Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Балабекова М.Ж. 1, 1 Байсалбаева К.Н. 2
1 Алматинский гуманитарно-технический университет
2 Алматинская академия экономики и статистики
1. Образование на основе системы кредитных часов (Система кредитных часов, структура учебных программ и степеней, аккредитации вузов: опыт США). – Алматы, 2004. –11 с.
2. Европейская система перевода кредитов (ЕСПК): Руководство для пользователей [Текст]: – Алматы: Казак университеті, 2003. – 64 с.
3. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / С.Б. Абдыгаппарова Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.К. Кусаинов, Б.А. Мырзагалиев; с.м. Омирбаев; под общ. ред. Ж.А. Кулекеева, Г.Н. Гамаркина, Б.С. Абдрасилова. – Алматы: Казак университеті, 2004, –198 с.
4. Формы контроля знаний обучающихся в магистратуре на основе кредитной технологии: Методические указания для преподавателей / Ж.Д. Дадебаев, Н.А. Асанов, К.Б. Уразаева, А.К. Оспакова, Ж.Х. Ташмухамбетова, Р.Ш. Бегимтаева. – Алматы: Казак университеті, 2003. –45 с.

На основе внедрения кредитной технологии обучения в преподавании «Компьютерной графики» для студентов технических специальностей возникает необходимость разработки концепции обучения данного предмета. Для этого необходимо провести сравнительный анализ традиционных и кредитных систем обучения дисциплин «Компьютерная графика».

Традиционная организация обучения студентов (конспект лекции и система индивидуальных заданий) – это прямой и хорошо зарекомендовавший себя путь одинакового количества лекционных и практических занятий в неделю. За 17 недель получается 34 часа лекций, 34 часа практики. А в условиях кредитной технологии обучения курс «Введение в компьютерную графику» изучается в количестве 3 кредита (135 часов). Из них 30 часов лекций, 15 часов лабораторных работ, 45 часов самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП), 45 часов самостоятельная работа студентов (СРС). Эти результаты перенесем на табл. 1.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в кредитной технологии обучения на практическую работу отводится 78 % из отведенных часов на изучение дисциплины, а в традиционной системе дается всего 50 %. Особая роль в кредитной системе обучения отводится самостоятельной работе студентов, на которую тратится в два раза больше времени, чем на лекционные и семинарские занятия, что и является отличительной чертой данной системы.

Таблица 1

Сравнение традиционных и кредитных систем обучения в разрезе часов

Наименование дисциплины

Количество лекций в традиционном обучении

Количество лекций в кредитной технологии обучения

Количество практики в традиционном обучении

Количество практики в кредитной технологии обучения

Введение в компьютерную графику

34 часа

30 часов

34 часа

105 часов

В процентах

50 %

22 %

50 %

78 %

«Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента в бакалавриате» [1]. То есть общий объем часов самостоятельной работы студентов очной формы обучения в бакалавриате составляет 66 % от общей трудоемкости дисциплины.

В кредитной системе обучения выделяются два вида самостоятельной работы студентов: СРС и СРСП. В свою очередь самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя имеет две формы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная форма СРСП предполагает работу обучающихся с учебником и первоисточником, выполнение групповых заданий, индивидуальную аналитическую деятельность в рамках поставленной задачи. СРСП проводится по каждой дисциплине в течение всего академического периода согласно графику с указанием даты, времени, аудитории и тьюторов. Организация занятий в рамках СРСП по компьютерной графике предполагает:

  • проведение СРСП в форме консультаций с целью повышения уровня подготовленности обучающихся, имеющих низкий текущий рейтинг;
  • выдачу заданий на семестровые и курсовые работы и контроль их выполнения.

Таким образом, основной задачей самостоятельной работы студентов является приобретение студентами навыков работы с научной и методической литературой, самостоятельный поиск информации, что должно способствовать развитию научно-исследовательских и творческих способностей.

Из этого анализа можно сделать вывод, что внедрение кредитной технологии обучения, как отмечают многие ученые, должно быть направлено на решение главной задачи – повышение качества подготовки специалиста, отвечающего требованиям мировых стандартов.

В современной казахстанской литературе дается единая трактовка понятия «кредит» (Credit, Credit-Hour), под которым понимают «унифицированную единицу измерения объема учебной работы обучающегося/ преподавателя». Один кредит равен одному академическому часу (50 минут) аудиторнoй работы обучающегося в неделю на протяжении семестра (15 недель), при этом каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате [2].

В отличие от традиционной (линейной) системы обучения, которая предполагает, что обучающиеся изучают дисциплины образовательной профессиональной программы строго последовательно в установленном объеме и в определенные сроки, кредитная система обучения является нелинейной, то есть позволяет студентам индивидуально планировать последовательность образовательного процесса [3]. Таким образом, непосредственное участие обучающегося в формировании индивидуального учебного плана является ярким признаком новой образовательной системы. В официальных документах РК индивидуальный учебный план определен как «документ, составляемый ежегодно самостоятельно студентом на учебный год на основании рабочего учебного плана, содержит перечень учебных дисциплин, на которые он записался, и количество кредитов или академических часов» [4].

Форма оценки кредитной технологии обучения – балльно-рейтинговая (блочно-рейтинговая) система контроля и оценки знаний студентов (БPC), которая предполагает проведение текущего, рубежного контроля, контроля за выполнением самостоятельной работы и итогового контроля / промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации. Удельный вес указанных форм контроля определяется каждым высшим учебным заведением самостоятельно. При этом на рубежный контроль рекомендуется отвести 60 %, на итоговый контроль – 40 % от общей суммы итоговой оценки. Не останавливаясь на описании каждого вида контроля, отметим, что в целом рейтинговая система позволяет отслеживать продвижение каждого студента в течение семестра, его индивидуальный темп, слабые и сильные стороны.

Резюмируя, отметим, что вышеуказанное описание кредитной системы обучения обозначило ее существенные отличия от традиционной как в организационном плане, так и в способах оценки эффективности педагогического процесса. Чтобы проиллюстрировать различия между традиционной системой обучения и кредитной, приведем в табл. 2. результаты проведенного нами анализа данных систем.

Таблица 2

Сравнительный анализ традиционной и кредитной систем обучения

Традиционная система обучения

Кредитная система обучения

На уровне взаимоотношений преподавателя и студента

Студент – объект, «переработчик информации». Его субъектность чаще всего только декларируется. Преподаватель – субъект, активно действующее лицо.

Студент – субъект, инициативно и ответственно действующее лицо. Преподаватель – консультант, помощник, «организатор сети», «толкователь правил»,

На уровне принципов

Сознательность и активность требуют выработки у учащихся самостоятельного подхода к изучаемому материалу; сознательное усвоение знаний.

Доступность – выбор содержания образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Наглядность – широкое развитие и применение учебно-наглядных пособий.

Профессиональная направленность – через содержание учебной деятельности, в которую заложены основы профессиональной деятельности.

Сознательность и активность учащихся, сопряжены с максимальной индивидуализацией обучения; осознанное использование приобретенных знаний на практике; мобилизация операционной и мотивационной активности с помощью балльно-рейтинговой системы оценки знаний.

Доступность обучения предполагает построение индивидуальной траектории обучения на основе выборности дисциплин.

Наглядность в сочетании с постоянным применением компьютерных и информационных технологий, полное обеспечение необходимыми учебными и методическими материалами в печатной и электронной формах.

Профессиональная направленность –целенаправленное моделирование предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности в процессе учебной;

На уровне контроля и анализа

Централизованный и многоуровневый контроль преподавателя; контроль направлен на репродукцию знаний и умений.

Самоконтроль и самоанализ работы студентов приоритетен. Контролируемая самообразовательная деятельность.

Теоретические результаты обучения предполагают знание и умение применять в практической деятельности компьютерную графику, знание и понимание контекста (основных тенденций развития графической информации; технологических разработок в сфере специализации; финансовых, деловых и правовых аспектов профессии, связанных с компьютерной графикой).

Таким образом, выяснены концептуальные основы обучения студентов вуза компьютерной графике в условиях кредитной технологии:

  • определено содержание дисциплины «Введение в компьютерную графику»;
  • уточнена цель обучения студентов компьютерной графике – активизация креативной деятельности и учет индивидуальных предпочтений обучаемого, формирование готовности специалиста к решению профессиональных задач в области компьютерной графики. Подготовка конкурентоспособного специалиста в области компьютерной графики, обладающего профессиональными компетенциями, творческими способностями и др. Профессиональные компетенции: применять профессиональные знания в области информационно-аналитической деятельности; разрабатывать стратегии развития организации деятельности социальных служб в организации социальной работы. Универсальные компетенции: самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности.
  • обозначены планируемые результаты освоения дисциплины: применять знания по представлению информации различными типами графических объектов в процессе создания деловой документации; применять художественно – творческие методы и подходы при создании графических объектов; применять знания и методы моделирования и проектирования при проведении проектных работ.

Теоретическая часть курса «Компьютерная графика» строится на основе раскрытия содержания компьютерной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение студентами навыков использования средств графических редакторов.


Библиографическая ссылка

Балабекова М.Ж., Байсалбаева К.Н., Балабекова М.Ж. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 120-123;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4854 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674