Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ КАК БАЗОВОГО РАЗДЕЛА СТОМАТОЛОГИИ

Скорикова Л.А. Баженова Н.П. Ордули А.Н.

Необходимость изучения материаловедения как одного из важных модулей дисциплины «Стоматология» при подготовке врачей стоматологического профиля не вызывает сомнений. Это связано с тем, что в клинике ежедневно и ежеминутно врачи-стоматологи всех направлений работают со стоматологическими материалами. Материалы для стоматологии – это самые необходимые средства для врача, от правильности выбора которых, знания их свойств, химических, физических и технологических характеристик зависит положительный эффект или серьезное осложнение при неправильном применении. Чтобы разобраться во всем многообразии стоматологических материалов, понять, почему они обладают неодинаковыми свойствами, каким образом эти свойства проявляются при их применении, необходимо знать основы научного материаловедения.

До введения Государственного образовательного стандарта третьего поколения материаловедение не преподавалось отдельно, а являлось разделом дисциплины «Пропедевтика стоматологических заболеваний». Некоторые аспекты материаловедения студенты изучали на разных кафедрах: физики, химии, терапевтической и ортопедической стоматологии. Выделенное отдельным модулем в условиях модернизации высшего профессионального образования материаловедение позволило акцентировать внимание на задачах изложения проблем специальности.

На кафедре пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний материаловедение преподавалось в течение 2012 года, т.е. пройден полный цикл этого раздела. Студенты впервые знакомятся с материаловедением на 1 курсе во II семестре. Согласно учебному плану проведение занятий запланировано один раз в неделю. Начинается оно с проверки в тетрадях заданий для самостоятельной подготовки. Это позволяет преподавателю провести оценку возможностей каждого студента реализовать свой потенциал в последующей работе на занятии. Беседа по теме занятия со студентами выявляет неизбежные пробелы в теоретических знаниях. Основное время посвящено отработке практических навыков.

Успешность работы врача-стоматолога во многом зависит от качества подготовки по стоматологическому материаловедению, так как специальность, кроме теоретических знаний, предполагает мануальный компонент. Очень важно знать, какой материал или инструмент используется в процессе лечения. При этом методика преподавания не должна содержать рекомендаций по выбору лучшего материала. Однако она поможет студентам, будущим стоматологам овладеть основами материаловедения, а также дать представления о тех свойствах материалов, которые в большей мере относятся к их клиническому применению.

По результатам выполненной работы студенты отчитываются в конце занятия и получают по две оценки: одна за теоретические знания, вторая – за мануальные навыки. Сотрудниками кафедры составлено и издано методическое пособие к практическим занятиям по материаловедению, где подробно изложен необходимый материал, указан перечень мануальных навыков, усваиваемый на практической части данного занятия. На выделенном специально для материаловедения стендесодержится вся необходимая учебная информация.

Во II семестре обучение начинается с изучения стоматологического материаловедения как прикладной науки о материалах для стоматологии и основных свойств стоматологических материалов. Прикладная наука – это наука, находящая применение на практике. Непосредственная цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Следует указать, что целями изучения данного раздела является ознакомление студентов, будущих стоматологов с основными понятиями и представлениями материаловедения, используемыми в стоматологии, демонстрация общих характеристик материалов различной физико-химической природы, основные критерии, определяющие безопасность и эффективность применения материалов для лечения и восстановления в стоматологии.

Основной задачей стоматологического материаловедения является формирование у студентов способности использовать основные представления о свойствах материалов стоматологического назначения в своей практической деятельности, обеспечивающей, в конечномитоге, получение студентами необходимых знаний в данной области.

Для этого нужно проводить внимательное изучение взаимосвязи химической природы материалов и их свойств, имеющих первостепенное значение для применения в различных областях стоматологии, методов доклинической оценки физико-механических, химических, технологических свойств материалов, методов оценки биосовместимости и биоинертности материалов, системыпроверки и контроля качества стоматологических материалов, изучение терминологии в области стоматологического материаловедения.

Учебная программа делится на несколько разделов, в том числе касающихся использования материалов по каждой стоматологической специальности. После изучения общих основ студенты получают знания по составу, свойствам, технологиям применения металлов и сплавов, стоматологической керамике, полимерных и вспомогательных материалов в ортопедической стоматологии. Ряд занятий посвящен оттискным материалам, их классификации, составу, механизмам отвердевания, сравнительной оценке. Заканчивается обучение в этом семестре освоением технологических и манипуляционных свойств стоматологических цементов, композитных материалов химического и светового отверждения, используемых в клинике терапевтической стоматологии.

В III семестре на 2 курсе продолжается изучение предыдущего направления. Подробно осваиваются адгезивные системы для композитов, состав, свойства, технологии применения материалов для временных пломб, лечебных иизолирующих прокладок.

Аудитории кафедры имеют необходимое оборудование для проведения занятий по материаловедению. Кроме того, Центр практических навыков нашего университета предоставил специально для обучения студентов-стоматологов фантомный класс. Оноснащен современным оборудованием, инструментарием, есть полимеризационные лампы, вибростолик, формы для заливки моделей и др. Приобретены в достаточном количестве современные пломбировочные материалы (цементы, композиты светового и химического отверждения), оттискные массы в ассортименте. Студенты имеют возможность работать индивидуально, например, отливают фантомы из супергипса. Сотрудники Центра практических навыков регулярно обеспечивает восполнение израсходованных материалов, инструментария и др.

В конце семестра проводится тестовый контроль, охватывающий весь материал и позволяющий получить степень оценки знания модуля. В результате студент должен ориентироваться по основным механическим, физическим, химическим характеристикам, особые требования, предъявляемые к различным видам материалов, применяемых в стоматологической практике. Основным итогом изучения предмета должно стать осознание студентом и потенциальным врачом-стоматологом необходимости строгого соблюдения технологии применения стоматологических материалов, знаниеосновныхфакторов, влияющихна качество стоматологических материалов, знание основных групп стоматологических материалов, включенных в стандарты оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях, методик их применения.

Опыт преподавания материаловедения, как одного из базовых разделов стоматологии, позволяет сделать вывод о необходимости и своевременном включении в учебный процесс самостоятельного модуля «Материаловедение» дисциплины «Стоматология». Это обеспечит высокое качество подготовки специалистов с точки зрения более полной и последовательной реализации научных и методологических принципов, отраженных в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения.


Библиографическая ссылка

Скорикова Л.А., Баженова Н.П., Ордули А.Н. ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ КАК БАЗОВОГО РАЗДЕЛА СТОМАТОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 278-280;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4800 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674