Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕГРАЦИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Эльбекьян К.С. 1 Белик Е.В. 1 Кремнева Г.М. 1 Милащенко Т.А. 1 Игнатова В.Н. 1
1 ГБОУВПОСтГМА Минздравсоцразвития России
1. Литвинова Т.Н. Интеграгивно- модульное обучение студентов-медиков общей химии в рамках парадигмы гу­ манизации // Современные проблемы науки и образования. -2006 , - №1, - С. 65-66.
2. Полат Е.С. Дистанционное обу­ чение. - Изд-во: "Владос", М., 1998.

Дистанционное образование - качественно новый, прогрессивный вид обучения, который осуществляется с помощью современных информационных методов передачи знаний [2]. К таким методам относятся: чат-занятия, веб-занятия, аудио/видеоконференции, аудио/видеотрансляции, телеприсутствие и т.д. Виды дистанционного образования делятся на синхронное и асинхронное. При синхронном виде обучения учащийся и преподаватель в назначенное время выходят на связь в режиме on-line. Занятия происходят виртуально, но в реальном времени. Эти занятия, по сути, протекают так же, как и аудиторные.

Асинхронное обучение предполагает отправку заданий обучающемуся с помощью интернета. Учащийся сам выбирает время, когда учиться и сколько времени уделить на изучение той или иной темы. Преподаватель в удобное для него время проверяет работу и оставляет свои комментарии.

Среди дидактических теорий, которые получили теоретическую разработку и практическое применение, необходимо отметить модульное обучение, с помощью которого удалось успешно решить целый комплекс дидактических задач в обучении химии [1]. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с индивидуальной учебной программой. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно -координирующей.

Принципиальные отличия модульного обучения от других видов обучения:

  1. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его освоению.
  2. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе -с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой встрече с педагогом.
  3. Сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения приоритетных субъект-субъектных взаимоотношений между преподавателем и обучающимся в учебном процессе.

Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс «конструирования» модулей позволяет "отсечь" все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.

Принцип модульности определяет весь подход к организации обучения: отбор целей, содержания, форм и методов обучения. В соответствии с этим принципом содержание обучения структурируется в форме отдельных блоков -модулей.

На нашей кафедре впервые была использована интеграция модульного обучения в дистанционное образование. С этой целью весь курс химии довузовской подготовки был разделен на 3 модуля -А, Б и С. Модуль А - базовый уровень; Б - повышенный уровень сложности; С -высокий уровень сложности.

Каждый модуль состоит из модульных единиц и модульных элементов. Элементарной единицей модуля является занятие, включающее следующие элементы: тема —> обеспечение лекционным и другим обучающим материалом —тестирование.

Что представляют собой тесты? На сервере центра дистанционного обучения имеются два вида тестов: тренинго-вые и итоговые. Тренинговые тесты учащийся может проходить многократно, до приобретения устойчивых знаний. Итоговое тестирование позволяет перейти на более высокий уровень. Например, тесты модуля А содержат задания базового уровня. Из четырех предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный.

Пример 1.

В сероуглероде CS2 химическая связь:

1) ионная 2) металлическая 3) кова-лентная полярная 4) ковалентная неполярная.

Ответ: 3. Тесты модуля В содержат задания повышенного уровня сложности.

Пример 2.

Установите соответствие между формулой и средой его водного раствора. (Учащийся должен иметь твердые понятия о процессе гидролиза, знать типы гидролиза, иметь представление о рН среды, а уже потом, логиче

ски сопоставив эти понятия, выбрать правильный ответ).

Среда ее водного раствора

Формула соли  
A) NaCIO 1) нейтральная
Б) NaC104 2) кислая
B) ВеСl2 3) щелочная
Г) LiN03  

Решение заданий модулей А и В проверяется автоматически с помощью компьютера, путем сравнения приведенных ответов с заложенными в программу эталонами.

Тесты модуля С содержат задания высокого уровня сложности. Здесь ответы должны быть развернутыми, содержать объяснения. Задания части С проверяются преподавателем и даются комментарии.

Каковы преимущества такого дистанционного образования?

1) Это получение образования без отрыва от местонахождения;

2) свободный выбор графика обучения;

3) оценки результатов независимы от субъективного фактора;

4) дистанционное образование дешевле обычного (за счет снижения расходов на переезды, проживания в другом городе, организация процесса обучения).

И, наконец, кроме предметного, также формируются умения и навыки работы в сфере применения современных информационных технологий.

Однако, кроме плюсов, существуют и минусы использования дистанционного образования. Это, безусловно, прежде всего, подходит только дисциплинированным людям, которые заставляют себя заниматься ежедневно. Обязательным условием для получения качественного образования через интернет является самоорганизованность обучающегося. И наконец, это техническая обеспеченность или технические возможности, т.к. для общения в сети они должны быть максимальными.

Достоинства модульного обучения:

  1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента.
  2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
  3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
  4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
  5. Достигается определенная "тех-нологизация" обучения.

Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя. Недостатки и ограничения модульного обучения:

  1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.
  2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
  3. Уровень проблемности модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала студентов, особенно высокоодаренных.
  4. Если к каждому новому занятию преподаватель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

Библиографическая ссылка

Эльбекьян К.С., Белик Е.В., Кремнева Г.М., Милащенко Т.А., Игнатова В.Н. ИНТЕГРАЦИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 290-292;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4068 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674