Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЭКСПЕРТНЫХ СООБЩЕСТВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Горохова В.В. 1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
1. Проект ФЗ «О культуре в Российской Федерации» от 26 октября 2011 года. Статья 33. Согласование иных целевых программ с целевыми программами в сфере культуры.
2. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»
3. Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 г. N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».
4. Приказ Росохранкультуры № 251 от 02.12.2005 г. «Положение об экспертах Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по охране объектов культурного наследия».
5. Садохин А.П. Теоретико-методологические ресурсы культурологической экспертизы // Культурологический журнал. – 2012/3(9)
6. Гудима Т.М. Экспертиза законодательной деятельности – Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт. – СПб.: Астерион, 2011.
7. Назаренко М.А., Топилин Д.Н., Калугина А.Е. Квалиметрические методы оценки качества объектов в современных научных исследованиях//Успехи современного естествознания – 2013. – № 7. – С. 175-176.

В Российской Федерации экспертным сообществам государство определяет первостепенное значение: «федеральные, региональные и муниципальные целевые программы на стадии их формирования подлежат обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, финансируемой из бюджета соответствующего уровня» [1]. Субъектами государственной законодательной деятельности являются Президент, Правительство, Министерство Культуры, соответствующие комитеты Федерального Собрания, региональные и местные органы власти. В Федеральном законе от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ [2] и в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 569 [3] регламентируются объекты, субъекты, предметы и цели экспертизы, сроки ее проведения, заказчик экспертизы, требования, предъявляемые к экспертам (образование, стаж работы, квалификация), организация работы экспертной комиссии, условия аттестации экспертов, взаимодействие с международными организациями, порядок оформления заключения экспертизы, финансирование, назначение повторной экспертизы. «Деятельность экспертов по охране объектов культурного наследия обеспечивается Росохранкультурой при участии Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также региональных органов охраны объектов культурного наследия и специализированных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере объектов культурного наследия на основании соглашения между ними» [4].

В современном культурологическом законодательном пространстве помимо государственных органов власти активными акторами выступают многообразные эксперты и экспертные сообщества. Их основные рекомендации состоят в приведении формулировок разных законодательных документов к единообразию во избежание разночтения, создание государственной системы культурологической экспертизы, то есть приведение принципов, методов, технологий, понятийного аппарата к строгому регламентированию. Наиболее полно и профессионально разработана и представлена культурологическая экспертиза в трудах А.П. Садохина [5]. Недостаточное финансирование культурологических экспертиз на разных уровнях замедляет работу экспертов. Законодательно отсутствует положение об общедоступности объектов и предметов культуры, находящихся в частной собственности. Слабое привлечение специалистов-культурологов, экспертных сообществ к законодательной деятельности, особенно в моделировании результатов внедрения законодательных инициатив [6].

Государственные структуры упрекают экспертные сообщества в излишней декларативности и описательности. Рекомендуется экспертам-культурологам совмещать одновременно юридические и культурологические знания, усилить взаимодействия различных экспертных сообществ, активнее использовать новейшие методы исследовательской работы, в частности, применять квалиметрические методы при оценке какого-либо объекта, феномена, явления [7]. Приближающийся 2014 год – год Культуры создает условия для принятия закона «О культуре» и реализации законодательных инициатив с учетом рекомендаций экспертных сообществ.


Библиографическая ссылка

Горохова В.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЭКСПЕРТНЫХ СООБЩЕСТВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 165-166;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4473 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674