Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УЛИЦА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ В КОНТЕКСТЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Канавская В.В. 1 Михайлова Т.Л. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р. Е. Алексеева
1. [1] Новости туризма //www.wise-travel.ru / news.
2. [2] http://www.opentextnn.ru/space/nn/nb/?id=145
3. [3] http://www.booking.com http://ostrovok.ru/
4. [4] http://www.rg.ru/2012/10/30/zp-site.html

Современная инфраструктура размещения Нижегородской области представлена более 200 коллективными средствами размещения. Доля региона в общем количестве коллективных средств размещения в Российской Федерации составляет примерно 2,1%. В Нижнем Новгороде имеется более 50 единиц размещения: гостиницы, отели, мини-отели, хостелы. Необходимо отметить, что гостиницы: «Волна», «Александровский сад», «Гранд Отель Ока Премиум» в соответствии с новой национальной системой классификации прошли аттестацию на категорию «четыре звезды», пять гостиниц – «Azimut Hotel», «Маринс Парк Отель», «Гранд Отель Ока Бизнес», «Николь», «Ибис», согласно системе классификации имеют категорию «три звезды» [1]. Также ведется реконструкция и строительство ряда новых гостиниц. Среди средств размещения пользуются мини-отели, например отель-кафе «Шато, открылся всего два года назад, а уже сформировал постоянную клиентскую базу. Поскольку город обладает данными ресурсами, а соответственно и богатым туристским потенциалом, то необходимо рассматривать развитие концепции гостеприимства города как туристского центра России. Возрождение традиций, обычаев и сохранение культурно-исторического наследия позволит развивать индустрию гостеприимства в Нижнем Новгороде. Пример улицы Рождественской – вариант развития концепции гостеприимства Н.Новгорода.

Рождественская улица – это одна из старейших улиц Нижнего Новгорода, являющаяся своеобразным «хранилищем-резервуаром» различных исторических пластов истории, аккумулирующих соответствующие этим пластам смыслы. «Разволшебствление» этих смыслов – дело непростое, требующее прикосновения не только профессионалов, но и формирования нового субъекта, заинтересованного в возрождении этой улицы как нового культурно-исторического центра.

Как известно, решение задач по привлечению внимания к туристическому объекту напрямую связано и предполагает реализацию на деле концепции гостеприимства. Гостеприимство – это грамотное сочетание туристских услуг, комфортной и благоприятной среды для отдыха, профессионального поведения обслуживающего персонала, направленное на удовлетворение потребностей гостя, при полной гарантии его безопасности, комфорта и морально-психологического спокойствия. Структурные составляющие гостеприимства: услуги трансфера (встреча и проводы гостей); размещение; организация питания; культурно-познавательная составляющая; развлечения.

Рождественка – это культурно-исторический центр, возможная площадка для экспериментов по реализации различных социокультурных проектов. Улица Рождественская имеет несколько преимуществ, во-первых, территориально она располагается в центре города, загруженность транспортом низкая, большое сосредоточение культурно-развлекательных заведений тематического характера. Во-вторых, многие здания сохранили свой первоначальный вид, пройдя сквозь века, сохранив облик, что позволяет нам сейчас окунуться в атмосферу XIX века. Исторически Рождественская была главной улицей Нижнего базара. Там были сосредоточены гостиный дом, биржи, фирмы, гостиницы. В XIX-XX веках около 15 разных гостиниц (коридорного типа) готовы были предоставить свои услуги по размещению. Только один Бугровский ночлежный дом мог разместить свыше 900 человек [2].

Открытие новых хостелов и мини-отелей на улице Рождественской является целесообразным, в первую очередь потому, что размещение гостей именно в культурно-исторической части города способствует формированию имиджа Нижнего Новгорода как привлекательной культурной дестинации. Как показывает опыт крупных городов – Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани – особой популярностью среди туристов пользуются недорогие средства размещения: хостелы, мини-отели. Расположение хостелов и отелей в самом центре, исторической части города, будет привлекательным для людей, приезжающих на один-два дня, – это лучший способ знакомства с богатым культурно-историческим наследием Нижнего Новгорода. Для сравнения: на данный момент на территории улицы находиться всего три хостела: («Конференц Дом», «Гостевой Дом Чилаут», «Хостел Набережный»), один мини-отель: «Нежинский отель» и гостиница «Троицкая», в общей сложности, это всего лишь 120 мест для размещения. При таком соотношении цифр вопрос о гостеприимстве в современном варианте остается весьма проблематичным. Одновременно это есть инструмент позиционирования города, повышения его привлекательности среди гостей, «работающий» на повышение имиджа. Именно эта улица, ее географическое местонахождение и культурно-историческое наполнение, способствует формированию некой неповторимой «картинки» российской истории. С одной стороны, обновленная Рождественская есть некий репрезентант той линии развития, которую некогда безжалостно обрубили тогда, в 1917 году, временно потеряв ее в глубинах истории советского периода, – линии дореволюционного купечества. С другой стороны, дух этой исторической улицы, сохраняя память о былом, так или иначе, инициирует активность нового поколения современных предпринимателей. Таким образом, Рождественка – это и своеобразный памятник российскому дореволюционному купечеству, и некий message, инициирующий нынешнее поколение предпринимателей.

В общей сложности в Нижнем Новгороде свыше 50 гостиниц и отелей [3]. Каждый год в нашем городе проходят десятки конференций, семинаров, симпозиумы, форумы, так что существует большая потребность в недорогом и комфортабельном жилье. Например, с 28 июня-3 июля 2012 года был VI Российский Симпозиум по философии, также с 27-29 сентября на Нижегородской ярмарке прошел Первый Международный бизнес-саммит «Бизнес в России: Нижний Новгород», возникли определенные сложности при размещении гостей города, не удавалось разместить всех гостей в комфортных и недорогих отелях. Уровень цен достаточно высок и далеко не каждый турист со средним уровнем дохода может позволить себе проживание, составляющее «львиную долю» его бюджета.

Средняя заработная плата россиян за 2012 год, по данным «Российской газеты», составляет 26,489 тысячи рублей [4]. Для сравнения приводим таблицу данных современной рыночной стоимости услуг размещения на две ночи в центре крупных городов.

 

Город (2 ночи)

Мини-отель

Хостел

Нижний Новгород

от 5000 руб.

от 800 руб.

Казань

от 2500 руб.

от 700 руб.

Санкт-Петербург

от 2000

от 500 руб.

 

Такой высокий уровень цен не способствует развитию внутреннего туризма и привлечению гостей из областей, соседних регионов. Также необходимо пересмотреть маркетинговую политику уже существующих хостелов. Это решит проблему знания жителей об инфраструктуре города. Как оказалось, очень мало жителей и гостей города знают о существовании данных мест по размещению, поэтому они вынуждены останавливаться в дорогих разрекламированных отелях или мини-отелях. Иначе говоря, речь идет о правильно отлаженной информационной политике, включающей как: а) четкие указатели на русском и английском; б) издание информационных буклетов и справочной литературы. В исследования был проведен мини-опрос среди жителей города, в основном, студентов. Целевая аудитория мужчины и женщины в возрасте от 18-30. Было задано два вопроса: а) какие ассоциации у вас вызывает улица Рождественская? Б) какие исторические факты (имена), связанные с улицей Рождественской, вам известны? Всего было опрошено 50 человек и только 10 из них смогли один исторический факт, связанный с богатой историей улицы Рождественской. Были выявлены самые распространенные ассоциации: «трамвай», «Рождество», «Строгановская церковь». Результаты опроса невольно наталкивают на размышления. Оказывается, лишь незначительное число респондентов интересуются историей города, в котором они живут. Это подводит к важнейшему выводу о необходимости просветительской работы.

Формирование исторического сознания непосредственно способствует сохранению культурно-исторического наследия. Решение проблем в области гостеприимства не могут быть решены без просвещения. Реализацией проектной деятельности, особенно в сфере социокультурного проектирования, предполагающего воплощение модного сегодня тезаурусного подхода, имманентно «вбирающего» всего субъекта проекта, его авторские идеи, замыслы, ценностно-целевые ориентиры. Автор (ы) проекта, как никто другой, «живут», своим проектом, растворяясь в нем, необходимо пропуская через себя всю информацию как исторического, так и современного культурного содержания, совмещая в себе бездны истории и конфигурации современности.

Практически каждый второй дом, находящийся на улице Рождественской имеет свою глубокую и интересную историю. Например, здание ОВИРа (Рождественская, д.2) построенное в 1880-1885гг. купцами-миллионерами Бугровыми является памятником купеческой благотворительности, раньше она называлось – Бугровский ночлежный дом. Один из жителей этой ночлежки стал прототипом Барона в пьесе А.М. Горького «На дне». Данный исторический факт можно использовать в качестве наглядного средства в процессе просвещения: в частности, возможно проведение экскурсий, как для школьников, так и изучение уроков «на месте», что позволит привлечь школьников, студентов города и области. Нельзя пройти мимо еще одного исторического факта: в начале XIX века на месте дома № 29 на улице Рождественской стоял деревянный, на каменном сводчатом полуэтаже, доходный дом полковника Соломона Михайловича Мартынова, чья фамилия в 1841 году обрела всероссийскую известность. Сын Мартынова сыграл в русской истории одну из самых трагических ролей: именно он убил на дуэли М.Ю. Лермонтова.

Известно, что ежегодно появляется все новые и новые проекты, особенно в свете последних программ по развитию туризма в Нижегородской области, в частности, по развитию гостеприимства в Нижнем Новгороде, но большинство из них так и не реализуются. Вполне понятное дело: не всегда лучшие проекты реализуются, не всегда вовремя находят проекты спонсоров, да и вообще у социокультурного проектирования совсем небольшая история. Поэтому целесообразно создать «Информационный банк проектов», объединяющих проекты по Рождественке, объявив конкурс на общее их название. Использование этого информационного ресурса позволит создать единый непрекращающийся творческий поток, в который может влиться любой желающий. Он может, как поделиться своими идеями, так и создать что-то новое на основе уже имеющихся, но так и нереализованных проектов, ведь знание порождает знание. Это азбучная истина эволюционистского подхода, проекция которого в любой сфере дает свои результаты. Такая информационная база данных поможет не потерять интересные идеи для решения актуальных проблем, приумножая имеющиеся ресурсы, создавая новые их конфигурации.

На наш взгляд, использование европейского стандарта размещения в системе гостеприимства Нижнего Новгорода, такого как – хостел, поможет улучшить условия пребывания для большинства гостей города. То минимальное количество хостелов, которые расположены на улице Рождественской, не способны принять всех желающих, поэтому все места бронируются заблаговременно. По нашему мнению, увеличение количества хостелов посредством уменьшения торговых площадей, поможет приблизиться к решению проблемы размещения гостей, увеличит популярность улицы и будет способствовать притоку туристов.

Использование инновационных приемов и технологий в формирование культурно-исторического сознания в среде молодежи. В частности, с нашей точки зрения, целесообразно предложить игру под названием «Дыхание истории», участником которой может стать молодежь, как Нижнего Новгорода, так и области. Суть игры состоит в следующем: командам будут предложены вопросы исторического характера, касающиеся истории улицы Рождественской, ее архитектуры, личностей, исторических фактов. Опираясь на свои знания, участники отвечают на вопросы, выполняя задания поискового характера. Разработку игры можно поручить студентам ряда гуманитарных факультетов вузов города на конкурсной основе (или сборные команды из разных вузов разрабатывают различные сценарии этой игры). Участники игры смогут «оттачивать» навыки командной работы, причем, навыки научно-исследовательской работы, плавно перерастающие в навыки социокультурного проектирования. Другой вариант просветительской работы сводится к идее проведения конкурсов эссе среди школьников на знание истории улицы. Нужно помнить, что в первую очередь сами жители города должны быть заинтересованы в сохранении своего наследия, особенно молодежь, поэтому культурно-просветительская работа с молодежью – важная составляющая нашей концепции повышения привлекательности улицы Рождественской в свете концепции гостеприимства.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что гостеприимство – это понятие очень широкое, в него входит не только комфортное размещение гостей, но и создание комфортной культурной среды. Поэтому необходимо не только использовать европейский стандарт размещения – хостел – на улице Рождественской, но также необходимо, прежде всего, сохранить купеческий дух улицы, без погружения в который сложно уловить тенденции современности, ведь предпринимательство – это общее, что объединяет прошлое, настоящее и будущее. Ни в коем случае нельзя потерь тот огромный пласт истории под новой облицовкой фасадов купеческих домов. Сохранение культурно-исторического наследия невозможно без участия самих жителей города, именно они должны быть основными субъектами этого длительного, растянутого во времени, процесса по возрождению этого исторического топоса города. Нельзя без знания прошлого, его дыхания уловить ритмы сегодняшнего дня и биение дня завтрашнего.

Таким образом, профессиональная грамотная работа по развитию концепции гостеприимства Рождественской улицы имманентно включает следующие составляющие, кореллирующие с концепцией гостеприимства:

1. Использование недорогого европейского стандарта размещения гостей при непременном, обязательном возрождении купеческого духа улицы, в частности, «островков» исторической самобытности колорита зданий, помещений, т.е. дизайна улицы в целом (или хотя бы ее фрагментов);

2. Создание тематических заведений в сфере общественного питания для различных целевых аудиторий, например, создание тематического кафе в старом стиле (чайни с бубликами, например, – целесообразно для молодежи, где могли бы быть размещены фотографии старого Нижнего, портреты, атрибутика прошлого века), т.е. относительно недорогих заведений наряду с дорогими ресторанами;

3. Привлечение гостей к пешим прогулам по Рождественской – через событийный туризм (по большей части воскресными летними вечерами с разработкой сценариев с костюмированными проходами, так называемый анимационный туризм); и выделение пешеходной зоны как одного из приоритетных направлений разработок по обустройству улицы;

4. Организация единого «Информационного банка проектов – «Рождественская улица» как основания социокультурного проектирования и творчества в сфере социальной инноватики.

5. Внедрение современных социально-гуманитарных технологий с целью формирования исторического сознания молодежи как субъекта проектной деятельности.

6. Постоянный мониторинг процессов в области развития Рождественской улицы с точки зрения реализации ее туристского потенциала, сравнительный анализ исследования ее туристической привлекательности.


Библиографическая ссылка

Канавская В.В., Михайлова Т.Л. УЛИЦА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ В КОНТЕКСТЕ ГОСТЕПРИИМСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 148-150;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5050 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674