Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Мельник Е.Г. Мельник М.Г.
1 Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
2 Арунянц Г.Г. Информационные технологии в медицине и здравоохранении: практикум.-Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 381с.
3 Сабанов В.И., Информационные системы в здравоохранении: учебное пособие /В.И. Сабанов, А.Н. Голубев, Е.Р. Комина. -Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 224 с.
4 Opyright © 2010 – 2013 Современные медиа-технологии в образовании и культуре.

Развитие современного общества, происходящие в нём перемены, задачи, стоящие перед системой образования, диктуют необходимость по-новому организовывать учебный процесс с оптимальным использованием новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Подготовка медицинских кадров сегодня немыслима без применения информационных технологий, предлагающих средства и приемы для решения поставленныхмедицинскихзадач. Вколледже проводится большая целенаправленная работа по информатизацизации учебных аудиторий и кабинетов. Отдел компьютерного обеспечения (технических средств обучения), который проводит эту работу, организован в 1995 году как структурное подразделение Ейского медицинского училища для решения комплекса задач, связанных с эксплуатацией компьютерного оборудования и программного обеспечения.

В настоящее время парк вычислительной техники содержит свыше 105 персональных компьютеров, 48 единиц оргтехники, 18 ед. мультимедийного оборудования. Имеется 3 компьютерных класса, библиотека, оборудованная персональными компьютерами (ПК). Все ПК объединены в компьютерную сеть с выделенным сервером предприятия и высокоскоростным выходом в Интернет по выделенной оптоволоконной линии. Организована защита рабочих мест от вирусных атак и сетевых угроз, проводится регулярное резервирование данных на случай отказа оборудования. Силами отдела разработаны собственные программные продукты:

• программный комплекс тестирования студентов, который построен на базе клиент-серверной технологии, что позволяет тестировать большие группы студентов, централизованно хранить комплексы вопросов по различным дисциплинам и результаты тестирования; позволяет эффективно оценивать уровень подготовки; комплекс представлен на XIV краевом конкурсе работников учреждений среднего профессионального образования «Лучший инновационный проект» в номинации «Совершенствование организации учебного процесса» и отмечен дипломом I степени;

• автоматизированное рабочее место «Портфолио студента» для централизованного ведения студенческого Портфолио в едином стиле.

Такая обеспеченность техническими средствами обучения позволяет успешно решать с помощью ИКТ комплекс важнейших задач учебного процесса:

Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.

Повышение продуктивности самоподготовки учащихся. Индивидуализация работы самого учителя.

Ускорение тиражирования и доступа кдостижениямпедагогическойпрактики.

Усиление мотивации к обучению.

Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

Обеспечениегибкостипроцессаобучения.

Внедрение ИКТ возможно в медицинском колледже на занятиях по учебным дисциплинам любого цикла. Каждого преподавателя волнует вопрос как привлечь внимание студентов к своему предмету и сделать материал более доступным для восприятия. Для этого необходима обработка большого объёма тематической информации и подборка наиболеедоступных, актуальныхматериалов, соответствующих Рабочей программе и календарно-тематическому плану, а также выбор технологий и приёмов обучения, наиболее эффективных для каждой конкретной темы и формы занятия.

При комплексном подходе к подготовке специалистов-медиков среднего звена приоритетными считаем технологии развивающего обучения, методы проекта и тренинга с обязательным постоянным использованием в учебном процессе информационно-коммуникационныхтехнологий.

Эффективность этого комплекса приемов обучения ярко прослеживается при изучении дисциплины «Фельдшер скорой медицинской помощи» (специализация) поспециальности 060101 Лечебноедело.

На лекционных занятиях, излагая материал по тому или иному состоянию, дает студентам право (возможность) в процессе самостоятельной работы готовить и представлять на семинарских занятиях сведения (сообщения, доклады, рефераты, презентации, статистические данные и т.д.) из различных источников с подробным их коллективным обсуждением, мультимедийным анализом и выбором наиболеерациональных вариантов информации. Конечным продуктом такой работы стало совместное составление инструктивно-методическихкарточекдля обучения и работы фельдшера выездной бригады«Скоройпомощи» с кратким этиопатогенезом, основными клиническими проявлениями, дифференциальной диагностикой, прогнозом, алгоритмами неотложной помощи при типичных и часто встречающихся неотложных состояниях (около семидесяти), тактикой фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи в каждом конкретном случае. В дальнейшем эти карточки составили основуучебно-методического комплекса по дисциплине «Фельдшер скорой медицинской помощи» (специализация), который успешно применяется для теоретической и тренажной подготовки студентов, контроля знаний и умений на занятиях и в процессе квалификационной практики, а также может быть использован в будущей практической деятельности.

По мнению студентов выпускного курса отделения «Лечебное дело» прошлого 2011-2012 года, такое сочетание технологий обучения, втом числеинформационно-коммуникативного, способствовало эффективному обобщению знаний и профессиональных компетенций практически по всем клиническим дисциплинам, позволило достичь высоких результатов на итоговой Государственной аттестации (из 32-х выпускников 531-й группы один аттестован соценкой «хорошо», остальные с оценкой «отлично»).

При такой системе обучения удается хорошо отслеживать личностные особенности студентов, своевременно организовать и обеспечить индивидуальную психологическую поддержку, корректировать познавательный процесс.

Такая схема обучения расширяет сотрудничество преподавателя и студентов, создает благоприятный психологический климат на занятиях, а студентам предоставляет возможность самостоятельно и творчески работать, способствует саморазвитию личности будущего специалиста медика с высокими профессиональными компетенциями, коммуникативной культурой и высоким творческим потенциалом.


Библиографическая ссылка

Мельник Е.Г., Мельник М.Г. ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 189-190;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4760 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674