Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Панжинская Н.И. 1
1 ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края
1. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - М, 2000. - 320 с.
2. По лат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г. С. -12-18, 24-35.
3. Материалы http://www.ioso.ru. Дата обращения: 14.01.2012.

Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам.

Естественно, все это не может не отразиться на методике обучения английскому языку, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания английского языка. Следует иметь в виду еще один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Важно отметить, что в настоящее время для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов.

Современный специалист - это широко образованный человек в какой-то конкретной области, имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации. Поэтому для современного среднего медицинского работника знание английского языка - необходимое условие его профессионализма, позволяющее работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также общаться с коллегами по профессии в разных странах.

Таким образом, перечисленные требования социума к подготовке медицинских работников среднего звена предусматривают овладение ими английским языком на качественно ином уровне, что, в свою очередь, требует использования в образовательном процессе медицинского колледжа инновационных методов и средств обучения. В основе обучения английскому языку в медицинском колледже должен лежать компетентностный подход, который предполагает максимальное приближение процесса обучения к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа со специальной медицинской информацией на английском языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы, а в худшем случае, просто прочесть и понять необходимую информацию.

В ряду перспективных по своему характеру методов активного обучения английскому языку хотелось бы отдельно остановиться на методе проектов, дискуссионном методе и методе ролевых игр.

Обращение к этим методам обусловлено тем, что они дают возможность сосредоточить внимание обучаемого не на самом английском языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать и размышлять над решением проблем на английском языке. Использование этих методов особенно важно и эффективно в образовательном пространстве медицинского (неязыкового) колледжа, т.к. хорошее знание иностранного языка является одной из составляющих формирования общих (ключевых) компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Метод проектов при обучении английскому языку, таким образом, можно считать не простым, но эффективным этапом в формировании критического мышления. Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности обучающиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта. В процессе работы над проектом обучаемые самостоятельно (индивидуально или, что чаще, в малых группах), без помощи преподавателя английского языка или при минимальной его помощи, выделяют из проблемной ситуации проблему, расчленяют ее на подпроблемы, выдвигают гипотезы их решения, исследуют подпроблемы и связи между ними, а затем возвращаются к основной проблеме, предлагают пути ее решения. В ходе защиты проекта предусматривается широкое обсуждение на английском языке предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию на английском языке, приходить к компромиссу. Все это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей английского языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения английскому языку. Большое место в методе проектов занимают дискуссии на английском языке. Умение вести дискуссию в форме диалога или полилога - необходимое условие успешной совместной работы обучающихся над проектом в малых группах. В ходе дискуссии наиболее эффективно формируется социолингвистическая и прагматическая компетенции. Дискуссионный метод обучения английскому языку позволяет также формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем.

Не менее интересной методикой активизации познавательной деятельности обучаемых на занятиях английского языка является методика ролевой игры, которая также может при определенной ее организации отражать принцип про-блемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Тематика ролевых игр выбирается в зависимости от тематического плана рабочей программы для каждой специальности. Например, для специальности «Фармация» предлагается ролевая игра «Пациент пришел в аптеку», для специальности «Сестринское дело» - «Оказание первой помощи при отравлении (ушибах, кровотечениях, переломах и т.д.)», для специальности «Акушерское дело» - «Первые роды» и т.п.Ролевые игры используются нами и при изучении таких тем, как «Шопинг», «Моя профессия», « Я и моя семья», «Планы на будущее» и др.Войдя в роль, обучаемый решает проблемные ситуации, наглядно демонстрируя практическое решение проблемы в полном объеме коммуникативной компетентности. Следовательно, в ходе ролевой игры активно развивается коммуникативная компетентность в реальных ситуациях общения, в которых английский язык является средством формирования и формулирования мысли.

Таким образом, использование в образовательном пространстве медицинского колледжа при изучении английского языка совокупности методов активного обучения, таких, как дискуссионный, ролевые игры и метод проектов, способствует повышению качества подготовки компетентного медицинского работника, востребованного на современном рынке труда.


Библиографическая ссылка

Панжинская Н.И. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 189-191;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4020 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674