Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОЛИМПИАДА ПО ПЕДАГОГИКЕ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Кундозерова Л.И. Гуревич Л.И. Бойченко Г.Н.
Одно из важнейших направлений модернизации отечественной системы педагогического образования - повышение качества подготовки студентов педагогических вузов путем реализации компетентностного подхода в образовательно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности. В процессе обучения в педагогическом вузе будущий учитель должен овладеть системой профессиональных компетенций, включающих как общепрофессиональные компетенции, так и компетенции в области педагогической, научно-исследовательской, методической, управленческой, проектной и культурно-просветительской деятельности [1; 3].

Основной целью проведения вузовской олимпиады по педагогике как активной формы обучения, воспитания, развития и подготовки к будущей педагогической деятельности является выявление и поддержка талантливых, творчески работающих студентов. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • актуализация и развитие общекультурных, профессионально-педагогических и информационно-коммуникационных компетенций в структуре профессиональной компетентности будущего учителя;
  • раскрытие и рост творческого потенциала студентов и создание условий для творческой самореализации их личности;
  • содействие становлению гуманистической позиции будущих педагогов;
  • развитие интереса к инновационным формам и методам образования, востребованных в обществе знания, в котором творчество и инновации реализуются в модели «проект-команда-рефлексия» [2].

Рассмотрим содержание разработанного нами проекта олимпиады по педагогике инновационного типа, которая была проведена в Кузбасской государственной педагогической академии между командами студентов различных факультетов.

Олимпиада включает три тура. Задание первого тура (заочного) предполагало разработку командами - участниками олимпиады творческого проекта по созданию и публикации в сети Интернет интерактивного веб-сайта, отражающего результаты выполнения их домашнего задания. Основные разделы веб-сайта команды:

В первом разделе сайта «Информация о команде» необходимо было раскрыть следующие аспекты: название и девиз команды, персональные данные каждого из участников и их роли в команде, педагогическое кредо команды. Оценка данного раздела осуществлялась по следующим параметрам:

  1. «Педагогическое Я» (оригинальность презентации членов команды; системность оценки своей профессионально-педагогической компетентности);
  2. «Мы - команда!» (широта ролевого репертуара членов команды; компетентностный профиль команды);
  3. «Наше педагогическое кредо» (знание мира детства и понимание ребенка; видение современных проблем воспитания и обучения; экспликация ценностных ориентаций личности и команды в сфере выбранной профессиональной деятельности).

Во втором разделе сайта «Наш факультет - творческая среда» команда должна была спроектировать концептуальную модель компетентностного профиля выпускников факультета, представляемого командой, готового к профессиональной деятельности в инновационном образовательном учреждении. Этот раздел оценивался по параметрам:

  1. «Творческая среда факультета» (учебные достижения студентов; научные достижения студентов; участие студентов в волонтерских движениях; достижения студентов в культурно-просветительской сфере);
  2. «Связь факультета с инновационными образовательными учреждениями» (модели взаимодействия студентов с учителями и учащимися; востребованность выпускников в образовательных учреждениях инновационного типа).

Третий раздел сайта команды «Портфолио инновационного образовательного учреждения» раскрывает результаты проведенного командой исследования по анализу педагогического опыта инновационных образовательных учреждений Новокузнецка. В портфолио должны быть представлены сущность и содержание инновационных процессов в педагогической системе выбранного образовательного учреждения (детский сад, детский дом, дом творчества, средние образовательные школа, профессиональный колледж, профессиональный лицей). Параметры оценки третьего раздела:

  1. «Инновационная характеристика образовательного учреждения» (обоснованность выбора командой представляемого образовательного учреждения; концепция инноваций образовательного учреждения; уровень развития и внедрения инноваций в образовательном учреждении);
  2. «Портфолио инновационного образовательного учреждения» (сущность и содержание инноваций в учебно-воспитательном процессе; учителя-новаторы; инновационный потенциал образовательного учреждения; результативность внедрения инноваций).

В процессе выполнения заданий первого тура (заочного) студенты, самостоятельно разрабатывая творческий проект, овладевают компетенциями в области использования инновационных информационно-коммуникационных образовательных технологий. Интерактивный веб-сайт команды проекта как итоговый образовательный продукт выступает формой их профессионально-педагогического самовыражения и характеризует уровень культуры научно-исследовательской деятельности, научно-методической работы и профессионально-педагогической культуры участников олимпиады.

Второй тур - теоретический, в ходе которого оцениваются педагогические знания студентов по результатам индивидуального тестирования. Вопросы теста соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Педагогика» и включают вопросы обучающего, сопоставительного, оценочного и сравнительного характера. Кроме того, в тематику тестовых заданий включены вопросы предпрофильной и профильной подготовки школьников и реализации многоуровневой системы педагогического образования.

Третий тур олимпиады ‑ театрализованное представление «Педагогика в лицах». Каждой команде предоставляется возможность представить в театрализованной форме его жизненный путь, педагогическую концепцию и вклад в педагогическую науку известного ученого-педагога. В данном туре участники команды должны продемонстрировать педагогический артистизм и владение компетенциями в сфере театральной педагогики.

Таким образом, участие студентов в предметных олимпиадах способствует не только формированию знаний, умений, навыков и развитию личностных качеств, но и агрегированию отдельных компетенций в систему более высокого уровня организации, отражающую профессиональную компетентность будущего учителя.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 55 с.
  2. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.
  3. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО нового поколения. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/okso_fgos.plx?substr=&qual=0

Библиографическая ссылка

Кундозерова Л.И., Гуревич Л.И., Бойченко Г.Н. ОЛИМПИАДА ПО ПЕДАГОГИКЕ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 82-84;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=488 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674