Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Погребняк В.В. 1 Мамедова Л.В. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Данная статья представляет собой исследовательскую работу, посвященную роли проектной деятельности в образовательном процессе начальной школы. Авторы рассматривают проектную деятельность и ее значение в обучении школьников. В начале статьи кратко описываются теоретические основы проектной деятельности и ее интеграция в образовательный процесс. Затем представляются результаты исследования, целью которого было выявление изменений в обучении и развитии учащихся с появлением проектов. Также даются рекомендации по успешному осуществлению проектной деятельности в начальной школе. Подводя итоги исследования, авторы приходят к выводу, что проектная деятельность обладает значительным потенциалом для повышения мотивации учащихся, развития творческого мышления и формирования навыков командной работы. Авторы отмечают, что изменилась и роль учителя в процессе подготовки проекта с ребенком. Теперь он не источник информации, а наставник, помогающий учащимся развить навыки критического мышления. Статья представляет интерес для учителей, исследователей и всех, кто интересуется современными подходами к преподаванию в начальной школе. Это позволяет лучше понять потенциал проектной деятельности и способы ее эффективного использования в образовательной практике.
проектная деятельность
проект
учащиеся
дети
начальные классы
учитель
наставник
1. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.
2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2013. 175 с.
3. Гудыменко Н.И. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области «технология»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1996. 17 с.
4. Писарева Е.В. Проектная деятельность в начальной школе // Молодой ученый. 2022. № 31. С. 93–97.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс: учебник для общеобраз. учрежд. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. 144 с.
6. Моро М.И., Бантова М.А. Математика 2 класс: учебник для общеобраз. учрежд. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2014. 96 с.

В области образования происходят значительные изменения, которые затрагивают ФГОС и основные общеобразовательные программы. Основная цель нового стандарта начального образования заключается в том, чтобы учителя начальных классов воспитывали универсальные учебные навыки у своих учеников. В связи с этим проектная деятельность становится основным элементом образовательной программы.

Стандарт устанавливает требования к тому, что ученики должны освоить в рамках основной общеобразовательной программы. Он охватывает различные аспекты развития личности, включая их способность к саморазвитию и самоопределению, мотивацию к учению, социальные отношения и ценности, гражданские позиции, правосознание и др. Для достижения этих целей проектная деятельность является эффективным инструментом.

Что же такое проект? «Проект представляет собой возможность для учеников проявить свою индивидуальность и креативный потенциал. Он позволяет сталкиваться с интересными задачами, выбранными самостоятельно, и применять свои знания и умения для достижения поставленных целей. Кроме того, проект предоставляет учащимся возможность публично представить результаты своей работы и продемонстрировать свои способности. С педагогической точки зрения, проект является эффективной методикой обучения, которая способствует развитию определенных навыков и компетенций, таких как планирование, анализ и практическое применение полученных знаний в реальных ситуациях» [1, с. 13].

По мнению Н.Ф. Яковлевой, «проект – это временная активность, направленная на решение конкретной проблемы и достижение определенной цели» [1, с. 15]. При реализации проекта предполагается выполнение ряда задач, которые связаны с этой целью. Для достижения желаемых результатов необходимы соответствующие ресурсы, такие как финансы, персонал и оборудование. Одновременно с выполнением проекта важно вести постоянный контроль его прогресса и результатов, а также учесть возможные риски.

Детей важно привлекать к проектной деятельности с начальных классов, ведь начальные классы являются важным периодом формирования личности и развития ключевых навыков у детей. Именно на этой ступени образования дети начинают осваивать основы проектной деятельности.

Однако важно помнить, что младшие школьники нуждаются в руководстве и поддержке педагога. Он должен направлять их, чтобы помочь им достичь желаемых результатов. Важно помочь детям разобраться в процессе работы над проектом, научить их планировать и организовывать свою деятельность. Только так можно достичь полноценного развития навыков проектной деятельности у детей уже в начальных классах.

Проектная деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно выбирать интересующие их проблемы и находить пути их решения. Она способствует развитию навыков мышления, сбора информации и ее обработки, самостоятельного принятия решений. «В процессе реализации проектов дети приобретают знания и применяют их в различных предметных областях, проявляют свои индивидуальные способности и достигают определенных результатов» [2, с. 8].

Основным критерием успешного проекта является ненавязчивая помощь учителя в добывании новых знаний ребенком. Он понимает, что помощь не должна быть доминирующей или ограничивающей, а должна стимулировать самостоятельность и исследовательский подход к обучению.

Для достижения успеха в работе с проектом педагог должен иметь детальное представление о его ходе и четко планировать предварительную работу. Это позволяет определить все необходимые этапы и ресурсы, а также предусмотреть возможные трудности и способы их преодоления.

В целом учитель, обладающий указанными навыками и качествами, может эффективно организовать работу над проектом, вдохновить учеников к деятельности, предложить им интересные задачи и оказывать им поддержку, что сделает обучение более продуктивным и результативным.

«Проектный метод обучения обладает множеством преимуществ по сравнению с другими методами:

1) он умело сочетает теоретическую базу с практическим применением, что значительно повышает эффективность обучения;

2) проект способствует профессиональному самоопределению учащихся и стимулирует их мотивацию к учебе;

3) он легко интегрируется в учебный процесс, придавая ему разнообразие» [3, с. 6].

Таким образом, проектная деятельность и проектный метод играют важную роль в развитии учеников, помогая им приобретать навыки и компетенции, необходимые в современном мире. Они способствуют формированию творческого мышления, самостоятельности и коммуникативных навыков, что является неотъемлемой частью образования.

В зависимости от главного метода работы существуют различные типы проектов, такие как творческие, исследовательские, информационные, игровые и социально значимые.

В творческих проектах нет заданной структуры. Их разработка зависит от конечного результата, которым могут являться сочинения, рисунки, сконструированная модель чего-либо, эскизы и т.д.

«В структуру исследовательских проектов входят: актуальность, проблема, объект исследования, цель и задачи, гипотеза, методы, результат и заключение. Они идентичны с научными исследованиями» [1, с. 16].

«Игровые проекты разрабатываются исключительно в процессе работы. Они часто направлены на решение конкретной проблемы или создание определенной ситуации. Каждый участник проекта берет на себя определенную роль, которая соответствует его характеру и задачам проекта» [1, с. 17].

Информационные проекты, в свою очередь, нацелены на то, чтобы собрать, проанализировать и представить информацию о конкретном предмете или явлении для читателей и слушателей в газетах и журналах.

Особую важность приобретают проекты, которые имеют социальную значимость. При таких проектах определены конкретные цели обучения, которые направлены на удовлетворение потребностей участников в обществе.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие «этапы:

1) постановка проблемы;

2) постановка цели и задач;

3) поиск ресурсов;

4) обработка и оформление результатов;

5) рефлексия» [4, с. 94].

Сначала учитель помогает ученикам сформулировать проблему, которую они будут решать в рамках проектной деятельности, и помогает выдвигать гипотезы. Далее определяется направление работы и формируются задачи, после чего происходит сбор данных: ученики изучают необходимую литературу, проводят анкетирование по своей проблеме, обрабатывают собранные данные и представляют проект. На последнем этапе ученики обсуждают представленный проект, высказывают свое мнение, задают вопросы. Также проводится самооценка и подводятся итоги.

Некоторые образовательные программы содержат уже готовые темы и идеи проектов, что говорит о постепенном внедрении проектной деятельности в учебный процесс в обязательном порядке. Одной из таких программ является «Школа России». После каждого раздела в учебнике представлены темы проектов и рекомендации по их реализации, что позволяет учащимся начать формировать проектное мышление. Так, авторы учебника «Окружающий мир» предлагают такие темы, как «Родной город (село)», «Моя семья», «Города России», «Страны мира», «Красная книга, или взять под охрану», «Профессии» и др. [5]. В учебниках математики предложены следующие темы: «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами», «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Задачи-расчеты», «Математические сказки» [6].

Начиная с первого класса детям дается выбор тем для проектов и определения формы работы – индивидуально или в группе. Вначале первоклассники предпочитают работать самостоятельно, но постепенно развиваются навыки коллективной работы. Тем не менее работа в группах может вызвать затруднения, так как дети не всегда способны слушать других, считаться с их мнением, поэтому могут возникнуть разногласия, которые они не смогут решить самостоятельно. Тогда учителю необходимо научить детей пониманию и умению сотрудничать друг с другом. Кроме того, учителю предстоит индивидуальная работа с каждым ребенком, так как ученикам может понадобиться помощь в организации и представлении проекта.

Работа в начальной школе не может быть полноценной без помощи родителей, поскольку они являются основными источниками информации о семье и помогают оформить проект. Родители помогают детям собрать материалы и подсказывают, что выбрать. Например, при выборе темы «Моя семья» или же «Родословная» дети не смогут осветить ее без знаний об истории своей семьи, ведь такая информация не содержится в библиотеке или в интернет-источниках. Она передается из поколения в поколение, так же как и семейные традиции. Родители дают возможность ребенку получить первые представления о семейных ценностях, о роли родных в исторических событиях страны, а также о профессиях родителей. Семья является самым драгоценным и полезным источником знаний и жизненного опыта для ребенка, оказывающим влияние на его будущую судьбу.

Одним из главных требований ФГОС НОО является последовательная организация исследовательской и проектной деятельности всеми участниками образовательного процесса. Именно поэтому очень важно объединить всех участников проекта и стимулировать их взаимодействие, ведь успех работы будет зависеть не только от ребенка, но и от его родителей и педагога. Нельзя не отметить, что проектная деятельность повышает качество обучения.

Авторами было проведено исследование, целью которого было выявление изменений в обучении и развитии учащихся с появлением проектов, а также выявления их отношения к проектной деятельности.

Материалы и методы исследования

Для отслеживания изменений качества знаний с внедрением в учебный процесс проектов, авторы взяли для сравнения данные из отчета успеваемости МОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримовой» по итогам 2021–2022 и 2022–2023 учебных годов, а также провели опрос среди учащихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнивая показатели, можно сделать вывод, что успеваемость детей начальной школы повысилась на 7,25 %, средней школы – на 8,4 %, старшей школы – на 8,75 %. Учащиеся на протяжении учебного года принимали участие в различных конкурсах со своими работами. Авторы опросили 80 детей с 1 по 4 классы и получили следующие результаты: 65 ученикам (81,25 %) было очень интересно участвовать в разработке проектов, они с легкостью справились со всеми задачами и с радостью примут участие в разработке новых работ, 15 ученикам (18,75 %) понравилось разрабатывать проекты, однако им потребовалось больше помощи со стороны наставника и других взрослых, у них не всегда получалось найти нужную информацию и правильно ее обработать.

В марте 2023 г. в учреждении состоялся конкурс исследовательских и творческих проектов, в котором приняли участие и получили дипломы 1 и 2 степени 6 учеников начальной школы. Учащиеся средней и старшей школы также принимали участие в научных конференциях, в том числе всероссийских, и занимали призовые места.

Основываясь на полученных результатах, авторы сформировали рекомендации по применению проектной деятельности в начальной школе. Во-первых, необходимо организовать систематическую подготовку и просвещение преподавателей по методологии проектной деятельности, что повысит их компетентность и уверенность в реализации данного подхода в образовательном процессе. Во-вторых, успешная реализация проектной деятельности требует создания дополнительных материально-технических и методических ресурсов для обеспечения необходимых условий проведения проектных занятий.

Чтобы проект был успешным и все участники были удовлетворены результатами, необходимо:

1) учитывать интересы детей: важно, чтобы тема проекта была интересной и увлекательной для ребенка, чтобы он с радостью занимался проектом и узнавал новое;

2) обучаться через деятельность: создание проекта требует от ребенка вовлечься в поиск информации, ее обработку, подготовку презентации и заключительных выводов, что позволяет развивать исследовательские навыки;

3) уметь сотрудничать с другими людьми и участниками образовательного процесса: работа в команде с учителями, сверстниками, библиотекарем и родителями позволяет развивать навыки сотрудничества и обмена идеями;

4) ориентироваться на творческое мышление в рабочем процессе: важно дать ребенку свободу выбора действий и принятия решений, чтобы он мог почувствовать себя независимым и ответственным.

Когда ребенок готовит проект, он не только углубляется в изучаемую тему, но и приобретает навыки коммуникации. Исследование и анализ новой информации помогают ему расширить свои знания и понимание по определенной теме. В процессе подготовки проекта ребенок также учится организовывать свои мысли и структурировать информацию, чтобы эффективно преподнести ее другим. Таким образом, проекты становятся не только возможностью для саморазвития, но и инструментом для развития умения публичного выступления и общения с другими. Каждое завершенное и успешно представленное творение ребенка становится его маленькой победой и укрепляет его уверенность в себе и своих способностях.

Заключение

Современному школьнику и выпускнику сейчас необходимо соответствовать новым требованиям. Они должны иметь развитую экономическую и инновационную культуру, высокий уровень образованности, быть мобильными, самостоятельными и адаптивными. Ключевым средством, позволяющим сформировать эти качества с самого детства, является проектная деятельность. Такой подход не только помогает ученикам развивать навыки, но и учит их внедрять новые идеи, работать в команде и принимать ответственность за свои решения. Поэтому важно начать формирование проектной деятельности еще на начальной ступени обучения, чтобы ученики могли накопить достаточный опыт работы над проектами к моменту выпуска из школы. Такой подход позволит выпускникам выйти во взрослую жизнь, обладая не только знаниями, но и необходимыми навыками, способностями и компетенциями для успешного функционирования в современном обществе и глобальной экономике.

В организации проектной деятельности педагог выступает в роли демократического руководителя и помощника. Он создает условия, в которых ученик самостоятельно планирует и организует свою деятельность, становится активным участником проекта и творцом.

Учитель, обладающий высоким профессионализмом, умеет не только передавать знания, но и эффективно спланировать работу учащихся над проектом. Он осознает важность мотивации и умеет вдохновить каждого ребенка на активную работу. Учитель также отличается способностью выбирать подходящие задачи для каждого ученика, с учетом их способностей и возможностей, чтобы обеспечить контекстные условия для развития и достижения успеха.

Таким образом, необходимо внедрять проектную деятельность в образовательный процесс, ведь она позволяет готовить детей к взрослой жизни, развивает умение работать в команде и представлять свои труды на публике, формировать и выражать мысли, аргументируя свою позицию, а также, что немаловажно, помогает определиться с будущей профессией, ведь, подготавливая проект, ученик собирает необходимую информацию из разных источников, проводит исследование, контактирует с представителями выбранной профессии.

Мамедова Л.В. – научный руководитель, к.п.н. доцент, зав.кафедрой, ТИ(ф) ФГАОУ «СВФУ им. М. К. Аммосова».


Библиографическая ссылка

Погребняк В.В., Мамедова Л.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 5. – С. 15-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12160 (дата обращения: 17.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674