Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИЗАЙН В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Балашова Е.С. 1 Комарова 1 А.А 1
1 НГПУ им. Козьмы Минина
1. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. - 108 с.
2. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. - 108 с.
3. Митяева A.M. Особенности многоуровневой системы подготовки в современном вузе // Педагогика. 2005. № 8. С. 69 –75.
4. Кучеров В.Т., Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования: организация и технологии. БГУ, 2004.
5. Индивидуализация обучения в ведущих вузах страны // Материалы научно-методической конференции. СПб., 1999.
6. Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции // Материалы международного семинара. СПб., 2003.
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle
8. Краснянский М.Н., Радченко И.М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов: Учебно-методическое пособие. - Тамбов: ТГТУ, Педагогический Интернет-клуб, 2006. - 55 с.
9. Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Международной конференции. - Троицк: МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2005. - 453 с.
10. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. - 108 с.
11. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. – 1999. – №1.

На сегодняшний день актуальность необходимости развития профессионально-педагогической подготовки студентов вузов не вызывает сомнения. Максимально эффективные и доступные методы и средства подготовки будущего специалиста в области дизайна – одно из главных направлений поисков всех развивающихся образовательных учреждений мира. Практика показывает, что такую задачу может решить только использование новых информационных технологий. Это позволяет использовать весь арсенал средств восприятия: аудио, рисунок и видео позволяют в короткие сроки доступно преподнести новый материал. Информация на сегодняшний момент является одним из самых главных ресурсов человечества. Компьютеризация процесса обучения дает возможность студенту воспринимать информацию в наиболее полном объеме, запись лекций или конференций позволяет несколько раз при необходимости повторно обращаться к источнику, для более тщательного изучения материала. Презентация визуализирует информацию и структурирует полученные знания. Интернет-технологии позволяют распространить или получить информацию на различных образовательных ресурсах по всему миру в любое удобное для пользователя время.

В России на сегодняшний день уже сделаны серьезные шаги по освоению обществом виртуального пространства и возможностей использования новейших технологий в процессе подготовки студентов.

Больше всего дает толчок для развития и использования новейших технологий дистанционное обучение. Использование дистанционных технологий в обучении дает ряд существенных преимуществ в получении высшего профессионального образования. Появление таких технологий дает прекрасную возможность получить высшее профессиональное образование, не выходя из дома. Дистанционная форма обучения иногда является единственно возможной при совмещении, к примеру, работы и учебы в высшем учебном заведении. В процессе обучения студенты получают доступ к учебным материалам, расположенным на сайте дистанционного обучения.

В настоящее время заочное и дистанционное обучение приобретает все большую популярность во всем мире. В США, Канаде, Германии, Испании, Великобритании, Израиле и других странах действуют сегодня десятки учебных центров. Известнейшие вузы мира – New York University, Harvard University, Cambridge University и другие – уже много лет используют дистанционные технологии. Ведущие учебные заведения предлагают свои услуги вне зависимости от местонахождения и гражданства будущих студентов.

Сегодня российские абитуриенты могут свободно выбирать между обучением по программам западных университетов или обучением по методикам отечественных учебных заведений. Безусловно, подобная конкуренция способствует постепенному повышению качества дистанционных программ российских вузов.

В нашей стране существует уже несколько десятков центров заочного и дистанционного обучения. Большинство из них являются подразделениями известнейших российских вузов. Услуги этих образовательных структур особенно популярны среди абитуриентов, живущих в тех региональных центрах, где в силу экономических причин не могут размещаться вузы или их филиалы. Во многих случаях получение образования дистанционно – единственный реально осуществимый вариант обучения по выбранному направлению.

Находясь дома, студенты дистанционного обучения изучают теоретические материалы курса, выполняют контрольные, лабораторные и курсовые работы, предусмотренные учебным план выбранного профиля подготовки, и отправляют их через сайт дистанционного обучения.

Общение с преподавателями и администрацией университета происходит по электронной почте и посредством форумов, все промежуточные экзамены и зачеты сдаются дистанционно через Интернет. Основное достоинство такого типа обучения – это приобретение студентом серьезных навыков информального обучения – самостоятельного поиска информации и работы с ней и возможность осуществлять разнообразные совместные проекты с учащимися из других регионов.

Организация дистанционного обучения может проходить на основе собственной системы, создав серьезную программную базу для взаимодействия преподавателя и студентов, авторизации, системы разовых паролей и т.д. или использовать уже готовые системы, такую, например, как moodle. Moodle – система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.

Итак, возможности для развития информационной среды достаточно широки в системе образования на сегодняшний момент, но тут возникает еще один аспект – проблема восприятия информации, его подача, оформление. Здесь нельзя недооценивать роль дизайна при создании образовательного сайта или ресурса образовательного учреждения, презентаций, лекций. С этой проблемой может справиться инфографика – сравнительно новый способ подачи информации, при котором визуальное оформление имеет первостепенную роль. Инфографика решает проблемы как при выпуске печатных и журнальных изданий, так и при создании электронных документов в сети Интернет и на персональных компьютерах. Научно термин “инфографика” расшифровывается, как инструмент преподнесения информации читателю и пользователю в более лаконичной, емкой форме. Это один из видов альтернативного изложения определенной информации посредством создания художественных зарисовок, графиков, диаграмм, интернет-символики навигации сайта и прочих графических объектов как на бумаге, так и в электронном варианте.

Инфографику как метод обучения используется в технологии Прикладного Образования еще с 1960-х годов и предложен как форма эффективного обучения Л.Р.Хаббардом. У него даже разработан обучающий курс “Руководство по основам обучения” – там есть еще несколько эффективных приемов, которые тоже отлично повышают качество обучения. В этом курсе рекомендуется при изучении материала делать зарисовки этого материала, что дает возможность увидеть и осознать связи и зависимости компонентов этого материала.

Современная инфографика позволяет уменьшать объем изданий благодаря своему лаконичному расположению информации внутри картинки. Одним словом, статистически замечено, что текст объемом более пяти страниц очень емко умещается в одно графическом рисунке.

Сегодня инфографика широко применяется и в веб – дизайне, ведь это один из самых удачных способов существенно сократить объем места, которое бы занимал письменный текст, также это очень эффективный и наглядный вид рекламного объявления. Стоит отметить еще одно несомненное качество инфографики: это экономия времени на ее создание, и соответственно экономия материальных средств на ее размещении. Кроме того, инфографика сегодня популярна, это модно, лаконично, вот почему большинство преуспевающих предпринимателей и менеджеров предпочитают именно такой способ размещения информации в Интернете, газетах, журналах и рекламных щитах.

Для современного информационного пространства инфографика больше всего развивается именно в сетевой среде. Достаточно взять любую страничку в интернете, чтобы оценить качество пользования сайтом при помощи навигационных кнопок-иконок. Правильная символика, лаконичность и цветовая подача располагают пользователя оставаться на сайте и в считанные минуты найти ту информацию, которую ему необходимо получить. Неудачная инфографика на сайте способна запутать пользователя и оттолкнуть от дальнейшего пользования ресурсом.

Таким образом, для того, чтобы повысить эффективность образования необходимо правильно оценить как важность использования новейших интернет технологий, так и визуального оформления, подачи информации.

Дизайн информационного портала, фирменный стиль учреждения, основные приемы в оформлении презентаций лекций, все это имеет значение для качества подготовки будущих специалистов. Роль дизайна в повышении качества образования, которое напрямую зависит от того насколько удобен интерфейс сайта учебного заведения, его пользовательская структура, инфографика, как оформлена подача презентаций, графических, аудио и видеофайлов. Грамотно оформленные материалы помогают студенту быстрее и эффективнее освоить новый материал.

Цель нашего исследования – найти оптимальный путь совмещения инновационных технологий и дизайна в методике и дидактическом обеспечении процесса обучения студентов-дизайнеров, в том числе дистанционных форм обучения.


Библиографическая ссылка

Балашова Е.С., Комарова, А.А ДИЗАЙН В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 16-17;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5431 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674