Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА

Власова Т.Г. 1 Безусова Т.А. 2
1 МАОУ «Пянтежская основная общеобразовательная школа»
2 Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермский государственный национальный исследовательский университет
В данной статье рассматривается вопрос формирования семейных ценностей у детей разного возраста в условиях малокомплектного детского сада. Авторы выделяют педагогические условия, необходимые для эффективной работы в малокомплектном детском саду в разновозрастной группе. В статье затрагиваются актуальные вопросы семейного воспитания, рассматриваются ключевые понятия «семейные ценности», «малокомплектный детский сад». В статье выделены приоритетные условия деятельности воспитателей в малокомплектном детском саду. Особый акцент стоит на том, какие семейные ценности для детей дошкольного возраста являются основными. В статье конкретизируются структурные компоненты семейных ценностей, дается их характеристика. Предложен тематический план мероприятий по формированию семейных ценностей в условиях разновозрастных групп, в плане синтезированы как компоненты семейных ценностей, так и условия эффективной работы по их формированию. Авторами описываются диагностические исследования по выявлению уровня сформированности семейных ценностей у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада и дается краткий анализ и динамика эффективности осуществленной опытно-экспериментальной работы. В статье авторы выделяют специфику работы в разновозрастной группе детей малокомплектного детского сада, акцентируя внимание на разновозрастное взаимодействие дошкольников и сотрудничество с родителями.
семейные ценности
малокомплектный детский сад
разновозрастная группа
компоненты
условия
1. Брынцева О.С. Роль личности педагога в формировании у старшеклассников ценностного отношения к семье // Воспитание школьников. 2012. № 3. С. 62–66.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 8–22.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов педагогических училищ и колледжей. М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2004. 323 с.
4. Машагина В.А., Валлиулова Д.З., Егорушина С.В. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи // Образовательная среда сегодня: теория и практика. 2017. С. 38–41. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 30.07.2019).
5. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2009. 63 с.
6. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для работы с детьми 2–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. С. 6–46.

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. Семья для ребенка – это место его рождения и среда обитания (материальное и духовное). Вместе с близкими и родными людьми ребенок переживает чувства любви, долга, дружбы, преданности, справедливости. Из семейного опыта ребенок усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Атмосфера семьи создает систему ценностей для ребенка и обеспечивает чувство общности с членами своей семьи и осознание собственной значимости. Вопросы семейного воспитания рассмотрены в работах Ш.А. Амонашвили, Т.В. Лодкиной, Е.В. Бондаревской, О.С. Брынцевой и других. Следуя воззрениям перечисленных педагогов-исследователей, семья – это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. О.С. Брынцева [1] подчеркивает, что ценность семьи падает в связи с формированием системы ценностей, основанной на утрате семейных традиций, обычаев, разрушении семейного уклада жизни. В подтверждение сказанного заметим, в настоящее время мир преподносит детям образы, отрицающие ценность семьи, ценность материнства и отцовства. Стихийным путем семейные ценности у ребенка сформироваться не смогут, это процесс очень сложный, важный и требует больших усилий всех членов семьи на протяжении длительного времени. О ценностях родительства необходимо говорить уже с самого раннего детства, начиная эту работу с детского сада.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [2] одним из основных принципов организации образовательного процесса является сотрудничество с семьей, необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития.

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию семейных ценностей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности малокомплектного детского сада и направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания детей. И.П. Подласый [3] определил малокомплектное образовательное учреждение как небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Можно с уверенностью сказать, что малокомплектный детский сад является прообразом большой, дружной, сплоченной семьи. Малокомплектный детский сад имеет достаточные возможности для формирования семейных ценностей у детей на всех этапах дошкольного детства. Работа в данном направлении должна быть партнерской, совместной, целенаправленной.

Для детей дошкольного возраста основными являются ценности, связанные с родством: принадлежность к своей семье, взаимоотношения близких и родных людей, история семьи, сохранение семейных традиций, поэтому основная цель, которую ставит педагог перед собой, – это актуализация чувства сопричастности ребенка со своей семьей, своими родственниками; умение регулировать взаимоотношения в семье, осознание семейных ценностей, обычаев и традиций [4]. Основная цель статьи заключается в описании эффективных педагогических условий организации работы в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения для формирования у детей семейных ценностей.

Материалы и методы исследования

В структуре семейных ценностей можно выделить четыре компонента (О.В. Дыбина, И.К. Ривина [5, 6]). Охарактеризуем их:

1. Интеллектуальный – определяет уровень знаний и представлений о семье и уровень развития способов действий по освоению опыта семьи.

2. Эмоционально-чувственный – включает эмоции и чувства, отражающие отношение к миру семьи.

3. Мотивационно-потребностный – представляет систему потребностей в деятельности и мотивов.

4. Поведенческий – выражает степень сформированности умений и навыков в реализации собственной позиции к миру семьи. Поведение зависит от того, какие правила были приняты в семье. Включается механизм подражания.

В табл. 1 представлена конкретизация структурных компонентов семейных ценностей.

Эмоционально-чувственный компонент входит в структуру каждого из компонентов и будет рассматриваться нами в комплексе.

Результаты исследования и их обсуждение

Представим условия, которые должны обуславливать эффективное формирование обозначенных компонентов в условиях малокомплектного детского сада.

Условие 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного детского сада должна быть дифференцирована с учетом возрастных особенностей детей и их потребностей. В разновозрастной группе целесообразнее будет использовать разноуровневый подход к материалам и пособиям. Для малышей игрушки, атрибуты для игр нужно расположить на низких открытых полочках, стеллажах, чтобы обеспечить детям свободный доступ. Оборудование и пособия для старших детей расположить повыше, на уровне их роста. В детском саду возможно применение музейно-педагогической технологии. Например, создание мини-музея «У русской печки» поможет детям сформировать представления о составе семьи, родственных отношениях, познакомит детей с семейными традициями и обычаями. В мини-музее можно проводить встречи с близкими людьми, вместе делать поделки, подарки в семейной уютной атмосфере, увлекая как малышей, так и детей старшего возраста.

Таблица 1

Компоненты и их характеристика

Компоненты

Характеристики

Интеллектуальный

Представления ребенка о мире семьи, о прошлом мира семьи, мир семьи развивается, о связях между членами семьи, о связях между миром семьи и миром предметов, о своей сопричастности к миру семьи, о важности мира семьи для человека

Эмоциональночувственный

Представления о эмоционально-чувственных взаимоотношениях между членами семьи

Мотивационнопотребностный

Желание рассказывать о прошлом и настоящем семьи, установление причинно-следственных связей между членами семьи, между миром семьи и миром предметов, желание задавать вопросы о родственниках, рассказывать о традициях, обычаях семьи, стремление проявлять заботу, любовь к семье

Поведенческий

Умение реализовывать представления и знания о мире семьи в деятельности; умение участвовать в подготовке и проведении совместных семейных видов деятельности; умение проявлять сочувствие, сопереживание, любовь к семье; владение способами сохранения традиций, обычаев семьи

 

Условие 2. Организация учебно-воспитательного процесса будет проходить при выборе одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных групп, учитывая возможности и уровень их самостоятельности по следующим 4 видам: I вид – ступенчатое начало занятий, II вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятий, III вид – одновременная деятельность детей, IV вид – отдельная деятельность детей. При организации непосредственно-образовательной деятельности в разновозрастной группе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, уровень развития детей, гендерную принадлежность.

Условие 3. Использование эффективных форм и методов работы с детьми в детском саду. Педагог должен использовать преимущественно методы воспитания детей разного возраста в своей работе. Эффективным будет использование следующих практических методов: взаимообучение; сотрудничество малышей и старших детей; совместная деятельность под руководством старших детей с использованием игр, упражнений, с помощью которых можно закрепить пройденный материал. Безусловно, эффективным будет наглядный метод: рассматривание семейных фотографий, альбомов, иллюстраций. Организация тематических выставок дает детям возможность рассказать о наилучших семейных достижениях, в понятной и наглядной форме представить свой демонстрационный материал. Актуальным будет использование словесного метода в форме: вопросы разной степени сложности для детей; различные тематические беседы, чтение художественных произведений и их разбор-анализ с детьми. Нельзя не оставить в стороне игровой метод. Здесь можно использовать дидактические игры с разным уровнем сложности, игровые приемы, игры-драматизации и т.д. Чтобы показать детям значимость профессиональной деятельности родителей, эффективным методом будут экскурсии, например, в библиотеку, фельдшерско-акушерский пункт, магазин.

Условие 4. Развитие игровой деятельности детей в разновозрастной группе. Условия разновозрастной группы создают реальную возможность сохранения и развития сюжетно-ролевой игры. В игре дети приобретают разноплановый социальный опыт, у детей формируются представления о составе семьи, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи.

Условие 5. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Основное место будут занимать коллективные методы. Совместные праздники, например «8 Марта – мамин день», «Праздник для пап», конкурсы и выставки «Волшебный сундучок осени», «Моя мама (бабушка) – рукодельница» и т.д.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного общебразовательного учреждения «Пянтежская ООШ» структурного подразделения «Пянтежский детский сад» (Пермский край). На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы выявили уровень сформированности семейных ценностей у детей в условиях малокомплектного детского сада. Показатели семейных ценностей были определены через призму компонентов в соответствии с диагностическими материалами [5, 6]. В экспериментальную группу входили 16 воспитанников разновозрастной группы от 3 до 7 лет. Так средний уровень сформированности интеллектуального компонента составил 75 %, мотивационно-потребностного компонента – 56 %, поведенческого компонента – 63 %. Можно констатировать, что у детей недостаточно сформированы представления о мире семьи, о том, что мир семьи развивается, дети слабо владеют способами сохранения традиций и обычаев семьи. Результаты констатирующего среза представлены в табл. 2.

Проанализировав данные констатирующего эксперимента, был разработан тематический план мероприятий по формированию у детей семейных ценностей в условиях малокомплектного детского сада (табл. 3).

Проведенные мероприятия охватывали все компоненты по формированию у детей семейных ценностей, в их организации были актуализированы все условия, представленные ранее. Констатируем, что проведенные мероприятия были интересны как детям, так и их родителям. Малыши с интересом наблюдали за играми и занятиями старших детей, старшие дети оказывали помощь малышам, проявляли заботу о них. Вместе рассматривали книги, альбомы, играли в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поход в магазин» и т.д. В процессе совместных занятий старшие дети были примером и организаторами игр для малышей, малыши в свою очередь, были их помощниками. Так, например, дети старшего возраста помогали малышам разучивать музыкальные игры, подбирать атрибуты для сюжетных игр, отражающие семейно-бытовую тематику и т.д. Родители совместно с детьми разучивали стихи, песенки, подбирали костюмы для праздников. Совместная деятельность детей и взрослых способствовала проявлению творчества, инициативности, умению оказывать взаимопомощь и взаимопонимание.

Таблица 2

Результаты констатирующего среза

Компоненты

Уровень сформированности компонента

Дети 3–4 лет

(5 человек)

Дети 5–7 лет

(11 человек)

Интеллектуальный

Высокий

0 %

0 %

Средний

5 человек (100 %)

7 человек (64 %)

Низкий

0 %

4 человека (36 %)

Мотивационнопотребностный

Высокий

0 %

0 %

Средний

4 человека (80 %)

5 человек (45 %)

Низкий

1 человек (20 %)

6 человек (55 %)

Поведенческий

Высокий

1 человек (20 %)

0 %

Средний

4 человека (80 %)

7 человек (64 %)

Низкий

0 %

4 человека (36 %)

 

Таблица 3

Тематический план мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Название

Компонент

Условие

1

НОД познавательное развитие. Предметный и окружающий мир

Беседа «Семья человека большая и маленькая»

Интеллектуальный

Условие № 2

НОД2 вид – ступенчатое

(поэтапное) окончание

2

НОД Художественноэстетическое развитие

Рисование

«Милой мамочки портрет»

Интеллектуальный

Условие № 2

НОД 3 вид – одновременная

деятельность подгрупп

3

НОД по речевому развитию.

Приобщение к художественной литературе

Знакомство с ненецкой сказкой «Кукушка»

Мотивационнопотребностный

Условие № 2

НОД 4 вид – отдельная деятельность детей

4

Мастер-класс совместно с родителями

«Осенние листочки»

Мотивационнопотребностный

Условие № 3 Условие № 5

5

Выставка поделок

«Моя мама (бабушка) – рукодельница

Мотивационнопотребностный

Условие № 5

6

Семейная мастерская

«Ателье для кукол»

Поведенческий

Условие № 1 Условие № 4

7

Праздник совместно с родителями

«Новый год в лесу у Деда Мороза»

Поведенческий

Условие № 1

Условие № 4

Условие № 5

Примечание. НОД – непосредственная образовательная деятельность.

Таблица 4

Результаты контрольного среза

Компоненты

Уровень сформированности компонента

Дети 3–4 лет

(5 человек)

Дети 5–7 лет

(11 человек)

Интеллектуальный

Высокий

3 человека (60 %)

6 человек (55 %)

Средний

2 человека (40 %)

5 человек (45 %)

Низкий

0 %

0 %

Мотивационнопотребностный

Высокий

1 человек (20 %)

6 человек (55 %)

Средний

4 человека (80 %)

5 человек (45 %)

Низкий

0 %

0 %

Поведенческий

Высокий

3 человека (60 %)

7 человек (64 %)

Средний

2 человека (40 %)

4 человека (36 %)

Низкий

0 %

0 %

 

В результате проведенной работы следует отметить положительную динамику в показателях сформированности семейных ценностей. По результатам контрольного среза были получены следующие данные (табл. 4). Высокий уровень сформированности интеллектуального компонента составил – 56 %, средний уровень – 44 %; высокий уровень мотивационно-потребностного компонента – 44 %, средний уровень – 56 %, высокий уровень поведенческого компонента – 62 %, средний уровень – 38 %.

У детей в малокомплектной группе повысился уровень знаний о семье, расширились представления о связях между членами семьи. Дети с желанием рассказывали о прошлом и настоящем своей семьи, устанавливали причинно-следственные связи между членами семьи, стремились проявить заботу и любовь к ним. Воспитанники с интересом и желанием принимали участие в подготовке и проведении совместных праздников.

Заключение

По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы: разновозрастное взаимодействие детей обогащает социальный опыт, формирует умение выстраивать отношения в различных ролевых позициях, дети учатся определять свое место, как члена семьи, учатся любить и уважать своих родных и близких. Малокомплектный детский сад будет помощником для детей и родителей в формировании семейных ценностей, так как является прообразом большой и дружной семьи.


Библиографическая ссылка

Власова Т.Г., Безусова Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 4. – С. 52-56;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11894 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674