Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Роздольская И.В. 1 Яковлева Л.Р. 1
1 АНО ВПО «Белгородский университет кооперации
1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Теплов В.И. Проблемы и направления совершенствования подготовки кадров для кооперации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2007. № 2. С. 3-6.
3. Теплов В.И. Роль духовных ценностей в гуманизации образовательного пространства // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005.№ 1. С. 3-9.
4. Третья промышленная революция // Мир науки и техники. – 27 сентября, 2012.

Происходящие в условиях российской действительности социально-экономические процессы обусловили необходимость формирования и развития информационного пространства как фактора глобальных изменений и соответственно актуализации роли знаний в экономике. Современный период, связанный с развитием инновационных технологий (в особенности трёхмерной печати), многие специалисты рассматривают как начало Third Industrial Revolution (TIR). Разделяя мнение экспертного сообщества, мы считаем, что третью промышленную революцию следует рассматривать как концепт развития человечества с учетом имеющихся проблем экологии, истощения биоресурсов и традиционных источников энергии. Автором данного направления считают американского экономиста и эколога Джереми Рифкина [4].

На наш взгляд, новый уровень технологий может изменить не только бизнес-среду, но и другие сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и образование. В связи с тем, что управление является непременным условием эффективности любой деятельности, потребуется обновление содержания высшего менеджмент-образования. В первую очередь, это разработка и освоение новых учебных дисциплин, связанных с повышением результативности управления, диагностикой и настройкой бизнес-процессов, использованием современных информационных и управленческих технологий в практике российских фирм, и их методического обеспечения.

По нашему мнению, целью образовательной деятельности вузов в рыночных условиях должно быть повышение образовательных результатов, к которым следует отнести развитие необходимых, востребованных практикой навыков и компетенций современных специалиста на основании перманентного непрерывного образования. Достижение государственных целей, определяемых в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1], невозможно без качественного изменения результатов профессионального образования, так как требуется сместить акценты в образовании с уровня освоения учебного материала на развитие основных профессиональных навыков и компетентностей.

Следует отметить, что в теории и практике управления исторически сложился подход к подготовке и набору персонала на основе описания функций должностей и квалификационных требований. Однако многие руководители осознают, что ориентация только на оценку выполнения должностных обязанностей в современных условиях недостаточна, так как не позволяет оценить потенциал работника, а, соответственно, и максимальное использование всего арсенала имеющихся в организации человеческих ресурсов. Поэтому сегодня, в условиях инновационно-ориентированной экономики, руководители отдельных российских организаций стали уделять внимание созданию внутрифирменной модели компетенций, которая предусматривает разработку моделей компетенций для различных категорий персонала (должностей) организации. Форматами описания компетенций во внутрифирменных документах могут стать модель рабочего места, профессиограмма, квалификационные карты, а также традиционная или расширенная должностная инструкция.

В соответствии с разработанными моделями, работодатели хотят иметь в организации персонал, имеющий стратегическое мышление и соответственно способных видеть перспективные направления развития, квалифицированно решающий профессиональные задачи в сфереуправления в условиях динамично изменяющейся внешней среды, обладающий высокой профессиональной мобильностью, умеющий гибко и самостоятельно ориентироваться в накопленном объеме информации и знаний; творчески ориентироваться в научно-технической литературе. Это существенным образом затрагивает всю систему образования, в том числе профессионального.

Во-первых, это повышение качества образовательных услуг. От качества преподавания маркетинга и менеджмента, на наш взгляд, зависит, прежде всего, формирование у студентов экономического мышления. По нашему мнению, формат «информирующего обучения» позволяет решать данную задачу. Поэтому при разработке образовательных программ по различным направлениям подготовки учитывается, что современные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, не только определяют необходимый формат содержания учебного материала, но и предоставляют широкий диапазон возможностей для реализации междисциплинарных подходов при формировании компетенций будущих специалистов.

Во-вторых, это участие преподавателей университетов в разработке моделей компетенций для различных категорий персонала (должностей) организации в форме научного сотрудничества и партнерства в рамках функционирования базовых кафедр университетов, создаваемых на платформах хозяйствующих субъектов. Мы считаем, что накопленный опыт позволит преподавателям вуза разработать и внедрить в учебный процесс практико-ориентированный семинар «Школа менеджерских компетенций», апробация которого также может быть осуществлена на базовой кафедре. Особенную актуальность, по нашему мнению, данная проблема приобретает в соответствии с планируемым переходом от должностных инструкций к профессиональным стандартам.

Качество экономического образования зависит от множества факторов, и, прежде всего, от используемых в процессе обучения педагогических технологий. Несомненно, что в условиях отечественной образовательной системы приоритетными должны быть инновационные технологии интерактивного характера, позволяющие активизировать учебный процесс – семинары-тренинги, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы и другие. Следует отметить, что использование этих форм на занятиях невозможно без использования технологий обратной связи, включающих послеигровые дискуссии, рефлексии, дебрифинг и др. На наш взгляд, имеют место тесные связи между инновационными технологиями интерактивного характера в образовании и практикой менеджмента организации. Прежде всего, их объединяет принятие коллективных решений. В этой связи использование практического опыта управления при разработке методического обеспечения учебного процесса является весьма насущной задачей. Переход в образовательной деятельности на новые методы и технологии возможен на основе инноваций и инновационных технологий. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют создания соответствующей информационно-образовательной среды. При этом сохраняется необходимость диалектического сочетания фундаментальности подготовки специалистов и его практической направленности.

Таким образом, стратегическим направлением развития менеджмент-образования является партнерство с работодателями, которое позволит активно использовать практикоориентированный подход в процессе обучения студентов.


Библиографическая ссылка

Роздольская И.В., Яковлева Л.Р. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 181-182;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4897 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674