Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Карпеченко А.С. 1 Карасева А.Ю. 1
1 КГУ им. К.Э. Циолковского
Современная школа в контексте повсеместной информатизации и цифровизации уделяет значительное внимание виртуальным формам и методам организации учебного процесса, рассматривая их как наиболее перспективные и актуальные для педагогической деятельности. В фокусе внимания авторов данной работы находятся виртуальные экскурсии как средство стимулирования познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста. Сформулированы задачи, которые позволяет решить применение виртуальных экскурсий в образовательном процессе. На основе анализа научной и методической литературы приведены виды виртуальных экскурсий и показаны преимущества их использования. Представлен алгоритм подготовки виртуальных экскурсий, включающий в себя 7 этапов: выбор темы урока, в рамках которого будет организована виртуальная экскурсия; формулирование цели и задач экскурсии; отбор объектов для экскурсии и подбор медиаконтента; создание маршрута на основе медиаконтента; подготовка и корректировка текста экскурсии; подготовка технического сопровождения для реализации виртуальной экскурсии; непосредственный показ виртуальной экскурсии. Авторы предпринимают попытку определить роль и место виртуальных экскурсий в обучении младших школьников в условиях современной цифровой школы и делают вывод об инновационности виртуальной экскурсии как формы работы при ознакомлении обучающихся начальных классов с окружающим миром. В работе приведены примеры электронных ресурсов, содержащих виртуальные экскурсии, которые могут быть использованы при реализации учебной дисциплины «Окружающий мир».
виртуальные экскурсии
познавательный интерес
младший школьный возраст
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 400807193/ (дата обращения: 10.12.2022).
2. Смолякова Е.С. Экскурсия как форма организации внеурочной деятельности на уроках экономики // Вопросы педагогики. 2021. № 5-1. С. 248-250.
3. Бабаева А.А. Виртуальные экскурсии как средство коммуникативной подготовки будущего учителя русского языка как иностранного // ORIENSS. 2022. № 1. С. 1026-1032.
4. Ягодовская И.В. История становления и развития экскурсионного метода в Российском образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2007. 26 с.
5. Мелехина В.В., Околелов А.Ю. Виртуальная экскурсия «путешествие в мир флоры» на уроках биологии в сельской школе // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
6. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2010. № 10. С. 22-24.

Среди значительного количества средств цифровой дидактики особый интерес вызывают виртуальные экскурсии, которые являются одним из универсальных средств организации образовательного процесса в начальной школе. Интерес исследователей к заявленной проблематике обусловлен рядом факторов, среди которых особо можно отметить два фактора:

1) способность к формированию познавательного интереса и положительной мотивации как процессу обучения в целом, так и к изучению конкретного предмета;

2) возможность с помощью виртуальных экскурсий разнообразить виды деятельности детей младшего школьного возраста в учебном процессе.

Цель исследования – теоретическое обоснование использования виртуальных экскурсий для развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ ресурсов с виртуальными экскурсиями.

Результаты исследования и их обсуждение

Федеральный государственный образовательных стандарт начального общего образования в качестве одного из результатов освоения программы предусматривает такие результаты, как «познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании» [1].

Познавательный интерес является одним из самых существенных мотивов учения, которой способствует формированию личностных результатов освоения образовательной программы начального образования и, как следствие, личности школьника.

Проанализировав и обобщив материал научных работ, посвященных познавательному интересу детей младшего школьного возраста, мы выделили следующие уровни познавательного интереса.

1. Элементарный уровень. Является показателем фактов и репродуктивной деятельности. На данном этапе интерес находится в своей начальной стадии.

2. Поисковый уровень. Является этапом выделения важных связей, этапом поиска. Данный уровень служит следующей ступенью в становлении познавательного интереса младших школьников, обучающиеся еще не имеют достаточного багажа теоретических знаний, но в то же время уже ушли от элементарных конкретных действий. На данном этапе учащиеся занимаются поиском способов получения образования.

3. Уровень причинно-следственных связей. Является этапом выявления существенных закономерностей. Данный уровень связан в первую очередь с элементами исследовательской и творческой деятельности детей, на данном этапе учащиеся осваивают новые способы учения и совершенствуют уже имеющиеся.

Постепенное формирование познавательного интереса и его «проход» через все три уровня формирования могут гарантировать нам становления личности учащегося с устойчивым познавательным интересом.

Современная дидактика располагает значительным перечнем приемов и методов формирования познавательного интереса. В рамках данной работы будет рассмотрено одно из перспективных, на наш взгляд, средств – виртуальная экскурсия.

Цифровизация всех без исключения сфер человеческой деятельности накладывает отпечаток на процессы, протекающие в современном обществе. Сфере образования становятся доступны инновационные методы и средства обучения. К их числу относятся виртуальные экскурсии.

Понятие «виртуальная экскурсия» является производным от родовых понятий «виртуальная» и «экскурсия». Рассмотрим данные понятия более подробно.

Е.С. Смолякова приводит следующее определение: «экскурсия – это форма организации внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся могут наблюдать за какими-либо явлениями или процессами в их естественном состоянии или на выставках и открытых мероприятиях» [2].

Необходимо отметить, что экскурсии в процессе обучения стали использоваться достаточно давно, еще в XVII веке, но, тем не менее, учебные экскурсии не смогли сразу занять достойное место в образовательном процессе. Достаточное число исследователей отмечают, что данный метод обучения начал оформляться в таких предметах, как биология, естествознание, география, история.

В работах И.В. Ягодовской представлены 7 этапов формирования экскурсионного метода. Характеристики метода на каждом из этапов его развития отражают степень его включенности в учебный процесс на конкретном этапе, начиная от индивидуальных «хождений» с познавательными целями до расцвета и повсеместного использования этого метода в образовании. На современном этапе развития педагогики данный метод является органичной частью системы обучения и воспитания [3].

Уточнение термина «экскурсия» понятием «виртуальная» отражает такую особенность проведения данного вида экскурсии, как похожесть (неотличимость) от реальной экскурсии. Реализовать данную особенность виртуальных экскурсий позволило активное развитие сетевых и информационно-коммуникационных технологий, используемых для организации образовательного процесса.

В своих работах А.А. Бабаева пишет о том, что «первые виртуальные экскурсии стали появляться в конце XX века в больших музеях и представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем, на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растет, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира» [4].

Несмотря на то что виртуальные экскурсии в образовательных целях стали использоваться относительно недавно, они являются предметом исследования достаточного числа ученых. И.В. Бусыгина рассматривает виртуальные экскурсии как вид профориентационной работы, И.Е. Зыков, Ю.А. Ющенко, А.И. Шурыгина – как вид проектной деятельности, Н.И. Балабав, С.Б. Смирнова, С.Н. Шарова – как инновационный метод обучения иностранным языкам, Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева, Г.М. Синдикова – как средство эстетического воспитания младших школьников, С.С. Аду, Е.С. Козловская – как способ социокультурной адаптации иностранных учащихся, В.В. Корбут, М.В. Цекина – как способ экологического просвещения.

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство в определении понятия «виртуальная экскурсия».

В.В. Мелехина, А.Ю. Околелов приводят следующее определение: «виртуальная экскурсия – это форма организации обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным воспроизведением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного накопления фактов» [5].

Е.В. Александрова полагает, что «виртуальная экскурсия – это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей». Автор отмечает, что «в современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий» [6].

Осмысление научной литературы, посвященной использованию виртуальных экскурсий на уроках в начальной школе, позволило сформулировать две основные задачи, на решение которых она направлена:

– стимулирование познавательной деятельности обучающихся;

– увеличение продуктивности урока за счет создания и применения набора цифровых образовательных ресурсов для организации учебной работы.

Проанализировав и обобщив работы, предметом которых является виртуальная экскурсия, авторы выделили следующие преимущества виртуальных экскурсий:

− у педагога возникает возможность самостоятельно отбирать необходимый материал в соответствии с поставленными целями;

− занятия становятся более интересными и познавательными, что облегчает усвоение сложных тем;

− реализация виртуальной экскурсии не зависит от погодных условий;

− виртуальные экскурсии способствуют эстетическому развитию детей и расширению их кругозора;

− виртуальные экскурсии – более финансово экономичный способ по сравнению с реальным посещением музея.

Анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме исследования, позволил нам выделить следующие виды виртуальных экскурсий (рисунок) [6].

missing image file

Виды виртуальных экскурсий

Анализ немногочисленной психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме исследования, позволил нам разработать алгоритм подготовки виртуальных экскурсий, включающий в себя 7 этапов:

1-й этап: выбор темы урока, в рамках которого будет организована виртуальная экскурсия;

2-й этап: формулирование цели и задач экскурсии;

3-й этап: отбор объектов для экскурсии и подбор медиаконтента.

4-й этап: создание маршрута на основе медиаконтента;

5-й этап: подготовка и корректировка текста экскурсии;

6-й этап: подготовка технического сопровождения для реализации виртуальной экскурсии;

7-й этап: непосредственный показ виртуальной экскурсии.

Необходимо отметить, что сам процесс «путешествия» в виртуальной экскурсии можно разнообразить за счет различных игровых моментов: игр, викторин и т.д. В этом случае виртуальная экскурсия обретает новые краски и станет горазда интереснее школьникам.

Рассматривая разные аспекты использования виртуальных экскурсий в процессе образования, ученые сходятся во мнении, что данный вид экскурсий дает большой потенциал развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Очевидно, что наличие такого вида экскурсии на уроках позволит улучшить образовательные результаты младших школьников и поднять их уровень.

Особым потенциалом обладают виртуальные экскурсии, реализуемые в рамках предмета «Окружающий мир». Однако анализ научной и методической литературы показал недостаточность не только теоретических разработок такой формы обучения, как виртуальная экскурсия в рамках этой учебной дисциплины, но и недостаточность методического обеспечения этого процесса.

Обзор онлайн-ресурсов, содержащих виртуальные экскурсии

Название ресурса, сайт

Описание

Предположительная тема и класс по учебному предмету «Окружающий мир»

Культура. РФ

https://www.culture.ru

Платформа «Культура» является федеральным проектом. На просторах платформы можно найти разнообразные виртуальные экскурсии на различные темы, связанные с достопримечательностями Российской Федерации

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке в 1-м классе по теме: «Что мы знаем о Москве?»

Яндекс.Панорамы

https://pano.maps.yandex.ru/

Яндекс.Панорама является сервисом, позволяющим видеть различные панорамы местности, улицы и города России. На платформе есть снимки разных точек планеты

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроках в 1-м классе по темам: «Что у нас над головой?», «Где зимуют птицы?», «Что у нас под ногами?», «Где живут слоны?», «Где живут белые медведи?»

Гугл Карты

https://www.goog le.ru/maps/

На данном сервисе можно найти спутниковые снимки нашей планеты. Кроме того, ресурс располагает снимками МКС и дает возможность рассмотрения объектов в режиме реального времени при помощи спутниковой съемки

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке в 1-м классе по темам: «Почему луна бывает разной?», «Где живут белые медведи?», «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?», «Где живут слоны?», «Зачем люди осваивают космос?», «Где зимуют птицы?»

Виртуальный музей паровозов

http://www.rzd.ru

/steams/index.ht ml

На данном сайте можно найти несколько виртуальных экскурсий, которые погрузят ребенка в удивительный мир паровозов. Благодаря данным экскурсиям музей паровозов можно увидеть как снаружи, так и побывать внутри. Также экскурсии дают возможность узнать о деталях устройства данного вида транспорта, и, что немаловажно, можно «побывать» в виртуальном депо и узнать интересные и полезные факты из истории железных дорог

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке в 1-м классе по теме: «Зачем нужны поезда?»

Виртуальная экскурсия по территории Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси

https://atmasfera.by/%20all/bg.html

На данной платформе учащиеся получат возможность почувствовать себя юными ботаниками и познакомиться с огромным миром флоры

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке во 2-м классе по теме: «Дикорастущие и культурные растения»

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

https://grand-piter.ru/ekskursii/Virtualnyy-tur/

Данная платформа предоставляет возможность учащимся оказаться в городе на Неве, не выходя из класса, познакомит их с культурой и достопримечательностями Северной столицы

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке во 2-м классе по теме: «Город на Неве»

Виртуальная экскурсия по государственному геологическому музею им. В.И. Вернадского https://sgm.ru/VISITORS/on-line-excursion.php

Данная платформа дает возможность детям ощутить себя юными экологами и познакомиться с полезными ископаемыми. Обучающиеся смогут побывать в настоящей шахте и посмотреть на процесс добычи некоторых полезных ископаемых

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке в 3-м классе по теме: «Полезные ископаемые»

Золотое кольцо России https://www.airp ano.com/360pho to/Golden-Ringof-Russia/

Данный сайт дает возможность учащимся, не выходя из-за парты, посетить города Золотого кольца России, познакомиться с культурой и достопримечательностями этих городов

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке в 3-м классе по теме: «Золотое кольцо России»

Франция – Париж https://www.airp ano.ru/360photo /Paris-France/

Данная платформа дает возможность детям почувствовать себя юными путешественниками и посетить Париж, не выходя из-за парты. Учащиеся смогут побывать в самых красивых местах Франции, познакомиться с культурой и достопримечательностями этой страны, а также посмотреть на 3D-модель Эйфелевой башни

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке в 3-м классе по теме: «По Франции и Великобритании»

Панорама «Бородинская битва»

http://www.1812 panorama.ru/

Данная платформа даст возможность учащимся оказаться в 1812 году на Бородинском сражении и познакомиться с событиями, которые там происходили

Данная платформа может подойти для реализации виртуальной экскурсии на уроке в 4-м классе по теме: «Отечественная война 1812 года»

Вместе с тем, необходимо отметить, что глобальная сеть обладает значительными ресурсами, которые возможно использовать в качестве виртуальных экскурсий на уроках предмета «Окружающий мир». Рассмотрим некоторые из них (таблица).

Вывод

Таким образом, использование виртуальных экскурсий на уроках в начальной школе является неотъемлемой частью учебного процесса и влияет на уровень развития познавательного интереса.


Библиографическая ссылка

Карпеченко А.С., Карасева А.Ю. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 3. – С. 22-26;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12146 (дата обращения: 17.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674