Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОД ПОРТФОЛИО – ОЦЕНОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА

Ломакина Л.И. Породенко В.А. Травенко Е.Н. Быстрова Е.И.
1. Научная организация учебного процесса: учеб. пособие/ В.А. Белогурова.
-3-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАРМедиа. 2010. - 512 с.
2. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 11 – С. 149-153. URL: www. rae.ru/use/?section=content&op=show_ article&article_id=7981533 (дата обращения: 22.01.2013).
3 Прокопьев М.Н.. К вопросу об инновационном подходе в организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9 – С. 68-70.
4 Романцов М.Г., Сологуб Т.В. Педагогические технологии в медицине: Учеб. пособие. -М.: ГЭОТАР-МЕД. 2007. - 112 с.
5. Телеуов М.К. и др. Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность: навык постоянного самосовершенствования: -Методические рекомендации. -Караганда. - 2010.- 99 с.

Переход на стандарты третьего поколения в обучении студентов медицинского вуза обострил внимание педагогов к технологиям, которые сочетают личностный и деятельностный подход. Это особенно актуально в связи с тем, что средства, с помощью которых можно сформировать компетенции, обозначены как активные методы обучения [5], то есть, не конкретизирован их выбор.

Сегодня в качестве инновационного средства используют учебные портфолио («портфель индивидуальных достижений») студента -новый оценочный инструмент в условиях введения ФГОС ВПО 3-го поколения [3]. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения [2]. Современное содержание понятия «портфолио» включает в себя совокупность образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца; форму целенаправленной систематизации, непрерывной самооценки, коррекции результатов и достижений; средство самопрезентации и карьерного роста и др. [4]. Однако все исследователи сходятся в одном, что под портфолио понимается форма оценки и самооценки результатов обучения, рефлексия собственной деятельности студента и, в целом, технология обучения, направленная на реализацию компетентностного подхода [1], то есть портфолио содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.

Профессорско-преподавательский коллектив кафедры судебной медицины КубГМУ в процессе обучения студентов акцентирует внимание на такой компетенции, как «способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность» (ПК-4 для лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов).

Нами разрабатывается и внедряется в учебный процесс технология портфолио, которая позволяет осуществить такой методологический подход, как смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме и по данному предмету. Самое главное, на наш взгляд, что это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание и основан на компетентностном подходе.

Мы остановились на рефлексивном типе портфолио, позволяющего оценить результативность обучения студента в количественном и в качественном плане, а также может свидетельствовать о динамике личностного развития [4].

Для студентов стоматологического факультета, изучающих на 5 курсе судебную медицину и правоведение, нами разработана структура учебного портфолио, включающая в себя:

-общую информация о студенте (личные данные);

-информационные материалы из внешних источников (изученной литературы), краткиезаписидокладов, выступлений, ответовит. п. поизучаемымтемам;

-работы студента, выполненные в рамках учебной программы: образцы и продукты учебно-познавательной деятельности (конспекты лекций, выполненные задания по самостоятельной работе, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты решения ситуационных задач, выполнения практических работ, рефераты, доклады и другие материалы, характеризующие личные достижения данного студента и опыт его работы;

-работы студента, выполненные в порядке собственной инициативы, вне рамок учебной программы: творческие работы, участие в научных конференциях, конкурсах, грамоты, сертификаты, справки и другие свидетельства определенных достижений студента;

-самоанализ и самооценка процесса обучения;

-проектирование программы личностно-профессионального развития:

-заключение преподавателя, отражающее формирование ключевых компетенций обучаемого и допуск к зачету или самозачет.

Перед предъявлением портфолио преподавателю студент составляет оглавление, в котором перечисляет все элементы портфолио, и заключительную часть с выводами и самооценкой представленных работ.

Таким образом, мы реализуем отдельные функции портфолио: диагностическую (фиксирует достижения за период курации, отражает динамику развития студента), мотивационную (поощряет результаты студентов), рефлексивную (помогаетстудентупроводитьрефлексию собственной учебной работы), оценочную (служит формой обсуждения и самооценки результатов работы студента на лекции, практическом занятии), а также функцию целеполагания (реализует учебные цели).

Студенты, впервые оформляющие учебное портфолио, испытывают некоторые трудности, так как нет регламентированных вузом требований по оформлению, количеству работ и т. д. Каждый преподаватель нашей кафедры сам устанавливает требования или предлагает студентам выбрать из представленного списка нужные пункты, на основе которых они и создают свое учебное портфолио.

Мы считаем, что способность к формированию навыков самооценки является главным достижением применения метода портфолио, так как аспект развития, самоорганизации и контроля исключительно важен в профессиональной врачебной деятельности и даже в построении карьерной лестницы.

Кроме того, анализ и самоанализ в процессе решения ситуационных задач, обычно содержащих конкретные материалы по врачебным делам, реально формируют компетенции, связанные со способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок.

Отличную оценку получает студент, портфолио которого показывает развитое клиническое мышление, знания не только в изучаемой области, но и в других областях, имеются работы и достижения, выполненные вне рамок обязательной учебной программы. Особую ценность имеют свидетельства приобретенного клинического опыта, например, в виде описания интересных и редких клинических случаев с фото-и (или) видеоприложением.

Хорошая оценка присуждается портфолио, в котором наглядно продемонстрированы грамотно решенные задачи, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что студент обладает отличными знаниями в предметной области и способен применять полученные знания на практике, т. е. сформированы общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные программой дисциплин «Правоведение» и «Судебная стоматология».

Удовлетворительная оценка -выполнены только работы в рамках учебной программы.

В заключении следует отметить, что на современном этапе развития медицинского образования портфолио студента является одной из эффективных инновационных технологий, позволяющих объединить интеллектуальный и личностно-профессиональный компоненты обучения.


Библиографическая ссылка

Ломакина Л.И., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И. МЕТОД ПОРТФОЛИО – ОЦЕНОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 182-184;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4757 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674