самостоятельно оценить свой монолог по данным критериям, а затем каждый из учеников получил уже комментарии от учителя по этим же критериям оценивания. Таким образом, каждый участник формирующего оценивания получил индивидуальные рекомендации по работе над своим монологическим высказыванием. После этого учащимся была предоставлена возможность внести корректировки в своё высказывание и отправить его на проверку повторно. Итогом такого оценивания стало то, что каждый учащийся смог скорректировать свою работу в соответствии с рекомендациями, полученными от учителя и личными выводами, и таким образом улучшить свои баллы по каждому из критериев.

Монологическая речь – один из самых сложных видов деятельности для учащихся, а потому нуждается в особом контроле. Проблема адекватного выражения собственных мыслей зачастую возникает даже у учащихся, обладающих обширным словарным запасом и способных к грамотной письменной речи, но не умеющих использовать свой потенциал в устной речи. ИКТ-платформа ‘Lingt’ позволяет отследить прогресс учащихся в монологической речи, потому что, как было упомянуто выше, все записи хранятся в системе и доступны как учителю, так и ученику.

Мы считаем, что использование мобильного приложения «Lingt» имеет большой лингводидактический потенциал для проведения формирующего оценивания при работе над монологической речью, так как при ее использовании успешно реализуются все требования проведения такого оценивания и соблюдаются все характеристики: задание и способ его выполнения соответствуют возрасту учащихся, оно позволяет увидеть и проанализировать навыки и умения учащихся. Большим преимуществом является то, что и ученик, и учитель имеют доступ к результату и могут планировать свои дальнейшие действия по его улучшению. Кроме того, результат рассматривается не в рейтинговой форме среди учащихся, а только в рамках их индивидуальных успехов.

Формирующее оценивание – инструмент, который позволяет как учителю, так и учащимся извлекать опыт из своей деятельности, менять стратегию, активизировать свои внутренние ресурсы. Обеим сторонам предоставляется возможность увидеть свои сильные и слабые стороны и найти способы устранения недостатков. Кроме того, появляется возможность выстроить собственную стратегию дальнейших действий. Мобильные технологии удачно вписываются в процесс формирующего оценивания, делая его более современным и привлекательным для учащихся. Мы не можем игнорировать тот факт, что учащиеся проводят большое количество времени со смартфоном в руках, используя различные медиаресурсы – это позволяет им оставаться на связи в любое время в любом месте. Так, учащиеся имеют практически неограниченный доступ к различным приложениям, в том числе учебным, и могут контактировать с учителем вне классных занятий. Вследствие этого обучение становится непрерывным и технологичным. Очень важным здесь является принцип обратной связи – оценивание, поддерживающее и мотивирующее на дальнейшие успехи без сравнения с кем-либо.


Библиографическая ссылка

Лайком Е.А. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 4. – С. 28-31;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11889 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674