Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аутаева А.Н. 1 Сатова А.К. 1 Бутабаева Л.А. 1 Булабаева С.Т. 1 Сардарова З.О. 1
1 Казахский национальный педагогический университет имени Абая
В статье рассматривается оценивание учащихся с особыми образовательными потребностями во время процесса обучения. Данная проблема является весьма актуальной и требует подбора соответствующего инструментария, а именно выбора методик, анализа учебной программы, анализа работ обучающихся и др. Описаны сложившиеся трудности в системе оценивания учебных достижений учащихся и приведены различные методы оценивания обучающихся с особыми образовательными потребностями. Резюмируется, что при разработке технологии управления оценкой учебных достижений следует учесть фактор этапности и вариативности. Оценка жизненно важна для образовательного процесса аудитории/контингента обучающихся с особыми потребностями как метод: для измерения знаний обучаемых, определения их соответствия стандарту обучения; для измерения государственными органами качества предоставляемого образования; для сравнения национальных систем образования с разработками в других странах. Но оценка может также выполнять формирующую функцию для определения учебных потребностей и регулирования обучения соответствующим образом. В этом обзоре показано, как оценивание обучающихся с особыми потребностями способствует достижению целей непрерывного обучения, в том числе: более высокому уровню успеваемости учащихся, большему равенству результатов учащихся и улучшению их способности учиться и овладевать навыками.
обучающиеся
учебные достижения
методика
анализ
обучающиеся
особые образовательные потребности
1. Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 171–175.
2. Сумнительный К.Е. Механизмы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся педагогического колледжа: теория и практика // Сборник материалов VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции / Под общ. ред. С.Ю. Новоселовой. 2018. С. 84–103.
3. Cowan J. Facilitating development through varieties of reflection. Higher Education Academy. 2008. Р. 1–17.
4. Bloom B.S. Committee of College and University Examiners. Taxonomy of educational objectives. N.Y.: Longmans, Green, 1964. Т. 1. 184 р.
5. Biggs J.B. Teaching for quality learning at university: What the student does. McGraw-hill education (UK), 2011. 418 р.
6. Шевырева Т., Дорошенко О. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения. Litres, 2018. 145 c.
7. Крылова Т.В., Стеблянко П.А. Тестирование, его возникновение и развитие // Сборник научных трудов Днепродзержинского государственного технического университета. Технические науки. 2012. № 21. С. 105–118.
8. Пасховер И.Л. Педагогический тест как инструмент системы оценки и контроля качества образования // Magister Dixit. 2011. № 4. С. 44–47.

Все эффективные преподаватели используют текущие оценки для определения уровня способностей своих учеников в различных академических областях и для руководства своим обучением. В сфере специального образования процесс оценивания абсолютно необходим. Родители, учителя, специалисты и консультанты полагаются на многократные оценки, чтобы определить сильные и слабые стороны учащегося и его успехи. Оценки часто включают в себя различные тесты, как стандартизированные, так и основанные на критериях, но тестирование – не единственный способ, которым преподаватели измеряют способности учащихся. Оценки могут включать в себя различные параметры: от простых наблюдений, которые учитель или помощник записывает, пока ученик работает над заданием, до сложных многоэтапных процедур, таких как группа учителей, собирающая большое портфолио работ ученика. Кроме того, существуют оценки, которые требуются отдельными школами, которые помогают педагогам определить, имеет ли учащийся право на специальное образование, и, если да, то типы и периодичность услуг, которые будут наилучшим образом способствовать успеху учащегося.

Общие оценки в рамках специального образования включают: индивидуальные тесты интеллекта; групповые тесты интеллекта и успеваемости; оценка навыков; история развития и социальная история; записи наблюдений.

Как показывают исследования, понятие оценивания результатов образования включает в себя два основополагающих параметра: 1) контроль/аудит и 2) оценку результатов обучения [1]. Контроль относится к макро- или целостному уровню изучения процесса обучения; оценка же измеряет результаты обучения отдельных студентов, то есть она относится к микроуровню и является одним из элементов контроля [2]. Дж. Коуэн образно определил контроль как «энергетическую станцию процесса обучения», а оценку как «двигатель обучения» [3]. Таким образом, контроль является качественной, а оценка – количественной характеристикой системы оценивания результатов образования. Вместе с тем оценка результатов образования имеет свои особенности в зависимости от характера учебного предмета, особенностей контингента обучающихся, уровня их обучения и обученности, специфики учебного заведения и пр.

Наиболее известным подходом к определению ожидаемых результатов обучения и, следовательно, того, «чему» обучаются студенты, является таксономия Бенджамина Блума, который идентифицировал три области учебной деятельности:

1) когнитивная: умственные навыки (знание);

2) эмоциональная: область чувств и эмоций (отношение);

3) психомоторная: физические умения и навыки (навыки) [4].

Еще одна классификация результатов образования представлена в работах Дж. Биггса. Автор выделяет 4 типа знаний: декларативные, процедурные, условные и функциональные [5]. Согласно Дж. Биггсу, именно данные 4 типа знаний в совокупности ведут к формированию профессионального поведения.

Внедрение инклюзивного образования в казахстанские школы на сегодняшний день является новым этапом в системе образования. Однако, как и все новшества, инклюзивное образование носит ряд проблем, одной из которых является оценка учебных достижений обучающихся с особыми образовательными потребностями. Существует множество подходов ученых ближнего и дальнего зарубежья к оценке учебных достижений учащихся. Однако, проанализировав литературные источники по данной проблеме, мы посчитали, что основными из них являются следующие: анализ учебной программы, образцы работ, тестирование, интервью, наблюдение, оценка на основе куррикулума.

Цель анализа учебной программы заключается в том, чтобы определить тот объем знаний, которыми должны овладеть обучающиеся с особыми образовательными потребностями. В учебном плане учащихся должны быть включены учебные, коррекционные, развивающие, а также воспитательные цели, определяющиеся на основании проведения анализов учебных программ как общеобразовательных школ, так и школ обучающих учащихся с особыми образовательными потребностями. Но необходимо учитывать и то, что существуют дети с различными нарушениями речи, учащиеся, обладающие низким интеллектом, с задержкой психического развития (ЗПР), ДЦП и др., в таких случаях необходимо составлять учебные программы таким образом, чтобы они охватывали минимум объема изучаемых разделов курса. При этом должна быть соблюдена преемственность знаний, умений и навыков (ЗУНов) в изучении того или иного предмета.

Уровень знаний, умений и навыков (учебные достижения), которыми обучающиеся овладевают в процессе изучения конкретного предмета, должны быть упрощены и направлены на обучающихся с особыми образовательными потребностями. Кроме этого, учебные программы таких школ включают коррекционно-развивающие задачи, которые охватывают процессы познания (мышление, воображение, память), а также речевой и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся [6, с. 28].

Таким образом, учителю необходимо, проанализировав учебный план на основе учебной программы, выбрав наиболее подходящую, составить индивидуальный учебный план на обучающихся с особыми образовательными потребностями.

О сформированности предметных, общепредметных (ЗУНов) могут дать представление образцы работ обучающихся. Анализирование образцов работ заключается в анализе результатов процесса обучения (письмо, чтение, счет и др.).

При анализе образцов работ необходимо дифференцировать специфические ошибки, которые допускаются учащимися, характеризующиеся задержкой психического развития, и учащимися со сниженным интеллектуальным развитием, то есть те учащиеся, которые очень трудно осваивают и применяют правила грамматики, умений и навыков применения формул в математике и т.д.

Но, учитывая все вышеперечисленное следует допускать и то, что применяемые методики обладают низкой эффективностью. Поэтому, анализ образцов работ подлежит дальнейшему изучению педагогами и оценки учебной деятельности обучающихся.

Интервью и наблюдение используются для исследования особенностей деятельности учащихся на уроке.

Интервью используется для выявления интересов учащихся, что позволяет определить цели индивидуального учебного плана школьников с особыми образовательными потребностями. При составлении интервью обязательно определить цель, затем то, что будет основой для самого интервью. Высказывания собеседника (обучающегося) должны инициировать и направлять обучающегося.

Наблюдение основано на выявлении длительности выполнения учащимися конкретной задачи, определении факторов, которые вызывают снижение темпа работ, а также значение уровня активности обучающихся на уроке. Стоит отметить и то, что, проверяя знания учащихся, обязательно надо учитывать результаты наблюдения о поведении обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Тестирование. Для определения знаний, умений и навыков обучающихся применяют тесты (формальные и неформальные методы оценки). Например, формальные тесты применяют в тех случаях, когда сравнивают обучающихся с нормоклассом (с учетом возрастной группы). Неформальные тесты используются для определения знаний, умений и навыков обучающихся по конкретному предмету без учета возрастной нормы.

Тесты, направленные на критерии, проводят наряду с тестами, направленными на норму. А именно, проводят анализ и сравнивают успешность обучающихся, обнаруженную при тестировании, по отношению к определенному уровню учебных достижений, который достигается учащимся в соответствии с целями, прописанными в учебной программе. Согласно уровню достижений (критерии) обучающихся, представляющий уровень усвоения знаний, тесты рассчитывают в баллах [7, с. 107].

На основе учебной программы разрабатываются «Тесты» успешности. Суть данного метода заключается в том, что есть возможность отслеживать динамику успеваемости учащихся. Тесты данного направления ограничены по времени (3–4 мин); оценивание может носить разный характер (меняться и повторяться). Такой метод оценки имеет положительную сторону, так как происходит незамедлительное оценивание и предоставление возможности получения сведения о том или ином учащемся.

В соответствии с тем, что данный метод оценивания связан с содержанием учебной программы, учитель, оценивая текущий уровень знаний обучающихся с особыми образовательными потребностями, может менять способы преподавания конкретного предмета, объем учебного материала, делать акцент на каких-то важных разделах учебного предмета и др.

Также следует отметить, что данный метод оценивания дает полную и точную информацию об эффективности формирования навыков при выполнении заданий. Этот фактор является очень важным во время усвоения знаний по конкретному предмету.

Оценка на основе куррикулума – наиболее эффективный и уместный способ оценки обучения. Технология оценки на основе куррикулума состоит из восьми этапов:

1. Выявление причин. Оценивая, педагогу постоянно необходимо пополнять запас методического багажа, принимать решения, которые должны быть согласованы с педагогическими принципами, а также учитывать особенности обучающихся.

2. Анализирование куррикулума. Это означает, что изучение государственных образовательных стандартов и учебных программ позволит определить ЗУНы, которые должны освоить учащиеся с особыми образовательными потребностями.

3. Формулировка измеряемых задач. Благодаря задачам, определяются критерии для оценки: что должен продемонстрировать обучающийся, чтобы оценить усвоенный им материал по конкретной теме.

4. Разработка процедур оценки. Процедуры оценки на основе куррикулума эффективны только в рамках урока.

5. Сбор данных. Оценивание на основе куррикулума предполагает учет результатов оценок, которые оценивались в разные дни, а также при этом использовались разные средства измерения. Благодаря такому подходу можно выявить успеваемость обучающихся в конкретный период времени.

Результаты оценивания должны быть обоснованы применяемыми методиками и стратегиями. Данные, собранные путем наблюдения, являются основой для разработки учебной программы, внедрения и оценивания. Благодаря этому разрабатываются цели, соответствующие учебным потребностям обучающихся с особыми образовательными потребностями.

6. Обобщение данных. На этапе обобщения необходимо составить отчет о проведенных наблюдениях, а также замечаниях, отражающих уровень успеваемости обучающихся, в соответствии с критериями, установленными педагогом.

7. Представление данных. Если собирались и обобщались данные в виде количественных исчислений в течение определенного периода, то можно их отобразить на графике успеваемости.

8. Интерпретирование данных и принятие решений.

1) Индикаторы достижения – критерии для оценки прогрессивности реализуемых задач. Индикаторы достижения служат опорой педагогам, для того чтобы они тщательно продумали стратегию с целью измерения ЗУНов обучающегося на подготовительном этапе, до внедрения индивидуального плана. И с началом процесса обучения индикаторы достижения помогают педагогам следовать поставленным задачам.

2) Инклюзивные материалы. Пройдя каждый из этапов предлагаемого куррикулума, педагог накапливает достаточное количество задач на одного обучающегося. Согласно принципам инклюзивного образования необходимо выявить пути реализации каждой поставленной задачи. Соответственно, надо обучающемуся дать возможность справляться с поставленными целями со своими одноклассниками во время процесса обучения. В индивидуальном учебном плане обучающихся должны быть приведены методы для достижения поставленной цели в ходе обучения. А именно прописаны условия обучения, работа в группах, парах, стиль преподавания и связь с учебным процессом в целом.

Для того, чтобы оценивание было эффективным, надо предполагать ожидаемые результаты обучения; использовать различный подход в обучении учащихся, применять методики разного характера; проанализировать, подходит ли та или иная методика в процессе изучения материала; рассмотреть сильные и слабые стороны; установить критерии успеха обучающихся; давать возможность учащимся выражать свое мнение; подчеркивать положительную динамику процесса обучения и в то же время акцентировать внимание и на недостатках учащихся и затем работать над ними. Таким образом происходит комплексное оценивание и отчетность на педагогических советах и родительских собраниях.

Учителя используют оценивание в различных целях. Например, итоговое оценивание предоставляет возможность рассуждать о достижениях обучающихся, сопоставляя с показателями одноклассников или требованиями учебной программы.

Также данные итогового тестирования служат основой для отчета перед родителями обучающихся. Подход «Оценка для обучения» (ОДО) помогает педагогу определить характер учебной деятельности обучающегося, текущий уровень ЗУНов и выявить эффективность процесса преподавания.

Подход «Оценка для обучения» (ОДО) предполагает нахождение обучающегося в центре учебного процесса. Суть заключается в необходимости взаимодействия учителя и обучающегося, а также предоставлении обучающимся больше самостоятельности в обучении.

Применение подхода «Оценка для обучения» (ОДО) на уроке привлекает обучающихся к активной деятельности на уроке и хорошему усвоению учебного материала [8, с. 45].

Базовый принцип подхода «Оценка для обучения» (ОДО) предполагает, что успеваемость обучающихся улучшится, если обучающиеся понимают:

1) что должны изучать, с какой целью;

2) в соответствии с поставленными целями, на каком этапе они находятся;

3) что сделать для того, чтобы лучше учиться.

Сообщение учебных целей и критериев для достижения успеха. В учебной цели все конкретно прописано (что учащийся должен знать, уметь и понимать в процессе учебной деятельности). Обучающиеся должны знать разницу между учебной целью и учебным заданием. Учебная цель – это то, чему они смогут научиться. Учебное задание – это то, что они должны делать на уроке.

Учебную цель и критерий ЗУНов необходимо изъявлять на понятном для учащегося языке. В каждом случае необходимо, чтобы была всегда обратная связь с обучающимся, с целью повышения уровня успеваемости.

Взаимное оценивание и самооценка. Однозначно, что привлечение к оцениванию обучающихся приводит к повышению их успеваемости. Иначе, можно сказать, что обучающиеся знают и имеют представление о том, что они должны изучить, если могут понять учебный материал и определить аспекты, над которыми необходимо работать, в таких случаях учебный материал усваивается глубже, нежели при пассивном восприятии. Взаимооценка играет ключевую роль в понимании цели и критериев успеха.

Другой весьма важной основой учебной деятельности является самооценка. Суть самооценки заключается в том, что обучающийся, понимая данную технологию оценивания, может учиться наиболее эффективно и двигаться к успеху. Учебные цели должны определяться учителем совместно с обучающимися. Дальше обучающиеся самостоятельно регулируют учебную деятельность, а учитель обеспечивает поддержку в обучении.

Итоговые тесты применяются для повышения качества учебной деятельности. Результаты итоговых тестов можно применять как инструмент формирующего оценивания. В связи с этим необходим тщательный анализ и обсуждение заданий с коллегами-предметниками. Результаты тестов можно не только использовать для оценки знаний учащихся, но и для дальнейшей коррекции с целью улучшения качества преподавания предмета [8, с. 46].

Таким образом, оценка учебных достижений обучающихся с особыми образовательными потребностями должна быть одной из составляющей учебного процесса, обеспечивающей усвоение знаний, умений и навыков по предметам школьных курсов, а также психологическую готовность к обучению в школе.

 Оценка учебных достижений обучающихся с особыми образовательными потребностями является одним из важнейших составляющих целостного педагогического процесса. Благодаря оценке происходит обратная связь с обучающимися, которая важна для подбора методов обучения.

Образование будет считаться качественным, если его результаты будут соответствовать целям, ориентированным на потенциальное развитие обучающегося.

Предлагаемая система оценивания позволит не только выявить качество процесса обучения, но и совершенствовать пути и методы обучения, а также оценку ожидаемых результатов обучения.

Обновленное содержание образования коснулось и обучающихся с особыми образовательными потребностями, предполагая критериальную систему оценивания. Однозначно, наряду с данной системой оценивания, таких учащихся необходимо оценивать разными методами, то есть не использовать только одну систему оценивания. Очень важно применять специальную шкалу оценивания. Последняя очень удобна тем, что даже небольшой успех будет фиксироваться в журнале. Точнее, намного облегчится оценка между ожидаемым и полученным результатом в процессе обучения.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями будут выглядеть намного успешнее лишь в том случае, если педагог доступно будет выкладывать учебный материал, объяснять значение непонятных терминов, знакомить с окружающей действительностью, природой и др. И, конечно же, успех каждого обучающегося зависит от успеха самого педагога.


Библиографическая ссылка

Аутаева А.Н., Сатова А.К., Бутабаева Л.А., Булабаева С.Т., Сардарова З.О. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 5. – С. 10-14;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11983 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674