Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Фазлыева Р.М. Максютова Л.Ф. Мирсаева Г.Х. Ибрагимова Л.А. Макеева Г.К. Мухетдинова Г.А. Мавзютова Г.А. Амирова Г.Ф. Камаева Э.Р. Филиппова О.В. Андрианова О.Л.
Научно-исследовательская работа (НИР) студентов является важной составляющей учебно-воспитательного процесса в вузе. Приобретение студентами навыков самостоятельного научного исследования является хорошим потенциалом для их дальнейшего профессионального роста, а также подготовки будущих научно-педагогических кадров. Безусловно, это требует дополнительных затрат времени, интеллектуальных усилий со стороны преподавателей и повышенных требований к организации их труда, чему способствуют педагогическое мастерство и высокий профессиональный уровень педагога, способного вызвать у студента интерес к изучаемому вопросу и научной проблеме. Большую роль играет мотивация студента на выполнение поставленной перед ним задачи. Таким образом, важным моментом в результативности НИР является пример и образ преподавателя как человека, умеющего организовать работу студента, выработать четкую систему контроля и поощрительных мероприятий. Вследствие того, что НИР является для студента особого рода сверхзадачей и требует от него, как правило, дополнительных усилий, следует непременно учитывать роль самосовершенствования, как определенного нравственно-психологического состояния, ориентированного на изменение и преодоление личностных особенностей и возникающих при работе препятствий. Процесс самосовершенствования является одной из конкретных форм связи между ценностно-мировоззренческими установками сознания и практикой человеческого поведения. Его можно определить также как процесс приобщения личности к ценностям и идеалам интеллектуального наследия с помощью самостоятельных усилий, в частности, научных изысканий. Наука становится не просто социальным институтом культивирования знания, а своего рода «образом» или «формой» жизни. Являясь одним из важнейших факторов и мерой духовного развития человека, наука формирует его способ мышления, характер деятельности. Особенное значение это суждение приобретает у молодого поколения, к сожалению, нередко лишенного стойких высоких нравственных убеждений и идеалов. Следует отметить, что развитие науки, как системы развивающегося знания, отличается от всех достижений культуры особой изменчивостью. Далеко не всегда научные открытия прошлого воспринимались и принимались обществом сразу и с должным доверием, обрекая научных исследователей на «вечный бой» доказательности. У наших студентов также вполне возможно возникновение на каком-то этапе НИР пессимистических настроений. Однако преодоление подобного настроя и формирование психологической установки на решение поставленных задач требуют от преподавателей понимания и четких методологических принципов. Необходимо понимать, что сущность человека социальна. Она не является раз и навсегда данной, она - открытая структура, подвергающаяся изменениям в соответствии с историческими преобразованиями форм человеческой деятельности. Самосовершенствование человека в общекультурном и профессиональном плане, представляет собой не что иное, как реальный способ бытия человека. Описанный выше философский подход к подготовке студентов и преподавателей к сущности самосовершенствования мотивирует молодое поколение студентов к научно-исследовательской деятельности, подразумевающей культурно-нравственное совершенствование.

В процессе выполнения студенческого научного исследования следует выделить несколько этапов. На начальном этапе студент проявляет искренний интерес к науке и обращается к преподавателю с неподдельным желанием провести научно-исследовательскую работу. В этот период важно ориентировать студента на углубленное изучение литературы по выбранной проблеме, обучить работе с источниками информации, умению выделять главное из литературного материала, грамотно составлять список литературы. На этапе составления базы научных данных формируются навыки четкого, внимательного, дисциплинированного и ответственного отношения к сбору клинического и лабораторного материала. Статистическая обработка полученных данных способствует расширению математических знаний студента. Всесторонне проведенный анализ полученного материала помогает развитию логического и клинического мышления, так необходимого в дальнейшей работе врача. Результатом описанного процесса является научный труд в виде публикации или доклада на конференции. Не менее важным является достижение чувства удовлетворения и долгожданной, заслуженной победы студента-исследователя. Несомненно, существенную роль на всех этапах этой работы играет научное и методическое руководство преподавателя.

На кафедре факультетской терапии БГМУ под руководством заслуженного деятеля науки РФ, профессора Р.М. Фазлыевой проводится активная научно-исследовательская работа, в том числе в рамках студенческого научного общества. Сотрудники кафедры факультетской терапии всегда готовы оказать всяческую помощь студентам, проявляющим интерес к науке. На кафедре активно работает студенческий научный кружок. Основными направлениями НИР студентов являются: изучение системы гемостаза и клинико-иммунологических нарушений при заболеваниях внутренних органов; изучение состояния центральной и внутрисердечной гемодинамики у больных артериальной гипертензией и ИБС; изучение перекисного окисления липидов и системы гемостаза у больных ХОБЛ и ХСН; изучение состояния здоровья и разработка программ реабилитации реконвалесцентов ГЛПС. Многие студенты, начавшие заниматься научными изысканиями со студенческой скамьи, в последующем стали аспирантами кафедры или научными соискателями. По результатам НИРС за последние 5 лет опубликовано 28 научных работ, сделано 18 сообщений на республиканских и российских научных конференциях. Материалы НИР студентов легли в основу 9 докторских и 19 кандидатских диссертаций. Особый научный вклад, внесенный учеными кафедры в изучение проблемы ГЛПС, стал основой формирования научной школы профессора Р.М. Фазлыевой, получившей заслуженное признание среди отечественных и зарубежных ученых. В 2009 году профессору Р.М. Фазлыевой были присвоены ученое звание члена-корреспондента Российской Академии Естествознания и почетное звание «Основатель научной школы». За вклад в развитие изобретательства Р.М.Фазлыева награждена медалью им. А.Нобеля.

В настоящее время НИР студентов на кафедре продолжает развиваться согласно новому Государственному образовательному стандарту (2009). Следует отметить, что интерес к научным исследованиям у нового поколения студентов не иссякает. Несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию в стране, они имеют значительно лучшие технические условия для выполнения НИР: неограниченный доступ к работе с литературой с использованием различных поисковых систем, составление электронной базы данных, современные высокотехнологичные методы обследования, широкие возможности лабораторных исследований и т.д.

Таким образом, НИР студентов является важной, необходимой составляющей современного образовательного процесса в вузе, требующей большой самоотдачи и самоусовершенствования преподавателей и студентов. Научный опыт и достижения профессоров, доцентов и ассистентов кафедры факультетской терапии представляют собой достойный пример и образец для подражания, основой к мотивации студентов в их самореализации в научно-исследовательской работе.


Библиографическая ссылка

Фазлыева Р.М., Максютова Л.Ф., Мирсаева Г.Х., Ибрагимова Л.А., Макеева Г.К., Мухетдинова Г.А., Мавзютова Г.А., Амирова Г.Ф., Камаева Э.Р., Филиппова О.В., Андрианова О.Л. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 90-92;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=481 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674