Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭПИТЕТЫ С СЕМАНТИКОЙ ЦВЕТА В ЛИРИКЕ П.П. ЕРШОВА

Михальская В.М. 1
1 Тобольская социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева
1. Ершов П.П. Стихотворения / Сост., автор вступ. ст. и примеч. В.П.Зверев. – М.: Сов. Россия, 1989.
2. Веселовский А.И. Из истории эпитета // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А.Николаева. -М.: Высш. шк., 1988.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.
4. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М.: Академия, 2003.

Сказка про Конька-горбунка известна во всем мире, как и имя ее автора – П.П. Ершова. В то же время мало кому он знаком как поэт-лирик. Однако для определения места Ершова в русской литературе недостаточно рассуждений об этом писателе как об авторе только одного популярного произведения. Это сужало и искажало бы сущность его поэтического таланта.

Объектом исследованиястали36 стихотворений П.П. Ершова, представленные в рукописном варианте, сшитые в три тетради, которые хранятся в фондах библиотеки редкой книги при историко-архитектурном музее-заповеднике г. Тобольска. Количественный состав стихотворений в тетрадях различен: в 1 тетради – 25, во 2 – тетради – 23, и в третьей – 5 его стихотворений. Надо отметить, что из них только 19 опубликовано.

Предмет изучения – эпитет как отражение индивидуального характера языка писателя. С историей изучения терминологической сущности эпитетов тесно связаны их классификации. В настоящее время нет единой точки зрения на этот счет, так как существуют различные подходы к решению вопроса о природе эпитета, кроме того, классифицируются эпитеты по разным основаниям.

Наиболее известны классификации эпитета А.Н.Веселовского, Е.М.Галкиной-Федорук, К.С.Горбачевича, А.П.Евгеньевой, O.K.Кочинева, Б.В.Томашевского и др.

В целях усиления выразительности образа П.П. Ершов широко и оригинально использует цветопись. Цветовые эпитеты органично входят в ткань стиха, поскольку всегда несут соответствующую смысловую нагрузку. Из 36 стихотворений было извлечено 150 эпитетов. Из них цветовые составили 57, это 38% от общего числа. Из цветовых эпитетов 11% принадлежит постоянным, которые используются в устном народном творчестве, хотя экспрессивно-стилистические возможности этих слов несколько ниже, чем у эпитетов с окказиональной семантикой. Это свидетельствует о фольклорном восприятии мира поэтом и желании ему следовать.

Рассмотрим функционирования наиболее частотного цветового эпитета – синий. Положительные эмоции вызывает у П.П. Ершовасинийцвет – оттенок голубого. Он также целительно воздействует на поэта, смягчая остроту восприятия жизни. Сквозь призму синего, как и голубого цвета, природа воспринимается нежной и ласковой. Этот цветовой эпитет органически входит в художественную ткань стиха и придает ему особый эмоциональный оттенок: «Ясну солнышку в ненастье В синем небе не сиять!» («Русская песня»); «Ходит туча в синем небе, Смотрит туча мрачным взором» («Туча»); «Мне отгрянуть в синем небеРазрушительным ядром?» («Туча»). Необходимо отметить, что синее небо - это постоянный образ в лирике П.П.Ершова. С.И.Ожегов фиксирует цвет синий как «имеющий окраску одного из основных цветов спектра - среднего между фиолетовым и зелёным. В данных примерах эпитет употреблен в прямом значении, это отвечает зрительным представлениям наблюдателя: Вставал столбами млечной пены, дробился пылью голубой («Сон»). Сочетание голубой водопад не кажется сугубо индивидуальным, поскольку сема голубого цвета находится в слове водопад. Такие эпитеты тяготеют к постоянным, т.к. основой их служит наличие общей семы эпитета и определяемого слова.

Слово голубой «Толковый словарь русского языка» толкует следующим образом: «светло-синий, цвета незабудки». Несмотря на то, что семантика слова вода не содержит семы голубой эксплицитно, она существует на уровне производных, то есть скрытых сем. Любой водоём имеет голубой или синий цвет, П.П.Ершов хотел указать и выделить именно этот признак в слове водопад. Экспрессивная функция данного выразительного средства не очень высокая, поскольку содержит предсказуемые ассоциации. «Разостлалась бы над морем – Не спалить мне синя моря, Не зажечь волны седой»(Туча). Слово море соотносится со словом вода. Таким образом, в этих словосочетаниях эпитет синя моря употребляется в прямом значении.Кроме водопада голубым или бледно-синим может быть еще и просто вода или небо: «Прелестно небоголубое, Из вод истканное творцом» (Зелёный цвет); «Прелестны бледно-сини воды! В кристалле их – и свод небес, И дремлющий в прохладе лес, И блеск весенния природы(Зеленый цвет).

Таким образом, эпитеты со значением синего цвета П.П.Ершов употребляет для описания водного пространства. С водой у П.П.Ершова связаны воспоминания юности, надежды.Материал свидетельствует о том, что словотворчество П.П. Ершова в области эпитезации было важным, хотя, разумеется, не единственным приемом, с помощью которого создавалась неповторимая выразительность и изобразительность языка его произведений.

 


Библиографическая ссылка

Михальская В.М. ЭПИТЕТЫ С СЕМАНТИКОЙ ЦВЕТА В ЛИРИКЕ П.П. ЕРШОВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 147-147;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5268 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674