Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОЦЕНКА УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПОЛИТИКОЙ В ОТРАСЛИ И НАСЕЛЕНИЯ В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В АРМЕНИИ

Парфейников С.А. 1 Кошель М.С. 1 Габриелян Н.В. 1
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт
1. Affordability and Equity in Access to Health Services in Armenia: Is Progress Being Made? A Comparison of the Results of the 2006 and 2008 Armenian Household Health Expenditure Surveys, USAID, Yerevan, 2010.
2. Всемирная Организация Здравоохранения. Мироваястатистика здравоохранения – 2009.
3. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2000. – ВОЗ. Женева. 2000.
4. Макроэкономика и здоровье: инвестиции в здоровье в целях экономического развития. Доклад Комиссии по макроэкономике и здоровью. – ВОЗ. Женева, 2001.
5. Министерство здравоохранения РА, Статистический ежегодник Армении 2009

В мировом сообществе начался активный процесс установления приоритетов в здравоохранении, т.к. началось формирование осознания роли здоровья как одного из важнейших факторов развития общества, причем не только в социальном контексте, но и как фактора экономического развития общества.

Обеспечивая непрерывное воспроизводство населения страны, отрасль создает основной ресурс экономики – трудовой. Неоспорим тот факт, что здоровье дает возможности для личного роста и обеспечивает экономическую стабильность в будущем как семьям, так и отдельным лицам. С экономической точки зрения здоровье является ключевым составляющим человеческого капитала. Однако, наряду с благосостоянием отдельно взятых семей, здоровье населения в целом является важнейшим фактором, позволяющим повысить уровень жизни, способствовать экономическому росту и развитию экономики в масштабах всего общества. Таким образом, взаимосвязь между здоровьем населения, развитием общества и экономикой страны носит основополагающий характер. Последствия разрушения плановой экономической системы и активного внедрения рыночных отношений, а также возникновение социально-экономических трудностей переходного периода и развитие альтернативных форм предоставления медицинской помощи населению не могли не отразиться как на системе здравоохранения в целом, так и на структуре медицинских учреждений в частности. В результате состояние значительной части населения Армении ухудшилось и в настоящем характеризуется низким уровнем социальной, экономической и правовой защиты государства. Согласно официальной статистике в Армении в среднем денежные доходы на душу населения в месяц в 2012 году составили 28038 драмов, а потребительские расходы – 27667 драмов, в том числе 7955 драмов или 28,8 % на все услуги, включая здравоохранение. Более того, здесь приведены средние данные, однако, если учесть, что коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) в 2012 году в Армении составил 0,38, то картина будет выглядеть еще более печальной. Уровень государственного финансирования основных отраслей социальной сферы Республики Армения (РА) в несколько раз отстает от мирового. Понятно, что из этой незначительной суммы на все услуги в сфере потребительских расходов домашних хозяйств, невозможно выделить средства на удовлетворение даже минимальных потребностей в услугах здравоохранения. С одной стороны, очевидно, что даже самые богатые страны мира не могут на практике предложить населению все имеющиеся медицинские услуги, а с другой стороны, что система здравоохранения в Армении недостаточно развита из-за социально-политических и экономических проблем, существующих сегодня в стране, и что при сложившейся ситуации общество должно, но не может взять на себя больше ответственности за охрану здоровья граждан. Только на поддержание здоровья население РА тратит почти вдвое больше, чем государство. С одной стороны, расходы на медицинские услуги высокие и продолжают быстро расти, а с другой – ограничивается доступ к системе лечения, и сохранение здоровья становится не по карману значительной части населения. Двузначная цифра экономического роста Валового Внутреннего Продукта (ВВП), зарегистрированная в Армении за 2002-2008 годы существенно не увеличила государственные расходы на здравоохранение. И несмотря на незначительный рост государственного финансирования системы здравоохранения, и то, что с 2002 года рост бюджета на здравоохранение опережал рост госбюджета и реального ВВП, тем не менее инвестирование государством на нужды здравоохранения не достигло даже 1.7 % от ВВП что не недостаточно для обеспечения гарантированной бесплатной медицинской помощи даже социально уязвимым группам населения и, более того, ниже уровня того же показателя в некоторых бедных странах Африки и Азии. При том, что средний показатель в мире составляет 8,2 %, а по рекомендациям ВОЗ – 6-9 %. Этот объем обеспечивает потребность в финансовых ресурсах отрасли только около 30 %, а остальная часть оплаты медицинских услуг покрывается населением, почти не имеющим социальной защиты, в том числе обязательного медицинского страхования. Следует отметить, что по оценкам экспертов финансирование здравоохранения должно составить не менее 3 % от ВВП.


Библиографическая ссылка

Парфейников С.А., Кошель М.С., Габриелян Н.В. ОЦЕНКА УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПОЛИТИКОЙ В ОТРАСЛИ И НАСЕЛЕНИЯ В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В АРМЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 191-192;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4491 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674