Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Андреев М.Д.
модель
управление
учебное заведение
model
management
education institution
В настоящее время во многих российских вузах уделяется самое пристальное внимание экологическому образованию. Экологизация географического образования считается важнейшим требованием современности, т.к. проблемы экологического характера приобрели права гражданства, а экологическое образование будет означать подготовленность учащихся к исполнению функций гражданина. Концепция экологического образования, как впрочем, и всего профессионального высшего образования, прежде всего, подразумевает активизацию учебного процесса. Это, прежде всего, развитие индивидуальных способностей будущих специалистов, которое должно опираться на их деятельную самостоятельную работу, активные формы и методы обучения, такие как проблемные лекции, дискуссии, моделирование практических ситуаций, а также участие студентов в научно- исследовательских разработках экологической направленности. Необходимо формировать у будущих географов умение включаться в решение сложных экологических проблем, а они (т.е. проблемы экологические) требуют коллективного решения труда многих специалистов различной квалификации.

Экологизация географического образования должна опираться на раскрытие причин, следствия и характера антропогенного воздействия на природные компоненты географической среды. Экологический подход к рациональному использованию природных ресурсов может быть наиболее успешно усвоен с помощью географического материала о природных комплексах. Так как при их изучении возможно получение о том, что все компоненты природных комплексов неразрывно связаны друг с другом в единую систему и требуют комплексного решения, а воздействие на один из компонентов природной среды неизбежно приводит к изменению других.

В процессе экологизации географического образования, возникает необходимость принятия экологического императива, т.е. совокупность запретов, нарушение которых приведет к ухудшению и даже разрушению благоприятных для жизни свойств окружающей среды. Идеи экологического императива должны занять ведущее место в экологизации географического образования. Осознание экологического императива должно определять нормы поведения каждого слушателя, служить основой формирования его экологической нравственности. А экологизация географического образования в наибольшей степени позволяет конкретизировать принципы и нормы экологического императива, сделать их доступными для непосредственного восприятия.

На современном этапе экологизации географического образования в высшей школе важно:

  • вооружить слушателей научными знаниями о природе, необходимыми для оптимизации природопользования, сохранения и улучшения качества окружающей среды.
  • сформировать представление об основных проблемах взаимодействия общества и природы; о формах, размерах и следствиях антропогенного воздействия на природную среду; о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах.
  • ознакомить с основными экологическими проблемами и способами их решения.
  • сформировать экологическое мышление, включающее в себя представления - о единстве мира и взаимосвязанности всех протекающих в нем процессов и приоритете экологических интересов перед интересами социальными, экономическими и политическими.

При этом следует подчеркнуть, что экологические изменения в природных процессах не являются чем-то противоестественным, просто в последнее время человек заметно ускорил их темпы развития. Антропогенное влияние проявляется, прежде всего, в результате расточительных методов сжигания нефти, каменного угля и других каустобиолитов, хищнического сведения лесов, безответственного внесения токсичных веществ в почвы и водоисточники, а также неконтролируемого выброса в атмосферу вредных автомобильных и промышленных газов, нарушено равновесие в природе. Нанесен серьезный ущерб всем геосферным оболочкам Земли. Человечество подорвало систему собственного жизнеобеспечения, и последствия этого могут оказаться необратимыми. Экологизация географического образования и призвана исключить эту необратимость.

Особая значимость экологизации географического образования заключается не столько в расширении экологической информации, сколько в формировании экологического мышления, которое позволит осмыслить решение многих сложных экологических задач.

География в отличие от других дисциплин наиболее отвечает идеи экологической направленности, в том числе по глубине раскрытия экологических проблем и обоснованию путей их решения. Ведь представления о целостности природы, о взаимосвязи всех ее компонентов и процессов, о природных комплексах, о географической оболочке, о природных ландшафтах, о природных круговоротах веществ, об организации рационального использования природных ресурсов и т.п. непосредственно, предмет изучения географических дисциплин различной направленности.

Очень существенно при экологизации географического образования обратить внимание на комплексное рассмотрение таких вопросов как:

  • химические взаимодействия в системе « биосфера-атмосфера» на суше;
  • взаимодействие в системе « биосфера- атмосфера» в океане;
  • биосферные аспекты круговорота воды в природе;
  • воздействие климатических изменений на наземные экосистемы;
  • анализ взаимосвязей, характерных для единой экосистемы Земли;
  • изучение взаимодействия физических, химических и биологических процессов в саморегулирующейся единой экосистеме Земли.

Представляется также важным и знакомство с различными видами экологической геоинформацией, куда должны входить - информация о гидрологических, геологических, климатических, биохимических и геофизических явлениях. Ведь геоинформационная система есть ни что иное, как четко организованная система сбора, хранения, анализа сведений, имеющих отношение к географически определенным территориальным системам. Эта система оперирует и обрабатывает с помощью компьютера самую разнообразную информацию, получаемую из различных источников. В частности, данные, полученные со спутника, могут быть внесены в геоинформационную систему с получением карты определенного района, на который благодаря взаимному наложению информации из множества источников можно проследить тенденцию экологически негативного воздействия различного характера, до этого не прослеживающегося. И эта база геоинформационной системы может использоваться в деле охраны окружающей среды.

Новейшие достижения в сфере сбора и обработки геоинформации, происходящие во многом благодаря развитию дистанционных методов исследования Земли из космоса, знаменуют собой начало фундаментальных изменений во всей системе обработки геоинформации, касающейся Земли, в мониторинге состояния окружающей среды, а также в изучении природных ресурсов, территориального планирования и управления. Дистанционные методы исследования уже сейчас поставляют значительную часть экологической геоинформации, а постоянное расширение сферы ее применения в свою очередь приводит к появлению нового поколения систем дистанционного зондирования.

Сейчас, как никогда прежде, во всем мире в широких масштабах идет работа в области экологического мониторинга с учетом особенностей экосистемы, так как мониторинг обеспечивает решение многих задач тесно связанных с вопросами социально-экономического развития. Важным технологическим звеном здесь может оказаться компьютеризация образовательного процесса способная быстро и эффективно обработать огромное количество данных. Современные компьютеры позволяют легко воспроизводить геоинформацию на экране дисплея с достаточной точностью и полнотой всевозможных данных о Земле, природных ресурсах и естественных околоземных процессах. Характер использования геоинформация определяется способом ее сбора, оценки и распространения. Поэтому количество и качество геоинформация непосредственно зависят от уровня развития информационной техники, чем выше уровень организации информационных систем, тем значительнее их роль в обеспечении геоинформацией. Планирование и управление общественной и хозяйственной деятельностью, несомненно, все чаще будут опираться на результаты всесторонней обработки геоинформация. Значительных перемен следует ожидать и в существующих инфраструктурах традиционных наук о Земле, для которых геоинформация одновременно является и отправной точкой и конечным результатом исследования. К сожалению, стоит отметить, что характер и масштабы проблем меняются с такой скоростью, что сбор и анализ данных едва успевает за ними.

В экологизации географического образования следует также обратить внимание на районы экологических бедствий, в которых нарушение природных условий и естественного состояния геосистем самым губительным образом сказывается на здоровье и жизнедеятельности людей.

Экологизация географического образования должна опираться на гуманизацию образовательного процесса, и, прежде всего, как формирование личностного развития в рамках парадигмы становления человека в демократическом обществе. По своей сути гуманистическая концепция основана на безусловном признании человека как высшей ценности, его права на свободное развитие и полноценную реализацию своих способностей и интересов, признании человека конечной целью любой политики, в том числе образовательной. Необходимо формировать целостное представление о научной картине мира, закладывая необходимый фундамент научной подготовки для профессиональной последующей деятельности, способствовать всестороннему развитию личности.

В заключение, хотелось бы отметить, экологизация географического образования в настоящее время есть насущная потребность любого общества вне зависимости от политического устройства и экономической формации - это актуальность нашего времени. А в соответствии с современной экологической доктриной РФ экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из приоритетных направлений реализации государственной экологической политики нашей страны.


Библиографическая ссылка

Андреев М.Д. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 2. – С. 28-30;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=420 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674