Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Осипова С.И. 1 Янченко И.В. 2 Окунева В.С. 2
1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
2 Хакасский технический институт
Рассматриваются базовые термины федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «компетенции» и «компетентность», вызывающие научную дискуссию, обусловленную их различным толкованием. Рассмотрена совокупность общекультурных компетенций, представленных в виде требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам освоения образовательных программ по ряду направлений подготовки (квалификация (степень) «бакалавр»). Обоснована актуальность формирования компетентностей студентов: карьерной компетентности и компетентности студентов к работе в команде. Кратко охарактеризована сущность и содержание структурных компонентов выделенных компетентностей. Определены подходы к выявлению педагогического обеспечения формирования рассматриваемых компетентностей студентов.
профессиональная подготовка
компетенция
компетентность
общекультурные компетенции
карьерная компетентность
компетентность студентов к работе в команде
развитие личности
успешность
1. Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / Адольф Владимир Александрович. – М., 1998. – 357 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. № 2(14). 2002. – С. 31 – 50.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – 21 с.
6. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина.– М.: Высш. шк., 1990. – 119 с.
7. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 312 с.
8. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя: монография, Флинта. – Московский психолого-социальный институт, – 1998. – 200 с.
9. Осипова С.И., Окунева В.С. Характеристика личности, способной к командной работе // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 5. – С. 30–33.
10. Осипова С.И., Янченко И.В. Педагогические условия формирования карьерной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2; URL : www.science-education.ru/108-9028 (дата обращения: 07.08.2013).
11. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. − М.: МГУ, 1989. – 216 с.
12. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: Когито-Центр, 2002. – 396 с.
13. Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и вовнеурочной деятельности : практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с.
14. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования /Ю.Г. Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 18 с.
15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL : hhtp: www/eidos.ru/new/compet/htm. (дата обращения: 18 ноября 2011).
16. Цариценцева, О. П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг: монография / О.П. Цариценцева. – Оренбург: РИО ОУНБ им. Крупской, 2009. – 186 с.
17. McClelland, David. C. Testing for competence rather than intelligence. In: American Psychologist, № . 28(1), Washington: American Psychological Association, 1973, Р. 1–14.

Доминирующим подходом при решении различных педагогических задач профессиональной подготовки студентов вузов в условиях действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) выступает компетентностный подход, определяющий цели и требования к результатам образования. Базовые термины ФГОС ВПО «компетенция» и «компетентность» вызывали и продолжают вызывать научную дискуссию, обусловленную их различным толкованием. Приведем мнения ученых И.А. Зимней, В.С. Леднева, И.С. Сергеева, В.И. Блинова, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторского в отношении понятия «компетенции»:

  • некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [4];
  • используются вместо знаний, умения, владения [6];
  • особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости [13];
  • определяется в качестве интегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность [3];
  • отвлеченная (отчужденная), взятая безотносительно к личности норма, достижение которой может свидетельствовать о возможности продуктивной деятельности в определенной сфере [15].

Анализ приведенных суждений ученых позволяет сделать вывод, что компетенция включает в себя такие компоненты как знания, умения, навыки, мотивы, ценности, опыт, делающие возможным осуществление определенного вида деятельности и имеет значение «знаю как» [5]. Данный аспект отражен в трудах ученых (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, И.С. Сергеев, В.И. Блинов, Д. МакКлелланд, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской), определяющих компетентность как:

  • актуальное проявление компетенции [4];
  • выраженная способность применять знания и опыт для решения профессиональных, социальных и личностных проблем [2];
  • результаты обучения и система ценностных ориентаций, привычек и т. п. [3];
  • уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции [13];
  • личная характеристика, которая, в сочетании с другими, позволяет эффективно выполнить конкретную задачу в данной организации [17];
  • совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов [14];
  • владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [16].

Анализ приведенных дефиниций понятия «компетентность», позволяет сделать вывод, что компетентность имеет значение «мочь, быть способным действовать, применять, выполнять», т. е. проявляется в деятельности и имеет решающее значение для достижения в ней успеха. Деятельностная сущность, практическая направленность компетентности, как результата присвоения компетенций определена учеными (Дж. Равен, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.А. Адольф и др.) в дефинициях компетентностей через такие категории как «способность», «готовность» или «владение» [1, 3, 5, 12].

Сложный характер понятия «компетентность», отражающий синергетический эффект присвоения компетенций и личностных свойств, особенностей человека отражен в понимании компетентности учеными (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская и др.) как интегративного качества личности [5, 6, 7, 8, 11].

Учитывая сложный характер взаимосвязи деятельностной сущности компетентности с личностными свойствами человека, И.А. Зимняя выделила характеристики компетентности, включающие: готовность к проявлению компетентности и отношение к содержанию компетентности, объекту приложения; владение знанием, умениями, навыками, особенностями мышления (содержанием компетентности); опыт деятельности; эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности, самоанализ своей деятельности, самооценку [5].

Выделенные ученым характеристики компетентности позволяют определить структуру компетентности состоящей из компонентов мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного и наполнить их содержанием в связи со спецификой рассматриваемой компетентности. Данная структура позволит в перспективе выявить и обосновать педагогические условия формирования компетентности студентов, а так же определить показатели, критерии и уровни, позволяющие оценить ее сформированность.

Рассмотрение широкой совокупности общекультурных компетенций (ОК), представленных в виде требований ФГОС ВПО к результатам освоения образовательных программ по направлениям подготовки (квалификация (степень) «бакалавр») 080200 – менеджмент, 140400 – электроэнергетика и электротехника, 150700 – машиностроение, 151900 – конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, 190600 – эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 270800 – строительство, позволяет выделить две группы ОК описывающие требования к студентам:

  • направленные на обеспечение их личностного развития: поддержание высокой мотивации к профессиональной деятельности; способность к самообразованию, саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; способность постановки целей развития и принятие ответственных решений; осознание социальной значимости своей будущей профессии; умение осуществлять деловое общение, публичную презентацию результатов своей деятельности; умение поддерживать этические ценности и здоровый образ жизни; умение критически оценивать себя и принимать решения по исправлению недостатков и развитию достоинств;
  • направленные на обеспечение их успешности в совместной деятельности: осознание значения гуманистических ценностей, готовностью принять нравственные обязанности по отношению к обществу, другим людям и самому себе; проявление уважения, толерантности к людям, в том числе к людям другой культуры; готовность к социальному взаимодействию, к поддержанию партнерских взаимоотношений, к кооперации с коллегами; умение руководить людьми и подчиняться; умение нести ответственность за поддержание доверительных партнерских взаимоотношений.

Здесь необходимо отметить, что все указанные в стандарте профессиональные компетенции (ПК) направлены на обеспечение успешности личности в соответствующей профессиональной деятельности. Компетенция студентов направленная на обеспечение совместной деятельности в различных трактовках (к работе в команде, в кооперации, в составе коллектива исполнителей и др.), присутствует в требованиях стандартов анализируемых направлений как профессиональная в сфере организационно-управленческой деятельности.

Перечисленный широкий круг общекультурных компетенций, направленный на обеспечение их личностного развития, успешности в области социального взаимодействия в целом и в профессиональной деятельности в частности, позволяет сделать вывод о нацеленности требований ФГОС ВПО на формирование: карьерной компетентности студентов и компетентности студентов к работе в команде [9, 10].

Помимо этого ценностным основанием выделения карьерной компетентности и компетентности студентов к работе в команде явилось:

во-первых, современное понимание профессиональной карьеры, которая понимается не как результат достижения исключительно личных эгоистичных целей, а как целенаправленный процесс и результат формирования жизненной траектории человека, включающий стремление к успеху в профессиональной деятельности, самореализацию, накопление и развитие компетенций в системе профессиональных отношений;

во-вторых, карьера становится основным мотивом профессиональной деятельности, повышения профессиональной компетентности, «образования на протяжении всей жизни»;

в-третьих, особенностью успешных карьер в современных социальных и экономических условиях становится поддержка команды. В таких условиях успех человека в этом процессе невозможен без осознания профессиональной значимости и личностной ценности командной деятельности, который в дальнейшем продвигает к успеху всю команду.

Сказанное позволяет заключить, что существует потребность выявления теоретических предпосылок и разработки педагогического обеспечения формирования у студентов карьерной компетентности и компетентности к работе в команде, «встраивания» его в существующий процесс профессиональной подготовки.

Представим дефиниции, выделенных нами компетентностей, придерживаясь понятия компетентности как интегративного качества личности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская и др.), проявляющегося в способности к успешному осуществлению определенной деятельности:

  • карьерная компетентность студента – интегративное качество личности студента, характеризующее стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации, сопровождающееся рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющее целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры;
  • компетентность студента к работе в команде – интегративная, динамическая, деятельностная характеристика субъекта будущей профессиональной деятельности, определяющая понимание значимости и ценности командной деятельности, способность и готовность к активной продуктивной деятельности при разрешении проблем в условиях диалогового общения и партнерского взаимодействия с другими исполнителями на основе усвоенных знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о способах совместной деятельности.

Содержание структурных компонентов карьерной компетентности студентов и компетентности студентов к работе в команде (таблица) охарактеризуем, придерживаясь выделенной И.А. Зимней структуры компетентности.

При разработке педагогических условий формирования у студентов карьерной компетентности и компетентности к работе в команде, необходимо учесть, что выступая на этапе определения целей и результатов образования доминирующим компетентностный подход, в условиях полипарадигмальности, реализуется посредством:

  • системного подхода, позволяющего определить направления изменений в профессиональном образовании (в содержании образования, педагогических технологиях);
  • деятельностного подхода, ориентирующего на приоритетное использование активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки;
  • личностно ориентированного подхода, нацеливающего на использование педагогических технологий, построенных на основаниях гуманистической философии и имеющих целью разностороннее развитие личности, становление субъектной позиции студентов.

Краткая характеристика структурных компонентов карьерной компетентности студентов и компетентности студентов к работе в команде

Компонент

Карьерная компетентность студентов

Компетентность студента к работе в команде

Краткая характеристика компонентов

Мотивационно-ценностный

Мотивационно-ценностное отношение студентов к профессиональному образованию как к началу процесса встраивания личности в систему отношений будущей профессиональной среды и карьеры

Ценностное отношение студента к командной деятельности, мотивы к работе в команде

Когнитивный

Осознание периода получения профессионального образования как этапа будущей карьеры; знания о возможных путях развития карьеры, ее типах, этапах, стратегиях, требованиях профессиональной среды к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям, личным качествам соискателя; развитый эмоциональный интеллект

Знания теоретического, фактологического, прикладного характера о команде и командной деятельности, ролях и способах работы в команде

Деятельностный

Осуществление действий направленных на планирование карьеры на начальном этапе профессионального образования, решение образовательных и профессиональных задач в соответствии с перспективным карьерным планом, высокая самоэффективность

Осуществление действий студента как будущего члена команды и овладение им опытом командной деятельности

Рефлексивно-оценочный

Систематический анализ и адекватная самооценка личностных качеств и результатов своего профессионального образования в контексте перспективных планов на профессиональную деятельность и карьерное развитие

Овладение навыками самоанализа для корректировки поведения, соответствующего командной деятельности

Обозначенные методологические подходы, анализ общекультурных компетентностей, сущность и содержание структурных компонентов позволили выявить педагогические условия результативности формирования:

  • карьерной компетентности:
  • период получения профессионального образования рассматривается как базовый этап будущей карьеры;
  • содержание образования обогащено материалом, формирующим современное представление о карьере, карьерной компетентности, актуализирующим мотивационно-ценностное к ней отношение;
  • реализуются личностно ориентированные процессуальные педагогические технологии, способствующие формированию субъектной позиции студента в процессе получения профессионального образования, позитивной профессиональной Я-концепции и адекватной самооценки студента;
  • организовано вовлечение студентов в процесс прогнозирования будущей карьеры, планирования и выстраивания ее как процесса формирования деятельностной компоненты карьерной компетентности в структуре профессиональной компетентности.
  • компетентности студентов к работе в команде:

на теоретическом уровне: выявлена сущность команды как формы организации совместной деятельности; определены качества личности, способствующие работе в команде; обоснованы педагогические условия формирования компетентности студентов к работе в команде и требования к их педагогическому обеспечению; выделены структурные компоненты компетентности студентов к работе в команде, разработаны критерии, показатели критериев и охарактеризованы уровни сформированности этой компетентности;

на практическом уровне: разработаны и реализованы во взаимосвязи педагогические условия: обогащение содержания профессионального образования междисциплинарным образовательным модулем, ориентированным на формирование у студентов системы знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о ценности, значимости и способах работы в команде; приобретение первоначального опыта командной деятельности; вовлечение студентов в проектную деятельность, обеспечивающую закрепление ценности и способов командных форм деятельности при решении проектных задач.

Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий, проведенная со студентами первого и второго курсов указанных выше направлений подготовки ФГОС ВПО, показала их результативность в формировании рассматриваемых общекультурных компетентностей – карьерной компетентности студентов и компетентности студентов к работе в команде.


Библиографическая ссылка

Осипова С.И., Янченко И.В., Окунева В.С. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-2. – С. 196-200;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4210 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674