Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гаркович А.Л.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукоова. – М. : Дрофа, -– 2002. – 416 с.
Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии : пос. для учит. – М. : Просвещение, 1978.
Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. -№ 1. – С. 13-23.
Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования/ В.И. Слободчиков. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. – М., 1997. – 176 с.
Улановская И.М. Что такое образовательная среда и как ее выявить? / И.М. Улановская, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 18-24.

В современном обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление подходов к системе образования, подготовке квалифицированных специалистов. Образованность общества всегда была, есть и будет важнейшим фактором социального, экономического и технологического развития каждого государства. Проблемаповышениякачестваобразованности приобретает все более актуальное значение, в связи с современным состоянием процесса образования, увеличением объема информации, усовершенствованием образовательных технологий, развитием дистанционного обучения, гуманизацией обучения, что не может не сказаться и на образовательной среде, в условиях которой происходит развитие, воспитание и обучение школьников. Особенно актуальна проблема реорганизации форм и методов работы со старшеклассниками, поскольку именно старший школьный возраст характеризуется активным развитием познавательных и творческих способностей, становлением научного мировоззрения, личностным самоопределением ребенка. В настоящее время идет активная дискуссия, посвященная рассмотрению вопроса о сущности и содержании учебно-воспитательного процесса, об условиях исреде, в которой происходит процесс обучения и развития, то есть образовательной среде, особенно в общеобразовательной школе, где у каждого школьника формируются основные компетенции, необходимые для освоения будущей профессиональной деятельности.

Сейчас в педагогической литературе приобрел широкое распространение термин«образовательнаясреда», которая, по мнению ученых-педагогов, является одним из основных факторов развития личности (Е. Бондаревская, А. Лукина, В. Веснин, М. Кларин, И. Левицкая, В. Ясвин и др.). Это понятие отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В определении дефиниции«образовательная среда» существуют различные точки зрения. Например, под образовательной средой понимается следующее: естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение школьника, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность учащегося; социально-психологическая, физическая среда школы, дома, улицы и т.д., в которой происходит жизнь ученика и учителя.

Образовательная среда, как обосновал Л.С. Выготский, создает зону ближайшего развития школьника, условия длятого, чтобыеголичностьнепрерывно менялась, развивалась, полноценно интегрировалась в общество и была нацелена на совершенствование личности.

Предлагаются различные классификации образовательной среды. Образовательно-воспитывающую среду изучали Л. Буева, Ю. Мануилов, Л. Новикова, И. Якиманская, В. Ясвин и др.; образовательное пространство – В. Докучаева, Л. Новикова, С. Савченко, В. Селивановаидр.; творческуюобразовательнуюсреду– В. Ясвин. И. Фурман, Д. Эльконин, А. Валицкая и др. выделяют развивающую образовательную среду, которая отображает в содержании образовательных программ модель познания в процессе исторического развития [3, 4, 5, 6].

Образовательная среда, по мнению ученых-педагогов является одним из основных факторов развития человека, которое является сложной совокупностью внутренних изменений ее психологической деятельности (восприятия, памяти, мышления, воли) и форм ее самореализации (знаний, умений, навыков). Происходит развитие в разностороннем взаимодействии всех факторов, одним из которых является внешняя развивающая среда.

Развивающая образовательная среда, по нашему мнению, представляет собой совокупность условий, организуемых администрацией школы, педагогическим коллективом при непосредственном участии учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности участников образовательного процесса.

Значение школьного курса химии обусловлено потенциалом этого предмета как фактора прогресса современного научного, промышленногоисельскохозяйственного производства. Важно своевременно формировать у учащихся устойчивый интерес и способности к химии. Поэтому в процессе преподавания химии важно акцентировать внимание не только на сознательном и прочном усвоении учащимися ведущих идей и основных понятийхимии, но иформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, умение самостоятельно добывать новые знания и проводить научные исследования, то есть в полной мере проявлять свою познавательную активность.

Изучение химии в общеобразовательных школах Украины начинается с седьмого класса и предусматривает формирование и развитие функциональных знаний, умений и навыков учащихся, т.е. тесно связанных с их практическим применением. Сейчас содержание программы по химии основывается на дидактическом принципе единства обучения, воспитания и развития. Ученики овладевают приемами мышления, деятельности, у них формируются навыки самостоятельно добывать информацию, планировать исследования, самосовершенствоваться.

При изучении химии школьники усваивают теоретический материал, химические понятия, теории, законы, правила, терминологию, номенклатуру веществ, их свойства и способы получения, изучают методы исследования, характерные для данной науки. В процессе усвоения формируются умения и навыки планировать и проводить эксперимент, решать творческие задачи, обобщать и систематизировать материал, делать выводы.

Основная задача учителя – не внесение в образовательную среду ученика все новых и новых компонентов, а организация свободного образовательного взаимодействия с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира. В результате взаимодействия  с окружающей средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания [4].

М.В. Зуева утверждает, что процесс изучения химии носит развивающий характер, а развитие учащихся – процесс непрерывный и многосторонний [2]. Она выделяет три направления развития личности школьников при изучении химии.

Первое связано с обеспечением глубоких и прочных связей по химии. Оно достигается при освоении учащимися законов, теорий, понятий, фактов на основе раскрытия логики раскрытия научных знаний, демонстрации возникающих при этом противоречий и путей их решения, иллюстрацией изучаемых понятий и теоретических положений конкретными примерами.

Второе связано с целенаправленной работой на формирование и развитие у школьников различных приемов мышления, особенно, таких как абстрагирование, сравнение, обобщение.

Третье нацелено на развитие личности ученика путем усложнения организации их познавательной деятельности от репродуктивной до продуктивной, отчастично самостоятельной до продуктивной с элементами творчества.

Ведущую роль в создании эффективной развивающей образовательной среды при изучении химии имеет проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эта деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить, анализировать, сравнивать, строить причинно-следственные связи, делать выводы.

Выделяют разные способы создания проблемных ситуаций на уроках химии:

  • учитель сообщает новую информацию, которая не соответствует изученным школьниками теориям, усвоенным законам и понятиям (растворы солей, продукта реакции нейтрализации, могут изменять окраску индикатора);

     

  • учитель показывает двойственность свойств некоторых соединений (амфотерность) или возможность проявленияоднимитем же веществом окислительных и восстановительных свойств;

     

  • учитель создает условия, в которых ученикинаоснованииизвестныхим закономерностей моделируют процессы, осуществить которые экспериментально

     

невозможно (на основе ряда активности металлов учащиеся могут сделать ошибочный прогноз о характере реакции щелочных металлов с растворами солей менее активных металлов);

    • учащиеся под руководством учителя выявляют противоположные свойства у веществ или процессов, принадлежащих к одной группе или типу (кислотные и основные оксиды) и др.

       

    • При организации развивающей образовательной среды нужно ориентироваться на формирование творческого, самостоятельного мышления школьников через проблемные, исследовательские, творческие задания, которые должны
  • сформировать высокий уровень развития приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, классификации;

     

  • создать условия для формирования высокого уровня активности, раскованности мышления, которые должны проявлятьсяввыдвижениибольшогочисла гипотез, установке множественности вариантов решения, свободе выдвижения нестандартных идей;

     

  • достичь высокого уровня организованности и целенаправленности мышления, которые должны проявляться в четкой ориентированности на выделение существенного в явлениях, использовании обобщенных схем анализа явлений, осознании собственных приемов мышления и контроля над ним [1].

     

В организации самостоятельной работы школьников значительное внимание следует уделять решению заданий и задач по разным разделам химии. Это дает возможность обеспечить осознанное усвоение понятий, законов, теорий, развивать умения активно пользоваться приобретенными знаниями для объяснения новых явлений и фактов. Главным условием является систематичностьпроведения таких самостоятельных работ при изучении каждой темы, каждого вопроса, а также постепенное нарастание их сложности.

Целесообразно предлагать учащимся задания на обобщение, классификацию, поискзакономерностей, комбинирование, построение причинно-следственных связей, решение экспериментальных задач и др.

Во время изучения нового материала в старших классах профильной школы значительное внимание уделяют самостоятельному проведению школьниками химических опытов, которое помогает развитию у них активной познавательной деятельности, формированию практических умений и навыков. Эффективнее проводить химический эксперимент в процессе беседы, во время самостоятельной работе с учебником, на семинарских занятиях, когда необходимо доказать какое-нибудь суждение. В конце изучение темы целесообразно проводить занятия, во время которых ученики проводят демонстрационные опыты с целью закрепления знаний, умений и навыков, выполняют доступные исследования, проекты, решают экспериментальные задачи.

Одним из эффективных методов формирования творческой познавательной активности школьников при изучении химии является исследовательский метод. Внесение элементов исследования в учебно-воспитательный процесс оказывает содействие формированию у школьников творческой активности, инициативности, любознательности и развивает мышление, потребность в самостоятельном поиске и открытиях. Исследовательский принцип обучения предусматривает такую организацию учебного процесса, когда ученики знакомятся с основными методами исследований, которые применяются в изучаемых науках, усваивают доступные элементарные методики и приобретают умения самостоятельно осваивать новые знания путем исследования процессов и явлений природы.

Особого значение в профильном обучении имеет научно-исследовательская деятельность школьников, которая включает в себя такие взаимосвязанные элементы: обучение учеников элементам исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества; научные исследования, которыеосуществляют ученики под руководством учителей. Содержание и структура научной деятельности школьников классов химико-биологического профиля обеспечивает последовательность ее средств и форм согласно логике и последовательности учебного процесса. Она определяется преемственностью методов и форм от младших классов к старшим, от одной дисциплины к другой, от одних видов работ к другим, постепенным осложнением заданий, переходом знаний, умений и навыков школьников на качественно новый уровень во время выполнения научной работы. Исследовательский метод в обучении предусматривает привлечение учеников к самостоятельному и непосредственномунаблюдению, на основе которых устанавливаются связи предметов и явлений действительности, делаются выводы, познаются закономерности. Он предполагает такую организацию образовательной среды, когда ученики знакомятся с основными методами научных исследований, осваивают доступные элементарные методики и приобретают умения самостоятельно добывать новые знания путем исследования процессов и явлений природы. Исследовательский метод организации учебного процесса в профильнойстаршейшколеактивизирует познавательную деятельность старшеклассников, вносит элементы профессиональной деятельности и формирование образа «Я». Он строится на взаимодействии субъектов (ученика, учителя, консультанта, родителей) на основе индивидуальных особенностей личности старшеклассников и свободного выбора ими образовательной траектории. Результатом такойорганизации учебногопроцессаявляется формирование у школьников необходимых исследовательских умений и навыков, которые являются неотъемлемой частью будущей профессиональной компетентности в разных сферах человеческой деятельности.

Особую роль в организации развивающей образовательной среды при изучении химии играют разнообразные формы внеклассной работы, направленные на подготовку учеников-ученых. Среди них можно выделить такие: предметные кружки, школьные научные общества, индивидуальная исследовательская деятельность школьников, конкурсы, игры, олимпиады, индивидуальные проекты. Химические кружки работают по разнообразной тематике и могут быть направлены на изучения методик синтеза неорганических и органических веществ, конструирование приборов, проведение интересных химических опытов, изучение химических процессов на местных производствах, проведение занятий по агрохимии, геохимии, биогеохимии, электрохимии. К внешкольным формам организации научной деятельности школьников относится Малая академия наук, привлекающая школьников Украины к научному творчеству.

Особенно результативной является такаяорганизациянаучно-исследовательской работы учеников по химии, когда школьники приобретают знания, умения и навыки самостоятельно. Опыт ученика является важным источником учебного познания. Педагог является организатором самостоятельного учебного познания школьников, когд авзаимоотношения ученик – учебный материал, ученик – ученик, ученик – учитель строятся как учебно-познавательные, в которых учитель является одним из источников информации. Итак, исследовательскаяориентация обучения предусматривает собственный опыт школьника, организованного педагогом. Основой такого усвоения есть целенаправленное формирование творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, поиска и определения личных смыслов и ценностного отношения. Опыт школьника является основой для наблюдений и рефлексии, которые составляют вторую фазу обучения. Наблюдения – основа для формирования абстрактных представлений и понятий (третья фаза активного экспериментирования), которые являются гипотезами и подлежат проверке, включая реальные условия (четвертая фаза). Каждая фаза цикла обучения требует определенных качеств, способностей и умений ученика. Первая фаза конкретного опыта требует способности к восприятию нового опыта. Вторая фаза рефлексивного наблюдения -способности к рефлексии над опытом, его интерпретации. Третья фаза абстрактной концептуализации -способности к целостному пониманию понятий и представлений, четвертая фаза активного экспериментирования-способности использовать свои теоретические представления для принятия решений, к решения проблем, которые, в свою очередь, ведут к приобретению нового опыта.

Итак, организация развивающей образовательной среды при изучении химии характеризуется необходимостью реализации специфических профессиональных задач педагогической деятельности, а именно: проектирование образовательного процесса, направленного на индивидуализацию обучения; усиление самостоятельного творческого поиска учеников, развитие умений и навыков исследовательской деятельности, использование, как традиционных, так и инновационных видов, форм, методов и средств обучения, которые учитывают индивидуальные особенности школьников; формирование у учеников ключевых компетентностей; применение методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, которые стимулируют самостоятельную работу учащихся, помогают самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентаций.


Библиографическая ссылка

Гаркович А.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 80-85;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4715 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674