Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ (IX – НАЧАЛО XXI ВЕКОВ)»

Сидненко Т.И. 1
1 Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет

Курс предполагает изучение и анализ влияния форм правления, форм государственного устройства и форм политического режима на способы организации и осуществления государственной и муниципальной власти. Особое внимание обращено на изучение иерархии форм и методов воздействия и обусловленности системы государственного и муниципального управления: структурой государственного аппарата – распределением ветвей власти – формой государства. Студенту дается последовательное объяснение специфики государственного и муниципального управления, как процесса регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти (зонами управления).

В курсе уделяется специальное внимание факторам, влияющим на процесс управления. Особенно выделяется личностный фактор, внутренняя мотивация в проводимых преобразованиях, что представляет непосредственный интерес для выработки базовых компетенций будущих специалистов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Экономика». Приобретенные навыки работы с историческими документами социально-правового, финансово-судебного характера могут быть использованы студентами в их практической деятельности по специальности.

Автором обращается внимание на тот факт, что центральной проблемой исследований по истории государственного и муниципального управления России является проблема модернизации. Ученые рассматривают ее как средство решения не только «вечных» вопросов (крестьянского, геополитического, национального и др.), но и новых проблем современного реформаторства: переход от плановой экономики, командно-административных методов управления к рыночному механизму регулирования социально-экономическими отношениями; сохранение национальной самобытности и социальная защита граждан, создание служб социальной помощи и координация их работы; поддержка образования, науки, культуры, нравственного и культурного возрождения; интеграция России в мировое сообщество при обеспечении национальной безопасности страны; защита прав человека и обеспечение его безопасности, жизни, прав собственности.

Особенно подчеркивается, что современная деятельность государства нуждается в глубоком научном осмыслении. Актуальность рассматриваемой учебной дисциплины не ограничивается ее политическим и научным значением, но представляет профессиональный интерес для студентов, будущих менеджеров государственной службы и финансистов.

В пособии выделяются аспекты, связанные с рассмотрением места и роли человека в системе государственного и муниципального управления (человеческий фактор). Исторический опыт местного самоуправления России, например, общины как субъекта самоуправления и основы народной жизни, история земств, опыт русской муниципальной школы представляют интерес для широкой общественности, т.к. способствуют созданию современных эффективных механизмов обеспечения прав человека.

Генеральной линией проводится идея толерантности как специфичной черте единой русской культуры – культуры универсальной и терпимой к культуре других народов, которая в своей основе была предана идее свободы личности, реализуемой в государственном управлении на разных исторических стадиях развития и закрепленной в общественном сознании.

Пособие состоит из: введения, 2-х разделов, состоящих из особых блоков (национально-культурно-правовых типов государственного управления), рекомендаций к освоению материалов, приложение 1 (перечень вопросов для подготовки к научно-теоретическим семинарам), приложение 2 (перечень проверочных тестов), приложение 3 (имитационные методы обучения с моделированием профессиональных навыков), список вопросов к рефератам и зачету, правила оформления и критерии оценки, список основной и дополнительной литературы.

В данном пособии студентам предлагаются:

– индивидуальные и общие задания с применением активных форм обучения, нацеленные на активизацию восприятия лекционного теоретического материала;

– информация по дисциплине не в готовом виде, а с использованием информационно-развивающих методов по работе с историческими источниками, нормативно-правовой литературой, справочной литературой. Данная методика позволяет проводить семинарские занятия в форме учебной дискуссии, что предполагает самостоятельную работу как в аудитории, так и дома. (Практические задания с использованием хрестоматии);

– проблемно-поисковые методы в освоении лекционного материала и отработке на семинарских занятиях. Задания из проблемно-аналитических блоков (Приложение 1) предоставляют студентам возможность выдвигать гипотезу, формировать возможные пути ее решения, совместно обсудить ход и результат решения. Анализ конкретных исторических ситуаций, с привлечением разнообразного историко-культурного и социально-правового материала содействует выработке навыков анализа, альтернативных путей решения, оценке событий, осознанию оптимального решения для определенной исторической ситуации и формулированию программы действий. Данный метод сочетает индивидуальную работу студентов с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы.

Предлагаемое учебное пособие составлено с использованием историко-сравнительного, антропологического, структурно-аналитического подходов к освоению исторического материала, в контексте осмысления современного уровня развития исторической науки. Приоритетное значение уделяется изучению роли и места отдельных государственных и муниципальных учреждений, освещению важнейших реформ и контрреформ в государственном аппарате, специфике управления в регионах, организации государственной службы, делопроизводства, принципам государственной политики в определенные временные периоды, анализу роли выдающихся государственных деятелей в становлении и развитии российской государственности.

Методические рекомендации при подготовке к семинарским занятиям, тематика вопросов составлены с учетом необходимости выработки особых умений и навыков студентов использования усвоенного исторического материала, как инструмента для моделирования и прогнозирования новых форм, методов, принципов и структур управления в различных сферах деятельности, с учетом исторической эволюции России и особенностей этнокультурного развития отдельных регионов.

Предлагаемое пособие содержит обстоятельный методический аппарат. Контрольные вопросы и задания составлены с учетом новейшей монографической, справочной, библиографической, методической литературы. Справочные материалы предназначены как для подготовки к семинарским занятиям, так и для написания рефератов, подготовки выступлений на заседаниях Студенческого научного общества, конференциях, проводимых в вузах.

Материал пособия соответствует ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Экономика». Он также может быть использован студентами вузов других специальностей, изучающих историю российской государственности в различных аспектах. Издание адресовано студентам, преподавателям вузов, широкой публике, интересующейся историей Отечества.


Библиографическая ссылка

Сидненко Т.И. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ (IX – НАЧАЛО XXI ВЕКОВ)» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 183-184;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4899 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674