Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Богута В.М. 1
1 Полтавский национальный педагогический университет им. В.Г. Короленко
На основании теоретического анализа научной психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы, результатах проведенной диагностики, в статье представлена апробированная методика формирования творческих способностей младших школьников, которые являются воспитанниками детских танцевальных самодеятельных творческих объединений заведений внешкольного образования. Нами сформулировано понятие «хореографические творческие способности», указаны необходимые педагогические условия их реализации. Представленная методика предусматривает использование разнообразных типов занятий – тренировочных, музыкально-ритмических, тренинговых, творческих, комбинированных. Также освещен педагогический потенциал заданий творческого характера «открытого» типа, которые являются основной структурной единицей изложенной в статье методики формирования хореографических творческих способностей младших школьников. Задания сгруппированы в зависимости от целесообразности их использования в учебно-воспитательном хореографическом процессе, приведены примеры их практической реализации. В статье обосновано поэтапное включение младших школьников в творческую хореографическую деятельность (от мотивационно-перцептивного через компилятивно-преобразующий к продуктивно-творческому етапу), что позволяет выявить и раскрыть творческие способности ребенка. Результативность методики доказана статистической и аналитической обработкой экспериментальных данных.
методика формирования хореографических творческих способностей
младшие школьники
детские танцевальные творческие объединения заведений внешкольного образования
инновационные типы занятий хореографического творчества
задания творческого характера и их формы
этапы реализации
1. Галиуллина Е.Н. Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников «открытых» задач: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 23 с.
2. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Автореф. … дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2002 – 18 с.
3. Савчин М.В. Вікова психологія. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pidruchniki.ws/13660810/psi­hologiya/rozvitok_samosvidomosti_molodshogo_shko­lyara#905.

В контексте современной гуманистической парадигмы образования педагогика стремится активизировать процесс творческого развития личности. Это обусловлено объективными факторами, высокой ролью творчества в познании мира, естественной активностью ребенка, который нуждается в творческой деятельности. Поэтому исследование теоретических и практических аспектов проблемы раскрытия неповторимого творческого потенциала личности ребенка находится в поле зрения как ученых, так и педагогов-практиков.

Различные аспекты формирования творческих способностей рассматриваются в научных работах В. Андреева, И. Беха, Л. Божович, Л. Виготского, С. Диденко, В. Загвязинського, Г. Костюка, В. Крутецького, О. Леонтьева, О. Лука, А. Матейко, О. Матюшкина, В. Рагозиной, В. Разумовского, С. Рубинштейна, О. Рудницкой, С. Сысоевой и других. Однако анализ практики художественного воспитания младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальными возможностями хореографии и недостаточно эффективным практическим её использованием в развитии детей младшего школьного возраста, его творческих возможностей. Поэтому, целью данного исследования является разработка педагогической методики формирования хореографических творческих способностей младших школьников в заведениях внешкольного образования, в которых функционирует подавляющее большинство детских танцевальных творческих объединений.

Материалы и методы исследования

В ходе теоретического анализа научной психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы, основываясь на результатах диагностики, мы рассматриваем хореографические творческие способности как синтез качеств и особенностей личности, которые формируются при условии наличия специальных знаний и умений, высокой мотивированости личности к творческой деятельности, в сочетании с проявлениями воображения и стремлением реализовать свои возможности в танцевальной деятельности. Также необходимо уделять внимание развитию образного мышления, фантазии, интерпретационных и импровизационных умений.

Необходимыми условиями эффективной реализации методики формирования хореографических творческих способностей младших школьников в самодеятельных танцевальных объединениях являются:

1. Сотворчество балетмейстера и воспитанника на всех этапах хореографического творческого процесса.

2. Стимулирование творческой интерпретационной и импровизационной активности детей в процессе хореографической деятельности.

3. Использование инновационных форм и методов обучения.

4. Формирование у младших школьников опыта овладения общепознавательными умениями и навыками (анализ, синтез, сравнение и т.д.).

5. Интеграция хореографической деятельности с другими видами искусства (музыкальным, театральным, изобразительным).

Методика предусматривает использование разнообразных типов занятий – тренировочных, музыкально-ритмических, тренинговых, творческих, комбинированных. Тренировочные занятия направлены на усвоение и усовершенствование техники исполнения танцевальных движений в соответствии с направлением и стилем хореографического творческого объединения. Музыкально-ритмичные занятия способствуют развитию музыкальных способностей, координации двигательной активности и т.д. Тренинги направлены на ознакомление младших школьников с дополнительными умениями и навыками через включение детей в поликультурность художественного образования. Творческие занятия способствуют активизации творческого потенциала детей младшего школьного возраста, формированию умений интерпретировать и импровизировать, находить субъективно новые интонационно-пластические движения и выразительные образы.

Однако, по нашему мнению, наиболее эффективными являются комбинированные занятия, которые совмещают все вышеперечисленные типы занятий и обеспечивают всестороннее педагогическое влияние на формирование творческих способностей.. Ввиду того, что для 6-7-летних детей игровая деятельность остается референтной, мы предлагаем использовать комбинированные тематические занятия. Сочетание учебно-воспитательной тренировочной деятельности с сюжетно-композиционными основами театрального действия, позволит сделать занятия содержательно наполненными и интересными для воспитанников. Источниками сюжетных линий могут быть: герои детской литературы, мультипликации и фильмов, процессы в природе, человеческие отношения и т.д.

Реализация третьего педагогического условия обуславливает выбор форм проведения занятий в хореографическом творческом объединении: занятия-путешествия, занятия-фантазии, занятия-соревнования, занятия-тренинги (мастер-классы), занятия-концерты. Они призваны возбуждать творческое воображение, развивать логическое и образное мышление, повышать двигательную активность, обогащать пластично-образный и эмоциональный опыт младших школьников.

Структура занятий традиционно должна включать: вступительную часть, основную и заключительную. Каждая из них решает специфические учебно-воспитательные задачи. Вступительная и заключительная часть занимают 5-10 % общего времени занятия. В рамках нашей методики предусматривается заменить традиционный поклон на ритуал начала и окончания занятия. В воспитательном плане это способствует сплочению детского коллектива. Основная часть занятия отводится на развитие индивидуально-технических, исполнительских и музыкальных способностей, овладение и углубление умений преобразовывать лексический танцевальный запас, упражняться в интерпретационных и импровизационных умениях, прививать культуру движений.

Стоит отметить, что во время проведения занятий нужно учитывать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста.. С целью снижения утомляемости детей, поддержки их двигательной активности и коррекции эмоционального состояния, необходимо использовать приемы переключения внимания, смены видов деятельности (прослушиванье, просмотр, обсуждение).

Стимулирование творческой активности, согласно изложенной методики, имеет целью вызывать эмоциональный отклик у младших школьников, потому музыкальный материал рекомендуем подбирать разнообразный за стилем и темпом, с четким ритмичным рисунком, доступным для детского восприятия. Целесообразным и эффективным средством является использование реквизита (ленты, игрушки, цветы, музыкальные инструменты и т.п.) в соответствии с темой и целью занятия.

Основной структурной единицей методики формирования хореографических творческих способностей младших школьников являются задания творческого характера «открытого» типа, которые обеспечивают вариативность возможных правильных решений [1, 2]. Они сгруппированы нами в: 1) задания-аналогии; 2) задания на формирование умений интерпретировать и импровизировать с танцевальной лексикой; 3) задания на самовосприятие; 4) задания на обогащение танцевальной экспрессивной лексики; 5) задания частично-проблемного характера; 6) задания на формирование эмоциональной культуры; 7) задания на овладение основами композиции; 8) задания на обобщение опыта самовыражения.

Методика реализуется в три взаимообусловленные этапа: мотивационно-перцептивный, компилятивно-преобразующий, продуктивно-творческий.

Первый этап (мотивационно-перцептивный) предусматривает стимулирование воспитанников к|до| проявлениям самовыражения: включение младшего школьника в эстетически познавательную деятельность, получение опыта участия в танцевальном творчестве, предоставление возможности интерпретировать и импровизировать; создание условий для последующего накопления базы элементарной хореографической экспрессивной лексики (движений, жестов, поз, мимических и пантомимических возможностей). Это обуславливает использование первых трёх групп творческих заданий.

На этапе пропедевтики организации процесса хореографического творчества нами предусмотрено использование заданий-аналогий. Цель – заинтересовать воспитанников, содействовать стимулированию элементарных мыслительных процессов и выявлению творческих способностей, предоставление возможности ощутить выразительность интонационно-пластических движений в результате личного участия в хореографическом творческом процессе. Пример задания: «Братья наши меньшие» – отобразить пластично-образными движениями под музыку поведение кошки, собаки, пчелы, бабочки, птицы.

Важную роль в экспериментальной методике формирования хореографических творческих способностей мы отводим развитию интерпретационных и импровизационных умений, что предусмотрено нами вторым педагогическим условием. Цель – побуждать к раскрытию индивидуальных способностей ребенка, активизации мышления, готовности к преобразующей деятельности. Пример задания: «Лед и пламя» – ребенку необходимо представить, что его заморозила тетушка Зима, и превратила в снежную бабу. С приходом Весны все начало таять, но не сразу. Сначала оттаяла правая рука и ею можно двигать под музыку. Задание усложняется с «оттаиванием» частей тела.

Процесс интерпретации многофакторный и сложноструктурированный, успешность овладения которым зависит от сформированности личностных психологических характеристик (открытости, уверенности в себе, самоуправления, самовосприятия). Следовательно, требует длительного упражнения в нем. Поэтому, задания второй группы обязательно должны сопровождаться эвристической беседой, а также чередоваться с заданиями на самовосприятие, поскольку успехи в той или иной деятельности и представления о себе у детей младшего школьного возраста взаимообуславливаються [3]. От формирования адекватного эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе, будет зависеть эффективность последующего педагогического управления творческим процессом. Пример задания: «Зеркало» – воспитанники выбирают себе пару и становятся напротив друг друга. По договоренности один играет роль «зеркала» и в точности воспроизводит все движения другого – человека перед зеркалом. Через 2-3 минуты участники меняются ролями.

Второй этап (компилятивно-преобразующий) направлен на ознакомление младших школьников с пластической природой хореографического искусства, элементарными умениями ее трактовать. На этом этапе происходит рациональная обработка полученной информации о смысловой составляющей искусства танца и опыта его обработки (интерпретация, импровизация, компиляция) в ходе хореографической творческой деятельности. Степень усвоения обеспечит достаточный уровень творческого пластично--образного самовыражения младших школьников.

Следует отметить, что источником преобразующей деятельности есть наличие разнообразного опыта двигательной активности. Его объем не является гарантией успешной творческой деятельности, но он предоставляет «материал» для индивидуальной формы трактовки. Поэтому необходимо обогащать лексический танцевальный репертуар через ознакомление воспитанников со средствами выразительности разных направлений и стилей хореографического искусства (четвертая группа заданий). Мы предлагаем использовать при этом частично-проблемные способы обучения, которые стимулируют к самостоятельному рассуждению (умению выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи), побуждают воспитанников к преобразующей (творческой) деятельности и сгруппированы нами в пятую группу. Роль педагога на этом этапе переходит в плоскость консультанта и помощника – возникает этап сотворчества, при условии доминирования роли ребенка.

Также необходимо предоставлять возможность воспитанникам танцевального творческого объединения как транслировать собственные интонационно-пластические интерпретационные и импровизационные умения, так и расширять личный экспрессивно лексический запас за счет репродуктивного воспроизведения интересных находок других детей. Пример задания: «Делай как я» – ребята сами выбирают ведущего, который становится перед ними и под предложенную педагогом музыку свободно самовыражается, максимально используя свои музыкально-ритмические возможности.

Следует отметить, что внешнее выражение хореографического образа передается через интонационно-пластические движения, жесты, позы и мимику. Владение основами актёрского мастерства обеспечивает неповторимость танцевальных образов. К блоку заданий шестой группы на развитие эмоциональной культуры входят упражнения мимической выразительности, воспроизведения естественных действий и процессов, овладение умениями пантомимического диалога с воображаемым партнером и т.д. Пример задания: «Маска, я тебя знаю» – воспроизвести мимикой и жестами эмоциональное состояние человека (удивление, печаль, радость, сомнение, готовность расплакаться, подозрение).

Третий – продуктивно-творческий – этап методики формирования хореографических творческих способностей направлен на предоставление возможностей самореализации младших школьников через свободный выбор музыкального сопровождения, разработки композиции танцевальных миниатюр, отбора соответствующих пластично--образных и выразительно-изобразительных средств для максимального раскрытия личностного творческого потенциала. Результаты этого этапа позволят выявить уровень сформированности хореографических творческих способностей младших школьников и зафиксировать референтность творческого вида деятельности в понимании себя как «Я-личность».

Принимая во внимание то, что создание танца, – процесс сложный и длительный, связанный с наличием сюжетной линии поведения, порядка действий и поступков героев, – ознакомление воспитанников с идейно-тематической структурой танцевального произведения необходимая составляющая формирования хореографических творческих способностей. Задания на ознакомление с основами сюжетно композиционной работы над танцевальными миниатюрами мы включили в седьмую группу заданий творческого характера. Овладение элементарными умениями построения хореографического этюда помогут воспитанникам удачно донести мысль. Также, эти задания позволят реализовать индивидуальные возможности каждого ребенка. Пример задания: «Оживи сказку» – за сюжетом известной детям младшего школьного возраста сказке («Муха-цокотуха») или стихотворения необходимо создать этюды каждой танцевальной партии.

Наличие в формулировке задания только одной структурной единицы композиционно-сюжетной линии побуждает воспитанников к логическому мышлению, что предусмотрено нами четвертым педагогическим условием. Пример задания: «Случилось однажды» – «Давным-давно за синими морями, за темными лесами жил король и была у него дочь Терпсихора. И вот однажды услышала она за дверью своей комнаты звуки, выглянула, а там…». Продолжение истории воспитанникам необходимо составить самостоятельно и реализовать в интонационно-пластической форме.

Вмешательство в творческий процесс педагога-балетмейстера должно быть опосредствованным. Только в сложных ситуациях, с помощью наводящих вопросов, он оказывает помощь в выстраивании «цепочки» действий. Интеграция хореографического и изобразительного искусства, по нашему мнению, целесообразна. Пример задания: «Модельер» – для законченности образа предыдущего творческого задания воспитанникам необходимо разработать эскиз костюма, нарисовать его на листе бумаги и разукрасить.

Творческие задания на обобщение опыта самовыражения (восьмая группа) целесообразно проводить в форме занятий-концертов. Успешность их проведения является результатом развития мышления, воображения и фантазии ребенка младшего школьного возраста,, сформированности его индивидуальных хореографических творческих способностей. В них воспитанники могут максимально самовыразиться, продемонстрировать полученные знания, умения и навыки, проявить индивидуальные творческие способности.

Результаты исследования и их обсуждение

Статистическая и аналитическая обработка экспериментальных данных апробированной методики формирования хореографических творческих способностей в условиях танцевальных самодеятельных творческих объединений заведений внешкольного образования показали, что уровень хореографических творческих способностей младших школьников вырос. По окончании исследования высокий уровень вырос на 8,31 % (с 15,74 % до 24,05 %), средний – на 15,81 % (с 33,76 % до 49,57 %), уменьшился на 24,12 % низкий уровень (с 50,5 % до 26,38 %).

Выводы. Нами выявлено, что развитые индивидуально-функциональные способности младших школьников являются позитивной предпосылкой, однако еще не гарантируют высокие творческие результаты в хореографической деятельности. У воспитанников, которые имеют высокий уровень базовых функциональных способностей, творческий потенциал без специального стимулирования развивается медленно или почти не развивается. Рост творческих способностей детей с невысоким уровнем хореографических способностей обеспечивается внедрением методики стимулирования творческой самореализации детей в ходе личностно-ориентированного обучения. Поэтапное включение младших школьников в творческую хореографическую деятельность позволяет выявить и раскрыть творческие возможности ребенка, поскольку гибкая стимуляция со стороны педагога на разных этапах организации процесса побуждает воспитанников к выявлению большей степени самостоятельности, оригинальности, творчества.


Библиографическая ссылка

Богута В.М. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-2. – С. 15-18;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4307 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674