Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Муссорова А.А. 1 Фролова М.Е. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской федерации [Текст]: [федер. закон от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // [Совет федерации. – 2012.- ]

В ритме современной жизни дистанционное обучение набирает все большую популярность. И это не удивительно ведь дистанционно можно обучаться практически по любому предмету. Дистанционное обучение удобно людям, желающим повысить свою квалификацию, но не имеющим возможности сделать это в очной форме. Дистанционное обучение решает проблему повышения уровня образования и тех специалистов, которые находятся на большом расстоянии от образовательных организаций, предоставляющих услуги по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет право организациям, осуществляющим образовательную деятельность применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Согласно закону, под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета. При этом вузы и техникумы смогут применять такую форму обучения во всех реализуемых ими образовательных программах.

С целью выявления проблем и перспектив широкого использования дистанционного обучения в образовательном процессе вуза, нами было проведено анкетирование преподавателей Шуйского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет». В опросе приняло участие 30 человек. Из них 45% в возрасте старше 40 лет, 40% - от 30 до 40 лет, и возраст 15% опрошенных не превышает 30 лет.

Из диаграммы 1 мы видим, что преподавателей, имеющих опыт реализации своих курсов дистанционно, оказалось не так много - всего 38% респондентов. 62% опрошенных преподавателей не имеют опыта реализации дистанционных курсов.

muss1.wmf

Диаграмма 1. Опыт реализации дистанционного курса

muss2.wmf

Диаграмма 2. Формы дистанционного обучения

Наиболее понятной и используемой формой дистанционного обучения пока остается электронная почта - 59% преподавателей используют эту форму для общения со студентами. Сайтам Google и Вебинарам отдают предпочтение соответственно 19% и 13% опрошенных. Систему дистанционного обучения Moodle освоили лишь 9% респондентов.

Из диаграммы 3 видим, что у 27% преподавателей имеются свои дистанционные курсы, реализуемые около года. 73% преподавателей не имеют своих дистанционных курсов.

muss3.wmf

Диаграмма 3. Наличие собственных дистанционных курсов

Из преимуществ дистанционного обучения 32% респондентов выбрали возможность обучения людей с ограниченными возможностями; 12% преподавателей считают возможным работать в другом вузе, используя нормы, предоставленные новым законом об образовании в Российской Федерации; 27% рассматривают дистанционное обучение как перспективу расширения географии обучающихся; 29% респондентов отметили удобство выбора времени для организации учебного процесса (Рисунок 4).

muss4.wmf

Диаграмма 4. Преимущества дистанционного обучения

В настоящее время в филиале лишь каждый пятый преподаватель полностью готов реализовывать свои курсы дистанционно (19%), частично - 67% респондентов, 14% преподавателей не готовы реализовывать свои курсы дистанционно (Диаграмма 5).

muss5.wmf

Диаграмма 5. Готовность реализации курсов дистанционно

Несмотря на достаточно низкий уровень готовности преподавателей к работе в дистанционном формате, значение этой формы обучения в модернизации системы образования осознают 83% респондентов (4% - «да, несомненно, обучение будущего - это обучение через Интернет», 79% - «это будет одной из технологий, но не ведущей»). 4% преподавателей считает, что техника никогда не заменит человека и 13% респондентов считает, что будущее - за личным общением учителя и ученика (Диаграмма 6).

muss6.wmf

Диаграмма 6. Будущее дистанционного обучения

Наиболее продуктивным видом дистанционных технологий 36% респондентов выбрали On-line уроки или так называемые вебинары. 29% отдали предпочтение электронным урокам. 26% выбрали электронную почту. И лишь 9% респондентов затруднились ответить (Диаграмма 7).

muss7.wmf

Диаграмма 7. Продуктивные методы дистанционных технологий

По мнению преподавателей, дистанционное обучение имеет и слабые стороны. Среди них:

  • отсутствие личного взаимодействия;
  • проблема мотивации обучающихся;
  • недостаток самоорганизации учащихся;
  • сложность контроля качества усвоения материала;
  • слабая обратная связь;
  • трудность оценивания результатов;
  • большая загруженность преподавателя при подготовке дистанционных курсов и контроля за выполнением заданий;
  • сложность учета индивидуальных особенностей студентов.

Среди проблем при переходе полностью на дистанционную систему обучения преподаватели видят следующие:

  • компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя;
  • неготовность преподавателей к новому;
  • плохая самоорганизация обучающихся;
  • трудоемкость подготовки хороших курсов;
  • проблема контроля знаний;
  • ухудшение качества обучения.

Проведенное исследование показало, что большая часть преподавателей достаточно осведомлены о возможностях и формах реализации дистанционного обучения и осознают преимущества и перспективы его развития. Многие из них, закончив курсы повышения квалификации, разработали собственные дистанционные курсы, реализуемые как минимум год. В настоящее время дистанционные технологии внедряются преимущественно в работе со студентами, обучающимися в заочной форме, магистрантами и со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Дальнейшее развитие дистанционного обучения, на наш взгляд, может быть связано при предоставлении образовательных услуг школьникам при углубленной подготовке по школьным предметам для успешной сдачи единого государственного экзамена, студентам с ограниченными возможностями здоровья, как одна из форм организации занятий для студентов очной формы обучения с целью повышения их компетенций в области современных информационных технологий и и для организации текущего и промежуточного контроля.


Библиографическая ссылка

Муссорова А.А., Фролова М.Е. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 127-129;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5526 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674