Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ковелина Т.А. 1 Боженькина С.А. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.:МГФ, 1996. С. 68-70
З.Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf

Актуальность формирования и внедрения в педагогическую практику компе-тентностного подхода обусловлен как глобальными, так и локальными обстоятельствами. К первым следует отнести процесс глобализации и информатизации культуры и рождение новой образовательной парадигмы, содержание которой составляет не объем информации и знаний, а умение ими пользоваться, добывать, переосмысливать и творчески использовать в своей жизни. Смысл современной мировой системы образования заключается именно в том, чтобы научить ученика, студента увлеченно познавать, толерантно общаться, творчески работать и достойно жить. Локальные обстоятельства связаны с особенностями социального (экономического, политического, культурного) развития России и состоянием российской системы образования, ее модернизацией, направленной на подъем эффективности и повышение качества образования, его доступность, непрерывность и открытость. Однако следует признать, что показатели модернизации отечественного образования недостаточно высоки. Так, остается проблемой эффективность образовательной системы, что ярко проявляется в противоречии между массовизацией высшего образования и потребностями рынка труда. Качество образования так же недостаточно высоко, к тому же его сегодня трудно оценить по причине отсутствия единой нормативно-правовой базы, унифицированных методик, критериев и средств оценок. В новой образовательной парадигме основным параметром оценки качества знаний является не объем усвоенных знаний, а умение и готовность учиться, развитые навыки самостоятельного поиска информации и самообучение. Также остаются проблематичными доступность образования, его непрерывность и открытость.

Модернизация образования не может быть связана с трансформациями этого социального института в сферу услуги, перенос на образование модели бизнеса недопустим. Только критерии, созвучные духу образования, и планирование повышения его качества с учетом современных требований позволит отечественной школе приобрести новые качественные характеристики. Основой такого преобразования становится идея компетентностного подхода, которая зародилась еще в начале 80-х годов XX века, причем не как подход в образовании, а как его цель и результат. В настоящее время в педагогике компе-тентностный подход понимают как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

1) смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

2) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

3) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

4) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [1].

Как видно из содержания компетент-ностного подхода, важнейшим аспектом его формирования и реализации является готовность самих обучающихся учиться, развитая мотивация на образование, личностные потребности в овладении знаниями, навыками, умениями, готовность к профессиональному труду. Поэтому ком-петентностный подход в профессиональном медицинском образовании может быть эффективным только на основе управления профессиональным развитием личности. Оно должно осуществляться через процесс становления профессионального самосознания, которое непосредственно обусловлено интересами и целями самого студента, его самооценкой, ценностными установками, эмоционально-волевыми качествами. Эти личностные характеристики образуют общую психологическую основу, на которую оказывают влияние различные факторы, в том числе и система медицинского образования, которая формирует в сознании студента адекватный образ его будущей профессии, дает знания о внутреннем содержании врачебного труда, помогает осознать ценности и цели своей будущей профессии.

С целью изучения особенностей развития профессионального самосознания студентов медицинского вуза необходимо проводить исследования по следующим направлениям:

  1. Изучение параметров, влияющих на профессиональное самоопределение студентов. Данные исследования должныбыть направлены на выявление условий и факторов, влияющих на профессиональное развитие и формирование мотивов к выполнению профессиональной деятельности;
  2. Изучение профессиональной направленности студентов. В данном случае важно изучить наличие профессиональных интересов, отношения и оценки студентами своей будущей профессии, их профессиональных намерений.
  3. Изучение соответствия личностных качеств студентов требованиям врачебной профессии.

Управление профессиональным развитием личности студента в вузе предполагает, во-первых, формирование положительного отношения к будущей профессии, которая должна приносить моральное удовлетворение. Известно, что положительное отношение к профессии выступает одним из показателей успешного профессионального развития личности. Во-вторых, формирование мотивов к активной социальной и профессиональной деятельности. Эта дает возможность с научной точки зрения управлять формированием профессиональных интересов, специальных способностей необходимых для успешной профессиональной врачебной деятельности.

Мощным стимулом для дальнейшего профессионального развития студентов медицинского вуза является сформированный в их сознании (то есть осознанный) образ врачебной профессии — когнитивное и эмоциональное образование, поведенческий эталон, предписываемый этой профессии. Наличие образа профессии — важнейшая предпосылка сознательного, правильного и своевременного выбора этого вида деятельности.

Важным условием в реализации ком-петентностного подхода является формирование профессионального самосознания - комплекса представлений человека о себе как о субъекте данной профессии, целостный образ себя как будущего профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу [2]. Проблема формирования профессионального самосознания будущих врачей в системе медицинского образования сложна и противоречива и не может быть реализована за время обучения в стенах вуза. Этот процесс продолжается и после получения диплома, в сфере самого профессионального труда. Тем не менее, в университетском образовательном процессе формирование профессионального самосознания начинается с осознания студентом норм, правил, моделей своей будущей профессии. В процессе профессиональной подготовки важно заложить основы профессионального мировоззрения и личностной концепции врачебного труда. Огромное значение в процессе формирования профессионального самосознания будущих врачей имеет авторитет врача-педагога, имеющего такие личностные качества, которые студенты могут оценить как эталон. Важным является оценивание и понимание студентом себя как субъекта будущей профессии, своих личностных качеств, необходимых для ее реализации. Профессиональное самосознание опирается на профессиональную самооценку, конечно, для студента она выступает в идеальной форме - Я как будущий врач.

Для студентов медицинского вуза весьма важным является положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, что приводит к позитивной «Я» - концепции. В этом случае студент чувствует себя более уверенно, он удовлетворен выбором профессии, эффективно учится. У такого студента возрастает стремление к знаниям, а желание быть компетентным в своей профессии стимулирует его к творческой активности.

Говоря о развитии профессионального самосознания у студентов медицинского вуза, следует отметить, что этот процесс протекает достаточно сложно в силу того, что на сознание современной молодежи оказывает огромное влияние социальное окружение, СМИ, Интернет, собственный социальный опыт. Знание психологических особенностей студентов,развитие у них профессионального самосознания, формирование положительного образа врачебной профессии позволит реализовать компетентностный подход как основную идею новой образовательной парадигмы, то есть:

- перевести основной акцент в образовании с усвоения объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умений учиться самостоятельно;

- освоить студентами навыки работы с любой информацией, с разнообразными данными, формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления;

- дополнить традиционный принцип «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность» [3].


Библиографическая ссылка

Ковелина Т.А., Боженькина С.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 101-103;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3981 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674